Не каждый регион может похвалиться такой академической избирательностью туристов.
Наше первое знакомство с директором Астраханского государственного театра оперы и балета Натальей Шаговой было непростым. Вскоре после того, как Наталья Викторовна возглавила крупнейшее в регионе учреждение культуры, мы опубликовали большой материал о проблемах с обустройством парка «Театральный». Тогда руководитель пообещала нам, что парк станет одним из любимых мест отдыха у наших земляков. Так оно и оказалось: теперь на прилегающей к АГТОиБ территории гуляют мамы и папы со своими чадам, играют детки и катаются на велосипедах (только дети: мы помним, сколько недовольства было про запреты катания для взрослых, но со временем и этот конфликт был урегулирован), устраивают фотосессии…
Успешный управленец Наталья Шагова в 2017 году вряд ли могла предположить, что сделает шаг в неизвестность из понятного ей как пять пальцев коммерческого сектора. Как показало время, новые горизонты оказались по плечу – переход в искусство из бизнеса прошёл успешно. Сегодняшняя наша беседа с Натальей Викторовной – о новых достижениях главного «храма Мельпомены» столицы Каспия.
- Какими успехами своего театра может гордиться Астраханская область?
– В 2021-м году мы наконец смогли выйти на доковидные финансовые показатели. Это получилось благодаря грамотному менеджменту и неустанной работе нашего творческого коллектива, – радуется Наталья Викторовна. И это не единственный повод: премьерный спектакль театра «Риголетто» получил замечательные отзывы профессиональных критиков-искусствоведов, рядовые зрители тепло отзывались в комментариях, много писали о постановках АГТОиБ в соцсетях.
– В астраханских кинотеатрах не нарадуются «Пушкинской карте», которая делает им серьёзную часть выручки сегодня. Театры не исключение?
– Да, «Пушкинская карта» очень востребована. Она действительно нужна театрам, чтобы поддерживать их финансово. Но ещё больше она нужна детям. Проект реализуется с сентября минувшего года, и до сих пор не все педагоги в школах знают, как и для чего можно получить карту, где оформить её, хотя она делает культуру и искусство доступнее для учеников. И это не обязательно может быть опера. В прошлом году, в год Фёдора Михайловича, у нас в театре шёл проект для школьников «Достоверно о Достоевском». Он был разработан специально под «Пушкинскую карту», и его посетили более 800 школьников Астрахани и области.
– Серьёзный вклад в культурное развитие наших земляков, когда привезти в театр представителей «поколения Муз-ТВ», казалось бы, невозможно…
– Мы не останавливаемся на достигнутом. Наши сотрудники выезжают специально в районы в учебные заведения, чтобы помочь с оформлением карт детям. Это занимает много времени, но даёт весьма ощутимые результаты: сегодня 40 процентов наших зрителей – молодёжь. Кто-то идёт «из-под палки», но остаётся с нами уже из-за любви к театру уже каждый десятый. И это здорово, ведь эти цифры растут с каждым месяцем.
– Наталья Викторовна, объясните, зачем государственному театру нужны новые зрители? Ведь, казалось бы, главное – план выполнить?..
– Ну мы же не завод. Конечно, количественные показатели никто не отменяет, но мы руководствуемся более глобальными задачами: привлечение новой аудитории, рост интереса у населения к академическому искусству, выполнение просветительской функции. Кто будет ходить в театр завтра? Кто закладывает уважение, интерес и понимание искусства в детстве? Вот над чем мы работаем, но коммерческую составляющую никто не отменял, мы живем в эпоху капитализма… Конечно, новые зрители способствуют увеличению внебюджетных показателей театра. Значит, для новых спектаклей и для развития искусства в регионе и реализации творческих задач появляется больше возможностей. Благодаря росту «внебюджета» в этом году удалось вывести театр с гастролями в Уфу, а обмен спектаклями с разными зрителями и разными городами закрепляет в России профессиональный статус театра. С такой же целью мы везём в октябре премьерный спектакль «Риголетто» в Москву на фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» – эти гастроли стали возможны также благодаря внебюджетной деятельности. И вообще, каждая новая постановка, восстановление костюмов к репертуарным спектаклям - содержат долю внебюджетных расходов, высокий процент которых театр сейчас берет на себя.
– Несколько лет назад с поста главного балетмейстера театра ушёл Константин Уральский, недавно эту должность покинул Дмитрий Гуданов. Стало известно об уходе из театральной балетной труппы солистов Субэдэя Дангыта и Камиллы Исмагиловой. Получается, есть во взаимодействии с творчеством свои проблемы и трудности?
– Проблемы? Я бы не сказала… Есть сложные решения, которые необходимо принимать в рамках разногласия внутри коллектива, но главное, чтоб перемены были на пользу театру и сохранились контакты со всеми, кто ранее работал в театре. Это рабочие моменты, из которых состоит будничная рутина руководства театром. После ухода Константина Семёновича Уральского при Дмитрии Константиновиче Гуданове труппа поднялась на качественно новый уровень. Причём это отмечали и те зрители, которые ранее критиковали нас за смену руководства балета.
Наталья Викторовна и тут выполняет свои обещания: астраханцам было приятно видеть Константина Уральского на восстановлении на сцене его авторского балета «Кармен-сюита» в ушедшем сезоне.
