Наталья Шагова: АГТОиБ входит в десятку самых перспективных музыкальных театров России

Театральная жизнь течёт не по годам, а исчисляется сезонами. Перед новогодними праздниками, когда большинство людей готовится к длинным выходным, представители театрального сообщества настраиваются на продолжительную работу, чтобы зрители получили радостные впечатления от спектаклей, концертов и разнообразных программ.

В преддверии главных праздников зимы AST-NEWS.ru встретился с директором самого большого и красивого учреждения культуры нашего региона – Астраханского государственного театра оперы и балета Натальей Шаговой.

IMG_6855.JPG

– Наталья Викторовна! Что представляет собой возглавляемый вами театр на исходе года?

– Более семи лет назад передо мной поставили задачу сделать из нашего театра культурный центр Прикаспия. На сегодняшний момент мы можем смело так его называть. Внушительные размеры театрального здания - это такие же огромные возможности не только продвигать и популяризировать академическое искусство на сцене, воплощать в жизнь самые дерзкие задумки.

Когда я только пришла на свою должность, мы договорились с Валерием Ворониным, ныне художественным руководителем и первые семь лет становления директором театра, что священные для нас сцены и зрительный зал остаются нетронутым местом творения высокого искусства. А вот остальные театральные пространства могут быть использованы как экспериментальные площадки или помещения для организации иных мероприятий.

Учитывая моё образование управленца, кризис-менеджера и опыт стартапера, удаётся внедрять всевозможные проекты, смелые идеи, где можно пробовать и даже ошибаться. Как и везде, важно соблюдать баланс, не позволяющий переломить главное предназначение театра оперы и балета – служение высокому искусству, делая его интересным всем. Некоторые сегодняшние зрители когда-то ничего не знали о нас: кто-то боялся даже зайти, кому-то музыкальный театр был вообще не интересен... Многие не понимали и не принимали академическое искусство, но через дополнительные мероприятия, проходящие у нас, театр стал им местом, без которого уже не представляется полноценная жизнь. Изначально приходя на лекции, тренинги, квесты, корпоративные мероприятия, эти люди стали регулярно бывать на спектаклях, стараясь не пропустить ни одной премьеры. Потому что попробовали, заинтересовались и стали понимать или просто получать удовольствие.

Сегодня мы освоили каждый уголок нашего театра. В своё время ко мне было много запросов из разных учреждений, что в нашем большом здании может разместиться много всевозможных коллективов, кружков и других организаций. Нужно учесть, что треть площади здания занимают коридоры и лестницы. Но так вышло, что сейчас все 54 тысячи квадратных метров нашего здания отданы под многогранную деятельность нашего театра.

В минувшем году мы провели 811 различных мероприятий, в этом уже 1577. С 2017 года посещаемость нашего театра возросла больше чем в пять раз, притом что тогда средняя цена билета составляла 250 рублей, а сейчас 980. Мы выстраиваем ценовую политику согласно популярности и востребованности того или иного спектакля, учитывая покупательную способность астраханцев. Мы пытаемся понять, где проходит та грань, когда зритель готов поддержать театр, покупая билеты по относительно высокой цене, но когда следует уступить их желанию. Зрители, покупающие билет в театр, не только организуют свой культурный досуг, но и вносят вклад в финансовое развитие театра.

IMG_5653_.jpg

– Какие новинки ждут зрителей в дни новогодних праздников?

– В этом году нам наконец-то удалось достучаться до астраханского коммерческого сообщества, поэтому вся новогодняя кампания и последующие за ней праздники вплоть до 8 Марта нас поддержит генеральный партнёр. Изначально он желал участвовать в нашем кремлёвском проекте, но мы развернули интерес непосредственно к театральным мероприятиям. Одну из зон новогоднего настроения – пространство «Аркадия» на время праздников мы отдаём нашим спонсорам под информационную новогоднюю площадку.

К привычным фотозонам мы добавили станцию писем Деда Мороза, где дети смогут написать письмо главному волшебнику зимы.

Особым сюрпризом будет открытие нового сценического пространства «Зимний сад» на 50 посадочных мест. На этой экспериментальной площадке состоится иммерсивный спектакль «Происшествие на новогодней фабрике». Ранее там проходили просветительские программы для детей, а теперь мы представим там коллаборацию нашего творческого состава с Астраханским колледжем культуры и искусств.

