Общероссийская общественная организация «Дети войны» (руководитель – наш земляк Николай Арефьев), внеся в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О детях войны», недостаточно глубоко вникла в суть этого закона, устанавливая правовые гарантии социальной защиты детей войны в РФ.
Конституция РФ гарантирует права и свободы всем гражданам страны. Однако к категории детей войны относятся граждане РФ, родившиеся в период с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945 г., постоянно проживающие на территории СССР в годы ВОВ. Какое-то несуразное и нелепое разделение по возрасту. А если ребёнок родился 21 июня 1928 г. или 4 сентября 1945 г, то он уже не дитя войны? Получается, что дети, не вписывающиеся в указанный диапазон дней рождения, выброшены на свалку истории?
Почему возник вопрос о детях войны спустя почти 70 лет после окончания той страшной трагедии, унесшей миллионы человеческих жизней? Почему не сразу после ДНЯ ПОБЕДЫ? Мне, родившемуся в 1939 году, формально имеющего статус ДИТЯ ВОЙНЫ, пришлось в детские годы видеть ужасную картину: и в Камызяке, и в городе Астрахани безногие инвалиды передвигались по улицам и площадям города на самодельных, сколоченных из деревянных брусков и фанеры, «каталках», отталкиваясь от земли руками. Как НЕВЫНОСИМО БОЛЬНО было глядеть на это ужасное зрелище! Они, защитники Отечества, полностью были обделены заботой и вниманием со стороны родного государства.
О нас, детях войны, и подавно забыли. Дети 1945-47 годов испытывали такие же невзгоды и лишения, как и «дети войны», ведь карточная система была отменена лишь в 1947 г.
Во-вторых, к категории детей войны причислены граждане РФ, у которых отцы не вернулись с поля битвы. Им ежегодно в день празднования Дня Победы государство выделяет безвозмездную помощь от 1000 до 5000 рублей. Но если у другого человека отец воевал и вернулся домой живым, то ему это пособие не положено и не выделяется. А таких в нашем Камызякском районе достаточно много, которых лишили законного права быть детьми войны, исключили из списка льготников по решению руководства районной ячейки астраханской региональной общественной организации «Дети войны» по Камызякскому району. Налицо явная дифференциация, отбор контингента льготников по необъяснимым на то причинам. Такого в принципе не должно быть.
В-третьих, тщательно ознакомившись с проектом ФЗ «О детях войны», пришёл к выводу, что пока денег для осуществления расходных обязательств по социальной защите и поддержке детей войны в нашем регионе не хватает по причине кризисного состояния экономики. На льготы по Закону «О детях войны» государство должно ежегодно выделять 135 миллиардов рублей плюс ежегодная процентная индексация в связи с инфляционными процессами национальной валюты, поэтому такие обязательства трудно выполнимы в условиях экономической нестабильности.
Давайте рассмотрим, какие льготы должны получить дети войны, если Закон будет принят? Это:
- Получение ежемесячной денежной выплаты;
- Бесплатный проезд всеми видами транспорта;
- Преимущество при вступлении в различные кооперативы и некоммерческие организации;
- Ежегодная диспансеризация в медучреждениях;
- Внеочередная установка квартирного телефона;
- Внеочередной прием в дома престарелых и инвалидов.
Многие из указанных в списке льгот предоставляются на законных основаниях вовремя и без нареканий со стороны их получателей. Сейчас «детям войны» уже за 70-80 лет, и они перешли в статус ветеранов труда, зачем им навязывается ещё один статус почёта и уважения, они его и так заслужили. Явное наложение одних и тех же льгот на расходную часть федерального и регионального бюджетов. Ведь ветераны труда, участники ВОВ и труженики тыла пользуются:
- бесплатным проездом на городском транспорте по дачным маршрутам с апреля по ноябрь по проездным билетам, составленным и утверждённым правительством Астраханской области;
- 50 % компенсацией жилищно-коммунальных услуг (расходов на оплату за пользование природным газом, водопроводной сетью, канализацией, электрической энергией);
- ежемесячной компенсацией за пользование домашним телефоном и транспортными услугами.
