Федеральное издание «Российский репортёр» изучило личность и деятельность бизнесмена и политика Олег Савченко. Перепечатываем материал наших коллег целиком.
«Мы певцы и музыканты, акробаты и …»
Да. Кто только не заседает в Государственной Думе. От артистов до дельцов. Только вот настоящих представителей рабочего класса и тех, кого раньше назывался крестьянами там практически не встретить. А вот дельцов — хватает. С одним из таковых мы вас сегодня и познакомим.
В последние годы это стало неким трендом среди значительной части чиновников и депутатов, которым законодательно запрещено участие в каком-либо бизнесе. Главное — найти надежного человека, который номинально будет числиться владельцем или управляющим. И можно спокойно «снимать сливки». Ведь формально такой ушлый чиновник или депутат уже как бы к бизнесу отношения не имеет.
Нечто подобное, на наш взгляд, воплотил в жизнь член комитета Госдумы по финансовому рынку Олег Савченко.
«Who is who»
Олег САВЧЕНКО — депутат Государственной Думы ФС РФ от Волгоградской области, известный путешественник и успешный промышленник, в свое время отметившийся в середине списка самых богатых россиян по версии журнала Forbes.
В 2021 году журнал Forbes поставил Олега Савченко на 22-е место в рейтинге самых состоятельных госслужащих России. С официально заявленным доходом в 565,3 млн рублей. Возможно ли такое живя лишь на зарплату госслужащего или депутата Госдумы? Сомневаемся…
Впрочем, как думается, «народный избранник» особо и не таится. Иначе как объяснить, что, как утверждают кулуарно, Олег Савченко на Охотном ряду уже хвастался тем, что прибрал к рукам стивидорную компанию «АВАЛ», управляющую оснащённым под перевалку зерна терминалом севастопольской бухте Авлита?
Если обратиться к данным российского реестра юрлиц, то можно увидеть, что к моменту своей очередной, четвертой по счету, «ходки» в Госдуму Олег Савченко успел стать учредителем и руководителем ООО «ПЛК «Каспий» — компании, заявленной оператором строящегося порта в Лиманском районе Астраханской области. Порта, призванного стать «воротами» нового международного транспортного коридора «СЕВЕР-ЮГ» (INSTC). Дабы не попасть под прямое действие Закона, запрещающего депутатам Госдумы вести коммерческую деятельность, Олег Савченко, как видится, просто снял себя с должности гендиректора этой компании и поставил туда своего сына — Георгия Олеговича.
Специалисты отмечают, что это «вкусный и жирный проект». С шикарными прибылями и перспективами. Россия объявила о продлении своего участия в «зерновой сделке», которая позволяет, несмотря на продолжающиеся на Украине боевые действия, экспортировать сельхозпродукцию через черноморские порты.
«Зерновая сделка»
Перспективы этой сделки многие эксперты оценивали критически, да и в Кремле решение принималось не просто. Но те, кто «унюхал запах больших денег», всячески лоббируют эту сделку. Депутат Госдумы от Волгоградской области, член «Единой России» Олег Савченко, как видно со стороны, стал одним из лоббистов. Ведь не спроста же он призвал Правительство не слишком «регулировать» экспорт зерновых культур? Ведь зачем члену комитета Госдумы по финансовому рынку выступать спикером в непрофильной для себя сфере?
«С одной стороны, государство должно регулировать экспорт, держать ситуацию под контролем, с другой — важно не зарегулировать сегмент, создать базовые условия, которые не будут постоянно меняться и вместе с тем будут понятны всем игрокам. Чтобы не было ситуации: сегодня одна программа контроля за экспортом, завтра другая. Когда это происходит, страдают в первую очередь те, кто на земле своими руками, своими знаниями, умениями создают продукт. Поэтому я убежден, что государство должно выработать четкие, понятные, открытые правила, под которые подстроятся все. При этом правила должны быть выгодны в первую очередь тем, кто работает на земле, а не перекупщикам и трейдерам», — таково одно из заявлений депутата журналистам.
По кулуарной информации нашего собственного источника в ГД РФ, в настоящее время Савченко активно пытается попасть в эту самую ценовую сделку. Как говорит наш источник, проводятся регулярные телефонные переговоры по этому поводу с теми, от кого зависит «распределение ролей» в этой «сделке века»
Кстати, в 2023 году на поддержку агропромышленного комплекса в бюджете страны предусмотрено более 340 миллиардов рублей. Аппетитная цифра. Ну как тут не постараться «откусить кусочек побольше»?