Как и в предыдущие годы у нас работает Мастерская Деда Мороза с дневными и вечерними сеансами. На малой сцене в 16 часов будут идти праздничные концерты.

Наша традиционная обзорная экскурсия по театру на время праздников станет новогодней. Мы регулярно проводим тематические квесты, основанные на наших постановках, в рамках корпоративного тим-билдинга. Наша новогодняя экскурсия будет также построена в форме игры.

На большой сцене мы представим новогодний концерт «Сон в зимнюю ночь», который станет продолжением темы сновидений, запущенной на «Ночь искусств» в минувшем ноябре. Тогда в театре действовало семь тематических площадок, моей самой любимой стала одна из них под названием «Бессонница».

photo_2024-12-19_19-38-34.jpg

На главной сцене театра расположились ударные инструменты оркестра и проходили мастер-классы для всех желающих.

photo_2024-12-19_19-38-36.jpg

Важно, чтобы все проекты, которые мы запускаем, приносили радость не только нашей аудитории, но и артистам. Благодаря таким интеграциям грань между зрителем и сценой стирается – артисты чувствуют поддержку публики, не только исполняя свою работу, но и раскрываясь в других амплуа.

Нам было бы проще запустить на всю новогоднюю кампанию одного «Щелкунчика», билеты на который бы мгновенно раскупались, но хочется продемонстрировать все грани мастерства и удивлять. Благодаря разнообразию афиши зрители получают возможность посещать театр в праздничные дни и вечера по несколько раз: детские спектакли, новогодние концерты на малой сцене, новогодние концерты на большой сцене и, конечно же, балет.

photo_2024-12-19_19-38-33.jpg

На этот раз мы сократили показы музыкальной сказки для детей в пользу дневных показов традиционного в зимние праздники балета «Щелкунчик». С этой инициативой я обратилась к художественному руководству – чтобы дети, пришедшие на новогоднюю программу, смогли посмотреть в сопровождение живого оркестра и прикоснуться к одному из самых знаменитых мировых балетов. Дневные «Щелкунчики» будут идти в сокращённой версии по одному часу, потому что, как показывает опыт, неподготовленным ребятишкам трудно высиживать продолжительные спектакли. Мы надеемся, что детки, которых родители приведут в театр ради новогоднего представления, прикоснувшись к высокому искусству, захотят вернуться на наши репертуарные спектакли. Важно, что все показы «Щелкунчика», и часовые – днём, и в двух действиях – вечером, пройдут в сопровождение живого оркестра.

Четвёртый год подряд мы работаем на зимней площадке в Кремле. Объём нагрузки на творческий состав в эту пору невероятно огромный. Оркестр из 80 человек будет играть по несколько спектаклей в день. В федеральных театрах предусмотрены несколько смен музыкантов, у нас такая практика не предусмотрена. Но наши артисты настолько самоотверженные, что между ежедневными выступлениями успевают участвовать в репетиционном процессе, готовясь к кремлёвской программе «Чудесный фолиант» и вечернему концерту в театре «Сон в зимнюю ночь». У наших сотрудников с 14 декабря по 8 января выходных нет, за исключением короткой передышки...

Многие зрители воспринимают труд артистов как нечто простое, не замечая, что за вся кажущаяся лёгкость достигается благодаря усилиям и любви к профессии.

– Как удаётся наладить слаженную работу такого большого коллектива?

– Семейственность в коллективе нужна нам: при напряжённом графике работы, умеренных зарплатах и прочих сложностях необходимо держаться вместе. Основная задача моя, художественного руководителя и всей административной команды – не потерять людей. Чтобы при всех предложениях, идущих из других театров, включая федеральные, у наших сотрудников формировалось душевное притяжение к театру, в котором они служат, отпустить и расстаться с которым тяжело.

Не всегда такие вещи срабатывают, но всё чаще и чаще наши артисты отказываются от более лестных в финансовом плане предложений во имя благотворной творческой и душевной атмосферы, сложившейся в нашем театре, и профессионального роста.

– Возвращаясь к новогодней теме: какие сюрпризы будут ждать зрителей в кремле?

