Олег ШЕИН: О ЕРЦ и УК
К единым расчетным центрам я отношусь отрицательно. Во Владивостоке, например, ЕРКЦ получал до 15% за передачу денег, у нас в Астрахани на пике было около 7%, но самое главное, что коммунальные компании своих денег все равно не могли видеть, потому что люди, которые при большой поддержке администрации создали у нас расчетно-кассовый центр, параллельно в том же году зарегистрировали фирму на Бермудских островах, и понятно, куда шли денежные потоки.

На определенном этапе у коммунальщиков лопнуло терпение, и частные коммунальные компании сформировали свой расчетный центр, а за первой фирмой остались только подневольные МУПы и Фонд капремонта. Половину начальников уже арестовали, но это прошло спустя 10 лет. Сама по себе схема, учитывая политическую неконкурентность в России, формирует площадку для вывода денег. Все эти вещи однозначно зависят от политической среды, если расчетный центр аффилирован с конкретными персоналиями в органах исполнительной власти, понятно, что он хорошо работать не будет. У нас же политическая монополия: первые лица государства, губернаторы, парламентское большинство в регионах – представители одной партии…

Что касается астраханских окологосударственных управляющих компаний, то конкурентная среда не позволяет им вести себя развязно. Даже в пассивных кварталах конкуренция ощутима. Драйвером активности людей стали спецсчета по капремонту: людям проще раз в год принять решение, как потратить средства спецсчета, чем ежемесячно контролировать УК. И этот опыт помогает развиваться дальше, ведь это обучение самостоятельности на очень простой практике. Если люди этому обучились, значит, им проще. Если нет – значит, им очень сложно выйти за круг обычных писем и жалоб, а от жалоб толку много не бывает.

Олег Шеин, депутат ГД РФ от Астраханской области