Такое бывает во многих театрах: артисты уходят, но это не потому, что им театр не нравится, а потому что они растут. Камиллу и Субэдэя после их победы на четвёртом международном конкурсе артистов балета в Москве пригласил Московский академический музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Мы понимали риски, когда отправляли ребят на конкурс, но замалчивать о наших звёздах смысла нет, ребята прославили имя астраханского театра, были замечены ведущим федеральным театром и теперь, уверена, будут приезжать радовать астраханцев за умеренные дружеские гонорары (улыбается). Как и звёзды Большого, которые приезжали к нам весь прошлый сезон. Все эти результаты – долгие дружеские отношения с руководством федеральных театров, выстраивание с ними корпоративных отношений. Директора Нимировича-Данченко я знаю ещё с времён его руководства Пермским театром в эпоху Теодора Курензиса. За последние пять лет у нас сформировались отличные взаимоотношения.
Нынешний директор театра Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Борисов был директором Пермского театра оперы и балета ещё в «эпоху» Теодора Курентзиса. Видимо, эти отношения в какой-то мере посодействовали приезду маэстро Курентзиса в Астрахань при поддержке Газпрома.
С Большим театром у нас настолько тёплые отношения, что нам повезло принять в дар декорации к спектаклю «Сильфида». А в этом году мы привезём «Риголетто» на новую сцену Большого театра. Так мы делимся талантами, чтобы потом принимать на своей сцене именитых артистов из столичных театров за минимальные гонорары.
– Стремление руководителей госучреждений не тратить, а зарабатывать – похвально, а столь ответственное отношение к внебюджетным доходам в суровую для экономики годину пусть станет для ваших коллег похвальным примером. Но известны и другие ваши успехи, в первую очередь – на сцене.
– Астраханский государственный театр оперы и балета горд тем, что первыми в России показали иммерсивный детский спектакль-променад с участием детей-инвалидов – спектакль «Маленький принц» режиссёра Илоны Байкиной. Мы – за инклюзию, активное участие в социуме, особенно в работе с детьми. Это развивает эмпатию, а через осознанное сопереживание несёт идеи добра и принятия от детей в семьи.
Мы вообще за семейственность. Здорово, когда взрослые не просто говорят, что надо ходить в театр, а сами вместе с детьми идут к нам. Ребёнок должен видеть, что родители ходят не только на работу или, например, в ресторан. Только личный пример показателен. Хотя бывает и наоборот. Например, благодаря проекту «Каникулы в театре» у нас часто дети становятся проводниками театра в семью. Ребятам предложили заглянуть в театральное закулисье и за неделю-полторы поставить настоящий спектакль на Малой сцене театра. С настоящими костюмами, декорациями, зрителями. Потом юные зрители часто остаются в театре уже в качестве участников детской театральной студии, а их родители становятся постоянными зрителями – причём не только спектаклей с участием их детей, а вообще. Вот так театр проникает в семью!
Наталья Викторовна поскромничала, не отметив, что уникальный проект придуман лично ею для занятых родителей в целом. Папа и мама на работе, а детям что делать остаётся? Сидеть в телефонах во время каникул? Ну уж нет. И вот, Настя Шагова, одна из трёх дочерей Натальи Викторовны – постоянный участник «Каникул в театре», в июне выступила в одной из главных ролей в спектакле «Алиса в стране чудес» – и это не первая партия юного дарования на театральных подмостках.
– Сегодня, когда Астрахань вместе с рядом других субъектов Федерации переживает отток местных жителей, включая образованных профессионалов, именно наш театр стал центром притяжения талантливых людей, артистов из других регионов, которые приезжают, чтобы стать частью нашей труппы. Они остаются в Астрахани, и это обогащает всю нашу культуру, что важно для региона в целом – ведь это качественный приток населения, – когда Наталья Шагова говорит о работе, её глаза горят: видно, что она этим делом живёт, отдаваясь ему целиком. И гордость берёт за малую родину. Ведь директор такой махины, как АГТОиБ – «штучный товар». То, что профессионала такого уровня не завезли из другого региона – большая экономия. Что он вырос и продолжает трудиться на астраханской земле – огромный успех Астрахани, комплимент, признание ей в любви. И какое же счастье, что чувства эти взаимны…
– Чем порадуете зрителей в этом году?
– Театр реализует много амбиционных проектов, в сентябре будет представлена опера «Хованщина» в Кремле, в октябре состоится премьера «Раймонда», а к концу года постараемся реализовать еще один проект в рамках Указа президента о праздновании 350-летия Петра I - балет «Медный всадник». Все эти проекты привлекают туристов из Москвы, Ростова-на-Дону, Таганрога, Самары, Волгограда. Туроператоры этих городов хотят везти своих туристов в Астрахань именно под наши даты. Это воодушевляет, ведь теперь наш город знаменит не только рыбалкой, но и театром оперы и балета и его громкими и убедительными проектами.
…«Дети – будущие взрослые. Это наши зрители, которых мы растим сегодня. Зрители думающие, разбирающиеся в культуре, искусстве, знакомые с театральным этикетом», – заявляет Наталья Шагова. И это тот самый случай, когда слова с делом не расходятся.
Беседовал Глеб Иванов