– Я очень рада, что руководство Астраханской области понимает необходимость проекта «Русские оперы в Астраханском кремле. Зимняя сказка» для наших сограждан. Проект относится к тому пласту семейных праздников, когда, несмотря на все трудности, у каждого из наших соотечественников было место, в котором они бы чувствовали всеобщее единение и обретали веру в положительный завтрашний день. Государство продолжает заботиться о нас, финансируя подобные проекты во имя формирования семейных ценностей и социальной поддержки.

В этом году мы запланировали две ледовые сценические площадки, которые откроют концерт «Чудесный Фолиант» с волшебным маппингом и прекрасной вокальной программой. А с 23 декабря будут работать иммерсивные катания.

FullSizeRender.jpg

– Повысится ли цена билета на катки в этом году?

– Стоимость часового катания для взрослых составит 400 руб. вместе с предоставлением инвентаря и 250 для детей. На протяжении всей целевой программы нацпроекта до 27 декабря платных катаний будет всего 30%, остальное время отдадут под бесплатные сеансы для льготников. Заявки на такие катания подаются через министерство образования и министерство социального развития, которые предоставляют нам соответствующие списки. На протяжении всего срока действия проекта, до конца февраля, с 8 до 10 утра катки будут работать бесплатно для всех желающих. На малой ледовой площадке сеансы в 10 и 14 часов также станут общедоступными и безвозмездными.

По вечерам на главной кремлёвской сцене творческие коллективы Астрахани представят гостям концертные программы. Спортивное общество «Миланкор» покажет свою версию «Щелкунчика» в усовершенствованном виде, они же выступят в нашем шоу «Чудесный фолиант».

Противникам кремлёвских праздников стоит напомнить, что основными целями проекта «Зимняя сказка» являются пропаганда правильного образа жизни, объединение семейных ценностей и формирование здоровой социальной нации. В нашем концерте прозвучит музыка выдающихся отечественных композиторов, чтобы народ почувствовал всю мощь нашей культуры, которой нужно гордиться.

Каждый год мы стараемся сделать что-то новое и интересное. «Чудесный фолиант» – совместная работа нашего театра с питерской командой. Главным сценическим объектом станет огромная книга, на которую будет транслироваться невероятный мапинг. Перелистывая страницы «Чудесного фолианта», на сцене оживут картины из разных новогодних сказок.

Каждый раз подготовка к зимнему проекту является определённым вызовом для наших технических служб, но все усилия окупятся невероятным зрелищем, которое восхитит зрителей и раскроет массу интересных сюжетов.

Благодаря нацпроекту «Культура» у людей появилась возможность проводить свой досуг разнообразно, ярко и красиво. Ничего подобного в зимнее время в нашем городе никогда не происходило.

В театре ведётся плодотворная работа с подрастающим поколением. Расскажите об этом подробнее.

– Меня часто осуждали за то, что я использую площадку театра для работы с детьми. Мне пришлось пройти через тернии, чтобы доказать, что заставить любить театр невозможно. Отсекать определённую часть зрителей, говоря, что они ничего не понимают в высоком искусстве, — губительно. Поэтому мы решили воспитывать своих зрителей с малых лет. Современные дети погружены в виртуальную реальность и далеки от театра. Как им объяснить, что существует и другие грани жизни, дающие возможность открыть множественные культурные пласты, определиться с будущей профессией и стать интересным собеседником. Так мы придумали игровые форматы для привлечения детей на площадку театра, через которые многие из них сейчас стали его служителями. Очень лестно, что восемь ребят из первого потока проекта «Каникулы в театре» и студии «Вверх» теперь учатся в театральных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.

Из наших воспитанников формируется молодёжная труппа Астраханского государственного театра оперы и балета. Многие ребята являются нашими волонтёрами, принимающими участие в театрализованных мероприятиях, квестах, светских раутах. Сейчас мы ищем внутри коллектива специалиста, кто продолжит развивать это интересное и перспективное направление.