«И транспортный коридор»
Видимо, как мы думаем, депутат Савченко не скрывает своего интереса и в экспансии «международного транспортного коридора». Вроде благое дело. Но, как думается исходя из реалий, Олег Савченко «из скромности» не сказал об истинных устремлениях закрепиться в рамках «международного транспортного коридора» — «в интересах собственной семьи». Но помимо корыстного интереса, думается есть и еще одно объяснение столь активной лоббистской деятельности депутата — правда, как видится, не менее корыстное. Не исключено, что, занимая внимание общественности проектом «Север-Юг», бизнесмен тем самым пытается скрыть свое участие в разработке ещё одного транспортного коридора.
Для справки:
«Олег Савченко, для начала стал бенефициаром малоизвестного зернового терминала в Севастополе, в Камышовой бухте. Бывший судоремонтный завод (СРЗ) „Южный Севастополь“, на территории которого находится терминал, еще до событий 2014 года предлагал свои мощности для перевалки зерна — в интернете сохранился соответствующий „сайт-визитка“. Но после присоединения Крыма к России сам СРЗ стал объектом рейдерского захвата, перейдя под контроль „Объединенной зерновой компании“ Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
Перевалку зерна на СРЗ они так и не наладили, в 2020 году завод был объявлен банкротом, а самих братьев Магомедовых надолго вывели из игры. На фоне присоединения Запорожской и Херсонской областей к России западные СМИ стали наперебой сообщать о возможной загрузке судов в Севастополе украинским зерном. Эту информацию косвенно подтвердили жители города, заполнившие соцсети жалобами на пыль — побочный продукт перевалки».
Но и в этом проекте Олег Савченко хитро дистанцировался (номинально) от участия в бизнесе. Якобы он «белый и пушистый» и никакого отношения к бизнес-проекту не имеет. В Севастополе, в административном здании СРЗ «Южный Севастополь» зарегистрировалось ООО с вычурным названием «Морской Инжиниринговый Технополис «Си Мейкер». Единственным учредителем и генеральным директором этого ООО значится бизнесмен Рудецкий Игорь Вячеславович.
И, что характерно, этот же бизнесмен является единственным учредителем ООО «ПЛК «Каспий», некогда возглавляемого Олегом Савченко. А еще Игорь Рудецкий формально владеет тесно связанными с «ПЛК «Каспий» компаниями «Голден Каспий», «Каспий Фуд», и — не поверите — компанией ООО «Техносервис», которая продает подшипники федеральному предприятию «Крымская железная дорога».
Ну абсолютно посторонний для Савченко человек. Как тут предъявлять депутату претензии о нарушении Законодательства и участии в коммерческой деятельности? Но… Обратите внимание — ранее в СМИ Рудецкий неоднократно выступал как помощник депутата Олега Савченко!
«Депутат по зернышку клюет»
Кстати, вышеуказанные бизнес-проекты, как мы увидели, не единственные «реки в кошелек депутата Савченко». Говорят же: «депутат по зернышку клюет».
Для справки:
«АВАЛ — ключевой зерновой терминал в ещё не окончательно интегрированном в российскую бизнес-среду регионе. И лакомый кусок для воротил этой самой бизнес-среды. Актив государственный, поэтому покупка его без публичных торгов на непрозрачных условиях вызывает много вопросов».
Конечно, отмечают наши источники, Савченко вряд ли получил уже все 100%. Но, как говорят, сколотивший первые миллионы в лихие девяностые, депутат умеет «доить» бизнес и в роли миноритария. Главное ввести своего человека в руководство для контроля финансовых потоков.
Как видится, у депутата Государственной Думы Олега Савченко неплохие аппетиты. Савченко практически открыто хвастал, что вошел еще и в число акционеров группы «Торговый дом «РИФ». Крупного трейдера, который активно скупает зерно у новороссийских фермеров. Скупает по дешевке («на войне как на войне»). И, пользуясь доступом к портам, сбывает с фантастическим наваром. Можно предположить, что с этих пиратских миллионов не будет заплачен ни один «лишний» рубль налогов.
Все эти бизнес-проекты, хотя и юридически не имеющие отношения к депутату, но, как небезосновательно, на наш взгляд, контролируемые негласно Савченко, приводят к мыслям о том, что российский «народный избранник», попавший под западные санкции и лишенный роскошной виллы в Италии, пытается выжать максимум «соков» из новоприобретённых территорий. Упрочить, так сказать, свое материальное положение за счет изменившихся геополитических реалий. При этом не упуская и другие сверхприбыльные проекты. Эти выводы укрепляются, глядя на бизнес-биографию Савченко.
