Наука по-астрахански

Наука расширяет горизонты познания, но кроме этого наука способствует (должна способствовать) улучшению жизни человечества – облегчает труд, делает жизнь комфортнее. Кто мог представить всего тридцать-сорок лет назад, что практически у каждого россиянина в кармане будет лежать телефонный аппарат, по которому можно дозвониться практически в любой цивилизованный уголок земного шара.


Грустно это признавать, но на просторах нашей отчизны «трудятся» тысячи и тысячи учёных мужей, не приносящих абсолютно никакой практической пользы. Они занимаются имитацией научной деятельности.


Процесс выявления подобных «учёных» можно было наблюдать в Каспийской столице, где в середине ноября минувшего завершилась молодёжная конференция «Инновационное предпринимательство» и конкурс молодых учёных в рамках программы «У.М.Н.И.К.». Мероприятия проходили на базе представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Астраханской области при поддержке регионального министерства образования и науки.


«На конференции молодые учёные представили свои наработки в разных областях познания. В ней приняли участие более 130 человек – представителей ведущих вузов Астрахани. В финал конкурса прошли 50 проектов. На заседаниях секций участники представили план реализации своих идей, перспективы коммерциализации, рассказали о научной новизне каждого проекта и его актуальности для развития региона», сообщалось в официозных СМИ.


На торжественном открытии конференции первый заместитель министра образования и науки Астраханской области Яков Поперняк явно проговорился. Он сказал, что работа по вовлечению большого количества студентов в грантовую деятельность необходима, следует стремиться к усилению научной и инновационной активности студенчества, повышению качества представляемых проектов.


Вообще-то обычно вовлекают в преступную деятельность, а не в научную.


Странно, но никакой особой огласки об особо высоких достижениях молодых «учёных» конкурсантов, победивших и получивших грантовую поддержку, не было.


Но о научной и практической ценности победивших проектов можно судить по сумме грантовой поддержки. Она составила всего 400 тысяч рублей на 20 конкурсантов, то бишь по 20 тысяч на каждого «учёного». Если бы по 400 тысяч рублей было выдано каждому конкурсанту, то и этого было бы чересчур скромно для двух лет напряжённой научной деятельности.


Удивляет и уравниловка. Кому-то средств надо больше, кому-то меньше. Ведь разные сферы научной деятельности требуют разных затрат. Но если деньги выданы «учёным», чтобы они отметили свои достижения со своими друзьями, то всё правильно.


ВУЗы Астрахани славятся больше скандалами, связанными со взятками, чем научными прорывами, так что просто диву даёшься от количества успешных «учёных», действующих в Каспийской столице. Подобная массовая «научная» деятельность больше похожи на имитацию, а не настоящие научные свершения. Не слишком ли много яблок падает и точно попадает по гениальным головам?


А проговорившийся первый заместитель министра Яков Николаевич не отставал от молодых «учёных» кадров. Он собрался читать лекцию на очень злободневную тему – «Глобальные и региональные тенденции развития образования».


Примечательно, что глобальность и региональность поставлены на один уровень – тонкий намёк на то, что образование в Астраханской области находится на мировом уровне.


Не очень понятно, в чём заключается «новая парадигма российского образования», но региональная парадигма заключается в том, что студентам астраханских ВУЗов с университетским уклоном легче откупиться от строгих преподавателей взятками, чем на полном серьёзе грызть гранит наук. Большинство выпускников астраханских университетов и одного института никакими науками заниматься не будут. В лучшем случае их удел, если они только не отчалят из Каспийской столицы, быть продавцами в гипер- и супермаркетах этой столицы.


Как куются и закаляются «научные» кадры можно посмотреть на примере «Школьного технопарка» Астраханского инженерно-строительного института.


Школьный технопарк – это как бы новая форма организации доступа учащихся и учителей к участию в технически сложных проектах. Усилия участников проектов вроде бы должны концентрироваться на робототехнике, микроэлектронике, технологии прямого цифрового производства и даже (как бы до кучи) – на журналистике, телережиссуре, операторском искусстве и телевизионном монтаже, хотя последние четыре направления к науке и технике отношение имеют самое незначительное.


А теперь немного о свершениях школьного технопарка.


Газета регионального школьного технопарка (РШТ) «Мы можем!» зарегистрирована в реестре школьной прессы России.


Вообще-то это детская газета и над ней трудятся учащиеся общеобразовательных организаций Астраханской области под руководством преподавателей РШТ АИСИ.


Вот такой «научный» прорыв!


А вот ещё одно свершение школьного технопарка – победа в творческом конкурсе к 130-летию со дня рождения «поэта-экспериментатора» Хлебникова.


Творческие работы выпускников телевизионной студии регионального школьного технопарка АИСИ заняли первое и вторые места. Комментарии излишни.


А «научные» прорывы этим не заканчиваются.


Выпускники лаборатории цифрового производства Г.Приходько, И.Архипов, М.Селина и С.Косарев представили проект, посвященный проектированию сувенирного изделия «Создание брелоков по мотивам комиксов DC Batman». Школьники научились работать в профессиональной программе инженеров SolidWorks, создавать чертежи в CorelDraw, освоили лазерную резку и печать на 3D-принтере.


Брелоки с эмблемой, посвященной супергерою из комиксов Бэтмену, естественно, являются научным достижением. Ребята напечатали свои изделия из пластиков разного цвета, совместили в брелоках детали, изготовленные на 3D-принтере и на лазерном станке. В дальнейших планах учеников – создание более сложных моделей на 3D-принтере.


Очень технично, а главное – патриотично!


Блеснули изобретатели РШТ на Всероссийском научно-техническом конкурсе «РОСТ».


Астраханский проект «Crowd Air Monitoring – распределенная общественная система мониторинга загрязнения воздуха в населенных пунктах», подготовленный Д.Решетниковым и Д.Улевским занял второе место. Удивляет – зачем астраханским ребятам мониторинг загрязнения воздуха, ведь экологическая обстановка в АО благодаря ООО «Газпром добыча Астрахань» лучшая в России.


А вот ещё одно «научное» «достижение» РШТ.


Пятиклассник Д.Исмайлов записал песню собственного исполнения в программе Nuendo 6. Школьник описал, как происходила запись голоса, «вырезались» шумы, корректировался вокал. Даниэль использовал разнообразные эффекты, чтобы композиция не уступала по качеству современным признанным хитам. Ученик подчеркнул, что для хорошей песни одинаково важны качественное оборудование и талант. После того как участники конференции насладились песней про дружбу в исполнении Даниэля, созданную в студии звукозаписи РШТ, всем захотелось послушать юное дарование вживую. Талант певца поразил собравшихся.


Всё это было бы смешно, если бы не было грустно.


Хорошо, что ребята не слоняются без дела по улицам, но то, чем они занимаются в РШТ, к науке имеет самое отдалённое отношение.


Рафик Идиатуллин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 43 (653)