Самое любопытное, что родители наших студийцев, ранее не увлекающиеся театром, начинают погружаться в атмосферу, приходить на наши спектакли — иначе они не могут продолжать общение со своими детьми на должном уровне. Мы делаем в год по четыре проекта, где в каждой театральной смене участвует по 90 детей. Таким образом, в среднем театр ежегодно пополняется 200 новыми зрителями, что по нынешним временам считается солидной цифрой.

А за шесть лет работы с юной аудиторией с театром познакомились 1700 детей.

Помимо этого, я бы хотела отметить нашего главного хормейстера Алексея Владимировича Мелькова и Юлию Юрьевну Киселёву – они создали детскую хоровую студию АГТОиБ, которая участвует в постановках нашего театра.

– Какие открытые вакансии сейчас в театре?

– Недавно наша оперная труппа пополнилась замечательными солистами, но для хороших исполнителей мы всегда найдём ставку, это касается и балетной труппы. Что касается оркестра, то у нас работают лучшие музыканты, которых собрал Валерий Владимирович.

Что касается не артистических профессий, то нам всегда нужны монтировщики, без которых невозможна нормальная деятельность театра. Это важная, интересная и творческая работа. Сильная потребность в видеоинженерах и звукорежиссёрах. В своё время таких специалистов не было, но ребята, пришедшие к нам когда-то, сейчас стали специалистами экстра-класса. Мы приглашаем молодых людей, не имеющих опыта, но владеющих базовыми знаниями, получить безумно интересную и важную, а главное, перспективную профессию. Вакансии есть в различных театральных цехах, где создаётся бутафория, костюмы, декорации. Я призываю молодёжь приходить к нам со своими идеями, а главное, желанием, развивать свои способности и получать бесценный опыт. Бывает обидно иногда, что, имея такую мощную материальную базу и высокотехнологичное оборудование, не хватает специалистов, чтобы расширить объём нашей деятельности, спрос на которую очень велик.

Если в трудовой книжке артистов и других специалистов стоит отметка, что они работали в АГТОиБ, то перед ними открыты двери любого театра. Терять первоклассных сотрудников, стремящихся строить свою карьеру в других местах, не хочется, но их высокая востребованность является показателем престижа нашего театра.

– Как проходит гастрольная деятельность театра?

– По гастролям можно говорить очень много. В этом году в рамках фестиваля «Видеть музыку» мы показали в столице на сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко оперу «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева. В позапрошлом году наш театр представил на Новой сцене Большого театра оперу «Риголетто» Верди.

Моя задача как административного руководителя театра в том, чтобы при сложившейся бюджетной поддержке находить возможности выездов театра на гастроли для исполнения нескольких функций. Первая – о театре должны знать за пределами региона, он должен представлять свои премьеры широкой аудитории. Существует определённое сообщество, следящее за театральной деятельностью. И если мы будем оставаться только внутри своей площадки, то новости в СМИ о наших постановках у авторитетных театралов стираются. Вот почему важно показывать уровень нашего развития, профессиональный рост коллектива, новых артистов, умение исполнения сложных произведений. Не выезжая никуда, мы образно вешаем на театре замок, так как о нём должны говорить не только в Астрахани.

Вторая функция гастролей – необходимость показывать артистов разным зрителям. Постоянная демонстрация своего потенциала одной и той же аудитории не даёт художнику и артисту развиваться. Важно осознавать, как творческая деятельность артистов, музыкантов и режиссёров воспринимается разными людьми. Для творческих людей выступить на новой площадке – глоток воздуха, счастье увидеть признание, тем более избалованных московских зрителей.

Все спектакли, что мы вывозили на этот удивительный фестиваль, всегда принимали продолжительными аплодисментами. Это всегда придаёт артистам уверенность в себе и понимание, что, даже работая в театре с региональным статусом, они находятся на достойном профессиональном уровне.

Поехав в Москву с премьерой прошлого сезона, мы уверены, что пришло время нашему театру получить «Золотую маску», которую мы заслужили уже давно. Если прежнее руководство Национальной театральной премии было склонно к новаторским спектаклям, порой не просто непонятным, но и отвратительным, то новый экспертный совет «Золотой маски» нацелен на классику. Надеюсь, что вне зависимости от того, кто в дальнейшем будет осуществлять как художественное, так и административное руководство АГТОиБ, курс его останется неизменным, основанным на классическом репертуаре. При этом однозначно в театре должны идти авторские современные постановки, но с уважительным отношением к первоисточнику.