Через свою инвесткомпанию «Мате Оки» Савченко участвовал в сделках по купле-продаже акций, в том числе таких промышленных активов, как «Кузнецкие ферросплавы», «Домодедовские авиалинии», волгоградский «Химпром» и местный тракторный завод.
«Чукотская эпопея»
В 1996 году он стал директором Майского месторождения золота на Чукотке, возглавил Фонд экономического развития Чукотки.
В 1998, не смотря на возражения тогдашнего губернатора Чукотского АО Александра Назарова, Савченко возглавил Фонд экономического развития Чукотского автономного округа. Который занимался обеспечением региона продовольствием и нефтепродуктам. К данному периоду деятельности Савченко, говорит наш источник, так же есть немало вопросов. Чукотка едва не осталась без поставок продовольствия. Так «метко» и «эффективно» расходовались средства фонда. Не на собственный ли карман направлял их нынешний депутат Государственной Думы?
«В распоряжении „Известий“ оказались документы, проливающие свет на судьбу 35 миллионов долларов, исчезнувших из Фонда экономики Чукотки в 1999-2000 годах. Эти деньги предназначались на нужды автономии, однако были истрачены бывшим директором фонда Олегом Савченко и его заместителем Александром Москаленко совсем на иные цели», — отмечала в то время пресса.
Примерно в мае 2000 года Савченко сказал Назарову, что собирается баллотироваться на пост губернатора Волгоградской области. Назаров поинтересовался: откуда деньги? Зарплата Савченко как гендиректора фонда составляла 3 тысячи долларов в месяц, но этих денег явно не могло хватить на предвыборную кампанию. А судя по дальнейшему, именно из Фонда Савченко и «черпанул». «ЛУКОЙЛ», давший фонду кредит и поставивший на Чукотку нефтепродукты, требовал оплаты. А Савченко почему-то тянул с погашением долга. И в августе губернатор Назаров забил тревогу. Уволил не оправдавшего доверия. Вместе с уходом Савченко из фонда исчезли деньги и договоры ссуд и займов.
«По «хлебным местам»»
Савченко «улетел» из Чукотки. В Ненецкий автономный округ. И вновь оказался на «хлебной должности» — советником губернатора Ненецкого автономного округа Владимира Бутова и возглавлял созданный по инициативе губернатора Ненецкий трубопроводный консорциум. Как думается, «не без личной пользы».
Новая веха в биографии Олега Савченко. В Государственной Думе, Савченко познакомился с Романом Абрамовичем, ставшим новым губернатором Чукотки.
В 2003 г. Савченко, по договоренности с Абрамовичем, уступил бывшему члену совета директоров «Сибнефти» Ивану Кулакову богатое золотом месторождение Майское, которое получил на аукционе в 1997 г. Кулаков включил его в свою золотодобывающую компанию Highland Gold. Дела которой, однако, пошли неважно, хотя цены на золото росли: срывались графики освоения золотых жил, однажды в аварии на руднике погибли люди. В итоге компанию выкупил Абрамович.
«Шарики за ролики»
Не забудем и про «шарикоподшипниковый» бизнес господина депутата. В 2000 году Савченко создал «Русскую подшипниковую компанию» (в дальнейшем — «Европейская подшипниковая корпорация», ЕПК), объединившую целый ряд предприятий подшипниковой отрасли. В том числе возглавил ОАО «Волжский подшипниковый завод № 15» (ВПЗ-15).
А в марте 2003 года завод вдруг банкротится. Причем так, что это вызывает недоумение и у правоохранительных органов:
«В марте прошлого года дело рассматривалось по ч. 1 ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве»), в минувший понедельник его возбудили по ст. 196 («Преднамеренное банкротство»). Собственник предприятия, депутат Госдумы и один из лидеров волгоградского регионального отделения «Единой России» Олег Савченко объясняет уголовное преследование своим решением баллотироваться в местные губернаторы. Уголовное дело по банкротству ВПЗ-15 расследовалось всего два месяца. В мае 2003 года Волжский горсуд отменил постановление о возбуждении уголовного дела с формулировкой «за отсутствием состава преступления», — писала местная пресса в начале 2004 года.
В 2008 году именно Савченко лоббировал создание предприятия по производству подшипников на саратовской площадке.
«Важным фактором является то, что корпорация создает совместное предприятие именно с Brenco, так как эта компания получила мировое признание именно благодаря применению передовых технологий в железнодорожном сегменте подшипникового рынка и сумела завоевать лидирующие позиции на рынке Северной Америки, и в частности США», — отмечал Савченко.
