Театральный режиссёр и журналист Юрий Векслер выступил на страницах сайта «Радио Свободы» с материалом, посвящённым опубликованной в интернете книге Фридриха Горенштейна «Астрахань – чёрная икра». Приводим его фрагмент:
«Накануне дня рождения писателя Фридриха Горенштейна, вместе с редакцией берлинского альманаха "Берлин.Берега" мы выкладываем для первой публикации в русскоязычном сегменте интернета повесть "Астрахань – черная икра". Сочинив эту повесть в 1983 году, писатель не спешил её издавать. Почему? Скорее всего, Горенштейн увидел в материале бóльшие возможности, и вскоре у него возник замысел его последнего остававшегося в рукописи большого романа "Веревочная книга" (в частности, романа в романе, названного писателем "Крим-брюле" – так называлась рубрика криминальной хроники в астраханской газете, и это название Горенштейн творчески позаимствовал). "Крим-брюле" – это детектив вокруг добычи астраханской икры. Но это моё объяснение, конечно, не более чем гипотеза. Есть, однако, и ещё один знак, говорящий в пользу предположения о связи повести и романа: и там, и там уделено немало внимания фигуре Владимира Ленина.
В повести есть, в частности, один интригующий пассаж: "Астрахань, прародина Ленина, что скажешь ты о внуке своем, столь ясном крайне красным и крайне белым идеологам истории. Шекспира бы сюда, Шекспира – одного из лучших историков прошлого. Уж он бы извлек на свет тайны Ленина – сверхчеловека, обнажив его беды и его болезни. Шекспир бы сумел, ибо он не писал правды. Впрочем, Гёте, даже историю собственной жизни назвал: "Поэзия и правда". Это значит, что поэзия и правда вещи разные". Интересно, докопался ли в своем последнем романе Фридрих Горенштейн до своей правды и поэзии в творческом исследовании личности Ленина? Но он точно её искал».
AST-NEWS.ru
«Накануне дня рождения писателя Фридриха Горенштейна, вместе с редакцией берлинского альманаха "Берлин.Берега" мы выкладываем для первой публикации в русскоязычном сегменте интернета повесть "Астрахань – черная икра". Сочинив эту повесть в 1983 году, писатель не спешил её издавать. Почему? Скорее всего, Горенштейн увидел в материале бóльшие возможности, и вскоре у него возник замысел его последнего остававшегося в рукописи большого романа "Веревочная книга" (в частности, романа в романе, названного писателем "Крим-брюле" – так называлась рубрика криминальной хроники в астраханской газете, и это название Горенштейн творчески позаимствовал). "Крим-брюле" – это детектив вокруг добычи астраханской икры. Но это моё объяснение, конечно, не более чем гипотеза. Есть, однако, и ещё один знак, говорящий в пользу предположения о связи повести и романа: и там, и там уделено немало внимания фигуре Владимира Ленина.
В повести есть, в частности, один интригующий пассаж: "Астрахань, прародина Ленина, что скажешь ты о внуке своем, столь ясном крайне красным и крайне белым идеологам истории. Шекспира бы сюда, Шекспира – одного из лучших историков прошлого. Уж он бы извлек на свет тайны Ленина – сверхчеловека, обнажив его беды и его болезни. Шекспир бы сумел, ибо он не писал правды. Впрочем, Гёте, даже историю собственной жизни назвал: "Поэзия и правда". Это значит, что поэзия и правда вещи разные". Интересно, докопался ли в своем последнем романе Фридрих Горенштейн до своей правды и поэзии в творческом исследовании личности Ленина? Но он точно её искал».