Далее следуют наши ежегодные гастроли в Китай, которые начались ещё при руководстве балетной труппой Константином Семёновичем Уральским. Наши прежние китайские импресарио передали нас в руки Министерству культуры КНР, и сейчас мы участвуем в федеральных программах. Второй год подряд нас включают в празднование 75-летней годовщины дипломатической миссии между нашими странами. Мы не просто показываем спектакли, а поддерживаем развитие дружественных отношений России и Китайской Народной Республики. Особенно престижно, что мы закрываем гастроли в Российском культурном центре в Пекине для дипломатического корпуса и их семей. Китайские зрители увидят балеты Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Я благодарна главному балетмейстеру театра Юрию Викторовичу Клевцову за то, что он смог расширить труппу, чтобы на время зарубежных гастролей астраханцы не лишались возможности увидеть традиционного для новогодних праздников «Щелкунчика». На этот раз мы попросили китайских коллег не делать гастроли затяжными: нагрузка на нашей труппе и без того будет колоссальная, поэтому ребята вернутся в Астрахань уже 2 января.

– Следующий, 30-й сезон, для театра юбилейный. Какие новые постановки ждать астраханским зрителям по этому случаю? Чем удивите в первой половине 2025 года?

– На первую половину года у нас заявлен балет «Корсар». Также планируем выпустить премьеру оперы «Севильский цирюльник» и «Сказка о царе Салтане». В рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле» покажем оперу «…». Не буду забегать вперед и раскрывать все планы художественного руководителя. В юбилейном сезоне в репертуаре, надеемся, появится ещё одно произведение Прокофьева – балет «Золушка».

Мы также ждём продолжения нашего проекта «Арт-про», только уже не в оперном направлении, а в балетном. Выпускники ГИТИСа поставят на астраханской сцене балет.

– Какое место на театральной карте страны занимает АГТОиБ?

– Из всех музыкальных региональных театров нашей страны мы самый перспективный. Разумеется, мы не сравниваем себя с пятёркой ведущих театров России, но мы точно входим в десятку молодых развивающихся с достойным классическим репертуаром и прекрасным набором артистов. По оркестру мы занимаем одну из лидирующих позиций – это мнение представителей профессионального сообщества, высказанное на крупных конференциях, куда нас приглашают делиться опытом.

Благодаря тому, что Валерий Владимирович Воронин возглавляет экспертный совет «Музыкального театра» премии «Золотая маска» и много ездит по стране, где смотрит огромное число спектаклей, то можно сказать, что Астрахани очень повезло, что здесь находится театр такого высокого уровня. Внутренняя философия театра не меняется, невзирая на то, что одни артисты и руководители уходят, другие приходят. Новые люди органично вливаются в художественную стратегию развития, избранную когда-то. Они делают выбор в пользу нашего театра во многом из-за положительной репутации театра и его художественного руководителя, богатого репертуара и солидных перспектив развития. АГТОиБ не только комфортен для работы, но, прежде всего, интересен в профессиональном плане. Каждый наш сезон – это определённый вызов как артистическому, так и техническому и административному составам. Наш театр становится творческой лабораторией ведущих коллективов Прикаспийского региона. Точки удовлетворённости в нашем деле быть не может, театр находится в непрерывном развитии.

– Наталья Викторовна! Благодарим вас за интересную беседу и желаем, чтобы новый 2025 год стал для Астраханского государственного театра оперы и балета щедрым, радостным и успешным!

WhatsApp Image 2024-12-17 at 18.24.16.jpeg

…Прогулявшись по украшенным к праздникам театральным пространствам, заметили ещё одно приятное новшество. В центральном фойе и на каждом ярусе теперь стоят кофейные автоматы, освобождающие любителей бодрящего напитка от очередей в буфете. Купив любой кофе, зритель становится обладателем уникального бумажного стаканчика с автографами и пожеланиями от сотрудников театра. Главная интрига этой замечательной инициативы – кому достанется один из 50 тысяч стаканчиков, на котором стоит подпись художественного руководителя и главного дирижера АГТОиБ Валерия Воронина?..

Подготовила Екатерина Некрасова