На астраханской сцене появилась красная «Кармен»

Наконец состоялась премьера давно ожидаемой оперы «Кармен». Этим событием в Астраханском государственном театре оперы и балета открылся 25-й юбилейный сезон. Но, это мало кто заметил. 

На протяжении полутора месяцев в самом АГТОиБ, а также на прилегающей к нему обширной территории, происходило столько всего, что зрители окончательно запутались в разнообразных форматах, которые руководство театра не устаёт предлагать астраханцам.

Естественно, пандемия внесла большой сумбур в привычную жизнь в целом, и в театральную в частности. Зрительный зал пока не может работать при полной загрузке, приостановлена работа буфетов, но перед входом в Астраханский театр оперы и балета зрителей встречают белоснежные автомобили, являющиеся частью рекламного контракта. На фасаде появились так называемые «живые афиши». На месте традиционных анонсов спектаклей почему-то сейчас размещены виды города.

Вообще с афишами в АГТОиБ проблемы: их не меняют годами, на них изображены исполнители, давно не работающие в театре. Однако, их продолжают использовать в рекламе спектаклей, так как администрация не считает подобные несоответствия чем-то вопиющим.

Дотошных зрителей в театре не любят. Вся пиар-кампания Астраханского театра оперы и балета ведётся на достаточно низком художественном уровне, не соответствующем статусу оперного театра. События освещаются посредственно и подобострастно к определённым персонам. 

Театр ведёт закрытую политику: на пресс-конференциях, где обычно раздаются заготовленные вопросы, приглашаются только лояльные к официальной линии театра СМИ. Это делается для того, чтобы видимость происходящих в театре процессов преподносилась общественности исключительно в желаемом администрации ключе. Подобная тенденция полностью соответствует новому лозунгу театра: «Быть выше, сильнее. Достигать новых вершин».

В этот уикенд была взята очередная высота – публике показали долгожданную премьеру оперы «Кармен» Жоржа Бизе в постановке немецкого режиссёра Ханса Йоахима Фрая и известного театрального художника Петра Окунева. Впечатления смешанные. С одной стороны - беспроигрышный музыкальный материал, технически безупречное исполнение главных партий, отлично звучащий хор и слаженный оркестр, с другой – полное ощущение, что чего-то не достаёт.

Нарочитое, практически без метафор, визуальное решение постановки, построенное на банальном контрасте красное-чёрное (во всём изобилии оттенков), не придало спектаклю страстности и динамики. Статичные мизансцены на широком сценическом пространстве также тормозили эмоциональное восприятие действа.

Приглашённые солисты Дмитрий Демидчик и Анастасия Лепешинская при всём опыте исполнения партий Хосе и Кармен, в заданных режиссёром позициях смотрелись не с тем размахом, как вероятно могли бы. Чувствовалась их скованность и неприятие предлагаемых обстоятельств, из-за чего не зажглась искра при столь высоком исполнительском потенциале.

При музыкальной яркости и великолепной подаче материала солистами, хором и оркестром единого ритма у постановки не было. Испанской страсти не получилось, как бы не старались артисты, как бы не были убедительны в своих образах, но каждый существовал на сцене сам по себе. Здесь претензии могут быть только к режиссёрской трактовке.

Некоторые зрители покидали театр в антракте, при этом говоря, что им всё очень понравилось, просто немного клонило в сон. Очень хочется верить, что со временем спектакль окрепнет, наполнится жизнью. А великий сюжет Мериме обретёт свою изначальную суть, где предательство, ревность, преступления - всё меркнет перед безудержной страстью, которую не нужно имитировать летящими с колосников лепестками бумажных роз.

Хотелось, чтобы в Астраханском театре оперы и балета вновь преобладали подлинные зрительские эмоции, а на сцене и в яме царила гармония, слаженность и единство. Как бы «новые вершины» не опрокинули старые основы, на которых стоит этот театр, завоевавший любовь публики прекрасными спектаклями. Как известно, зрителей обмануть нельзя, к каким бы уловкам не прибегали «реформаторы» разных уровней.