Кроме того, совсем никаких проблем не возникает при оформлении льготников в дома-интернаты для пожилых людей, комплексные центры социального обслуживания населения, установке квартирных телефонов, проводится регулярное медицинское освидетельствование ветеранов войны и труда. Конечно, каждому льготнику хотелось бы получить дополнительную денежную выплату, но она не решает полностью проблем улучшения жизнеобеспечения. По официальным данным АРОО «Дети войны», из 85 субъектов РФ только в 16 регионах приняты меры социальной поддержки для категории детей войны: размер денежного пособия колеблется от 300 до 750 рублей, что для «пожилого дитя войны» – мизерная сумма, а для федерального и регионального бюджетов накладно. По финансово-экономическому обоснованию, заложенному в проекте этого закона, число граждан, имеющих право претендовать на ежемесячную денежную выплату, составляет 10,5 млн. человек (опубликовано в дополнении к ФЗ). Откуда взять эти средства государству на такое количество льготников (при раскладе в проекте Закона 1000 рублей на одного человека) непонятно. Государство и так взяло на себя обязательства по обеспечению своих граждан пособиями: по уходу за ребёнком до 1,5 лет не менее 21 554 руб. в месяц, по беременности и родам до 53 916 руб., при рождении ребенка – единовременное пособие 15 511 руб., по материнскому капиталу 453 026 руб., ежемесячная выплата на третьего и последующих детей до достижения ими трёх лет – в среднем 8996 руб. Только единовременную денежную выплату получают примерно 16 млн. россиян. Помощь по оплате жилищно-коммунальных услуг гарантирована государством на компенсацию и субсидии не ниже 50 % стоимости услуг. Выплачиваются пособия на погребение – 5 277 руб., пособие по безработице – до 4900 руб., среднегодовая страховая по старости составляет 13 132руб. Эта тяжелая ноша взвалена на плечи губернатора Астраханской области Жилкина А.А., который, несмотря на кризисную ситуацию, с задачей по социальной политике достойно справляется.
В советский период жизни в нашей семье родились трое детей и никаких пособий от Правительства РСФСР в деле оказания материальной помощи ни при рождении, ни при взрослении детей никогда не получали, хотя у государства имелись на это средства. И не такое уж тяжёлое время было в стране, чтобы испытывать трудности в сфере социальной поддержки молодого поколения. Как-то некорректно говорить сейчас о том, что нынешняя власть ничего не делает для населения страны в социальной сфере и неоправданно называть её враждебной народу и оккупационной (как заявляет Арефьев Н.В. из КПРФ). Да, 25 лет правления «НДР», а затем «ЕР» не вызвали особого восхищения в экономическом развитии страны, но и положительные моменты скрывать нельзя. Разве плохо, с каким успехом проведены Олимпийские игры в Сочи на вновь возведённых спортивных объектах? Разве нельзя не приветствовать развитие инфраструктуры в регионах (строительство мостов, мощных линий электропередач, газопроводов, теплоэлектроцентралей и других важных объектов)? Разве не нужно проводить в нашей стране мировых чемпионатов по различным видам спорта? Что мы, хуже других стран в мире? Почему мы не должны гордиться своей Родиной?
Постоянно общаясь с жителями города Камызяка по проблемам качества жизни в постсоветское время, выяснилось, что проблема заключается не в том, сколько, когда и как необходимо получить от государства какие-то льготы - не в этом суть: главное кроется в достижении разумных целевых подходов к увеличению реальных доходов каждой семьи (достойной заработной платы и пенсий), и тогда не будет надобности создавать огромную армию льготников (десятки миллионов граждан), на которую тратились бы баснословные государственные бюджетные средства. И тогда будут довольны и работающие, и пенсионеры, и дети войны. А пока имеем то, что имеем: тратятся огромные силы и энергия многих оппозиционных парламентских партий совсем не в том направлении, какое так необходимо и важно в экономическом и политическом развитии нашего государства.
В. Правдолюбов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 7 (665)