Место сопряжения Волго-Каспийского судоходного канала (ВКСК) с Северным Каспием – одно из самых проблемных мест для судоходства, так называемая «проблема 185-го км». Провести дноуглубительные работы в устье ВКСК – тривиальная задача, выполнимая для любого собственника земснаряда. Однако возникают две проблемы.
Во-первых, определение места утилизации извлеченного со дня ВКСК грунта. Как правило, проектной документацией предусматривается складирование грунта на «материке», то есть перевозка грунта шаландами или иными баржами. Однако на практике это оказывается чрезвычайно дорого. Фактически извлечённый грунт складируют в акватории Каспия на расстоянии не более 200-300 м от места извлечения. При более дальней перекачке содержащей грунт пульпы существенно снижается эффективность работы земснаряда.
Во-вторых, природное перемещение донных отложений (песок, илы и пр.) по относительно мелководной акватории Северного Каспия. В период штормов волны с лёгкостью перемещают миллионы тонн донных отложений. В частности, перемещение донных грунтов сводит на нет всю ранее проделанную работу по углублению канала.
«Это все теория, не подкрепленная фактами», – заявит ушлый читатель.
Давайте обратимся к фактам.
На сайте яндекс.карты произошло очередное обновление спутниковых карт. На снимках Волго-Каспийского судоходного канала из космоса отчётливо видны два земснаряда, работающих по углублению его фарватера.
Как следует из снимков, извлекаемый со дна канала грунт складируется в Каспий (напрямую или транзитом через ранее намытый остров). Соответственно, первым же штормом грунт будет перемещён (возвращён) обратно в фарватер.
«Других эффективных технологий утилизации грунта не существует», – может заявить кто-то в своё оправдание.
Позвольте возразить.
Обе проблемы решаются путем сооружения из извлекаемого со дня канала грунта системы островов. Контуры островов ограничиваются временной подводной опалубкой, которая после намыва острова демонтируется и перемещается на другое место для намыва очередного острова. Острова целесообразно намывать в хаотичном порядке, минимизировав количество длинных прямых проток (жилок) между островами. Намытый остров по урезу воды защищается гибким бетонным покрытием (ГБП). Вся поверхность острова, не защищенная «бетонным одеялом», засаживается кустами ивы и тростником.
ГБП – это совокупность бетонных блоков, соединенных между собой замоноличенным в теле бетонных блоков канатом. В системе координат «Цена» – «Гарантированный срок службы» – гибкое бетонное покрытие является самым эффективным защитным материалом.
В настоящее время ГБП производится на сотни заводов по всей стране, включая Астрахань.
Производится в Астрахани, однако из-за отсутствия спроса железнодорожными вагонами (два-три вагона в сутки) вывозится за пределы Астраханской области. Странно, почему-то за пределами Астраханской области ГБП очень даже востребовано…
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 34 (693)
AST-NEWS.ru
Во-первых, определение места утилизации извлеченного со дня ВКСК грунта. Как правило, проектной документацией предусматривается складирование грунта на «материке», то есть перевозка грунта шаландами или иными баржами. Однако на практике это оказывается чрезвычайно дорого. Фактически извлечённый грунт складируют в акватории Каспия на расстоянии не более 200-300 м от места извлечения. При более дальней перекачке содержащей грунт пульпы существенно снижается эффективность работы земснаряда.
Во-вторых, природное перемещение донных отложений (песок, илы и пр.) по относительно мелководной акватории Северного Каспия. В период штормов волны с лёгкостью перемещают миллионы тонн донных отложений. В частности, перемещение донных грунтов сводит на нет всю ранее проделанную работу по углублению канала.
«Это все теория, не подкрепленная фактами», – заявит ушлый читатель.
Давайте обратимся к фактам.
На сайте яндекс.карты произошло очередное обновление спутниковых карт. На снимках Волго-Каспийского судоходного канала из космоса отчётливо видны два земснаряда, работающих по углублению его фарватера.
Как следует из снимков, извлекаемый со дна канала грунт складируется в Каспий (напрямую или транзитом через ранее намытый остров). Соответственно, первым же штормом грунт будет перемещён (возвращён) обратно в фарватер.
«Других эффективных технологий утилизации грунта не существует», – может заявить кто-то в своё оправдание.
Позвольте возразить.
Обе проблемы решаются путем сооружения из извлекаемого со дня канала грунта системы островов. Контуры островов ограничиваются временной подводной опалубкой, которая после намыва острова демонтируется и перемещается на другое место для намыва очередного острова. Острова целесообразно намывать в хаотичном порядке, минимизировав количество длинных прямых проток (жилок) между островами. Намытый остров по урезу воды защищается гибким бетонным покрытием (ГБП). Вся поверхность острова, не защищенная «бетонным одеялом», засаживается кустами ивы и тростником.
ГБП – это совокупность бетонных блоков, соединенных между собой замоноличенным в теле бетонных блоков канатом. В системе координат «Цена» – «Гарантированный срок службы» – гибкое бетонное покрытие является самым эффективным защитным материалом.
В настоящее время ГБП производится на сотни заводов по всей стране, включая Астрахань.
Производится в Астрахани, однако из-за отсутствия спроса железнодорожными вагонами (два-три вагона в сутки) вывозится за пределы Астраханской области. Странно, почему-то за пределами Астраханской области ГБП очень даже востребовано…
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 34 (693)