Предприятие планировало вложить 2,2 млрд рублей в срок до 2025 года на приобретение и ввод в эксплуатацию высоко современного технологического оборудования. Это должно было привести к 100% локализации конического подшипника кассетного типа на территории региона, а также к появлению новых 82 рабочих мест. Однако проект, судя по всему, так и не состоялся.
А в начале того же 2008 года 50% ЕПК у Савченко и его партнера Александра Москаленко выкупили … структуры Романа Абрамовича.
«Скажи мне, кто твои партнеры…»
Как утверждают наши источники, такой «бизнес-успех» вряд ли был бы возможен без «теплого и тесного» взаимодействия с тем же Абрамовичем (который ныне не скрывает намерений передать 2,3 млрд. фунтов стерлингов для оказания помощи Украине) и бывшим высокопоставленным чиновником Олегом Митволем (он в настоящее время находится в камере СИЗО и ожидает решения своей судьбы).
Впрочем, нас это не особо удивило, как и видимое стремление «экономического (только ли?) сотрудничества в основном с зарубежными компаниями. Ведь по нашей информации Савченко и Москаленко — выходцы из враждебного нам ныне государства. А брат Савченко, как нам рассказали, находится в Харькове (пока принадлежащем Украине). И, как считают наши собеседники, явно не на стороне России.
Кроме того, Савченко числится учредителем ООО «СТД» — ее управляющей компанией является АО «УК СТД» — организация, связанная с десятками фирм, имеющих отношение к «ЕПК-Бренко». По нашим данным эта компания полностью завязана на офшор в Нидерландах — 100%-я структура Amsted Rail. Что, как думается, характерно для бизнеса, аффилированного Савченко.
Некрасивая история
Характерное подтверждение этому мы увидели и в том, что к 2017 году Савченко с партнерами Олегом Жизненко, Иваном Тырышкиным и Александром Москаленко получили контроль над 30% российского рынка регистраторов, купив две из трех крупнейших таких компаний: российскую «дочку» австралийской Computershare (после покупки переименована в «Независимую регистраторскую компанию») — у австралийских владельцев и «Р.О.С.Т.» — у Millhouse Абрамовича.
Характерным моментом, как нам кажется, является и еще одна история. В 2002 случился «Норд—ост» — теракт в Театральном центре на Дубровке, так с распада СССР стал называться дворец культуры 1-го Государственного подшипникового завода («Московский подшипник»). Савченко объявил о желании помочь семьям, пострадавшим от теракта. Но… Никакой информации о том, что Олег Савченко или его Европейская подшипниковая корпорация, сдававшая помещение ДК для мюзикла в аренду, как-то помогали пострадавшим и родным жертв теракта у нас нет. Как говорят, того самого момента и не произошло (никакой заявленной помощи). Да и зачем? Савченко явно было на что тратить деньги и без этого.
«Мужчина, работавший ранее в казино, и вовсе не скрывал эмоций: «Я его лично знаю. Я работал в казино лет 12 назад, пока законно было. А он приходил в ВИП-зал играть», — писали журналисты издания «Блокнот Волгоград».
Мечта — стать губернатором?
Кстати, как думается, депутатства Савченко, со временем, стало казаться мало. Ну не те возможности. Толи дело быть губернатором! И Олег Савченко стал «расталкивать локтями» имеющих желание сесть в губернаторское кресло в Волгоградской области. Однако волгоградцы ему в доверии отказали и в заветное губернаторское кресло Савченко так и не сел. И уже не в первый раз.
Но, как думается, от своих амбиций отказываться не хочет. Предполагаем — «ждет удобного момента».
И да, и наследник у Олега Савченко (как можно сомневаться?) руководящими талантами обладает. И в 28 лет возглавил администрацию Павло-Слободского поселения Истринского района Подмосковья. Если папа не помог. Да и сам Георгий Олегович не скрывает:
«Отец, безусловно, меня поддерживал. Некоторые вещи подсказывал, потому что опыт у него в политике богатый», — поделился он в одном из интервью.
Кстати, до этой должности трудился он… нет, не кочегаром и не плотником. Помощником депутата Государственной Думы.
Из того, что мы узнали, выплывают вопросы. Почему именно подобных Савченко дельцов подпускают к «экономическим кормушкам»? Не пора ли проснуться Госорганам и сделать соответствующие выводы? Зачем такой депутат-делец «Единой России»? Особенно это актуально сегодня, когда показатель «свой-чужой» становится необходимостью для государства. А «свой» ли Олег Савченко?
Главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России Игорь Глуховский