Особая, свободная или специальная экономическая зона — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

В Астрахани таким местом давно стали несколько ключевых торговых мест, на фоне которых даже Большие Исады колоритно выделяются в широком географическом смысле. Территорию у Красного моста тоже так называют все, хотя чисто формально она непосредственно «Большими» не является, но имеет все необходимые для этого атрибуты, которыми можно порезать глаза и остановить дыхание.

Астраханские помидоры из Турции

Тех же, кого такая реальность не пугает, не без удовольствия приходят сюда за свежими весенними продуктами. На солнечной части торгуют помидорами, а торговцы рыбой предпочли место в тени. Торговля идёт бойко, пройти мимо удаётся не без труда, а когда уже радостно проведя время в этой человеческой пробке преодолеваешь её, натыкаешься на помидорные баррикады из ящиков и коробок. За первой линией обороны следует вторая, а уже после неё можно спокойно сесть на маршрутку, остановившуюся посередине дороги — ну не торговцев же томатами давить, в самом деле! Подумаешь, сидят люди на проезжей части, торгуют овощами, мало ли. Да, немного анархии всегда не помешает. Те же водители маршруток могли бы поступать аналогично и кататься на газелях по торговым рядам. Удобно же, согласитесь.

Вот почему зона «Больших» названа мной «особенной» - в ней всё особенное. Смотрю на торговцев. Все загоревшие, только что приехали на запылённых раритетах славного отечественного автопрома, уже начали доставать ящики с помидорами, а они все… одинаковые. У всех причём. Некоторые приезжают на маршрутке из области, но также прут те же помидоры, только уже без ящиков.

Что особенно в том, что из области привозят помидоры? Да ничего вроде как — в Астрахани чай живём. Это, конечно, само собой, вот только Астрахань всё же не Африка, и помидоры появляются, скажем так, несколько позже, а вот в Турции как раз самое оно.

Сидят люди на астраханской дороге, торгуют помидорами из Турции, всё нормально. Интересно, а если сесть вот так на дороге в Анталии и начать торговать астраханскими арбузами, сколько минут продлится торговый день? Думаю, недолго, но запомнится надолго наверняка.

Чистота – залог здоровья!

Мимо проходит полицейский при полном обмундировании, но без фуражки, садится в машину, уезжает куда-то с лицами в штатском. Лица сильно напоминают торговые, по выражению которых видно, что они здесь давно и им здесь очень хорошо. И уехали с полицейским. Может он просто мимо проезжал, но по инструкции вооруженные полицейские должны быть при полном, как говорится, параде и в определённом месте, а не сливаться в людском потоке. Он уехал, а если бы не уезжал, то увидел много чего особенного.

Вот к горе мусора прямо на дороге подходит женщина, не спеша наклоняется и со знанием дела выбирает коробки, ящики, уходит. Вот собаки с краю помойки, до этого они крутились с другой стороны со всеми вытекающими отсюда последствиями, но торговку это не останавливает, она уже спешит на остановку с коробками, которые бережно и внимательно метили собаки, считающие эту территорию своей, благо их не ловят, а с питанием перебоев не бывает. Торговка тем временем распихивает прохожих в буквальном смысле, выбивая себе место под солнцем, паркуется во втором ряду, ставит коробки эти, а на них однотипные, как у всех вокруг лотки. Стоит минуту, а уже и ценник, и весы на виду — побыстрее всё продать и домой вернуться. А чего теряться-то, нужно успеть съездить и купить турецких помидоров, чтобы завтра с утра ими вновь начать торговлю из крепко пахнущих собачатиной лотков. Астраханцы придут домой, салат сделают, закружатся, забудут помыть, съедят так и — в больницу: «наверное, молоком отравился».

Город-сказка, город-мечта

Улица Каховского, на которой процветает рынок бактерий под открытым небом, практически полностью лишена движения. В районе стихийного рынка дорога разбита, и там давно в три ряда паркуются все кому не лень — торговцы, таксисты, покупатели. Вот на этом месте можно вполне установить пару рядов стационарных приличных торговых мест, чтобы каждый мог также, приехав, на месте заплатить однодневную аренду места и спокойно торговать. Кто-то скажет, что это незаконно, нужно оформлять статус предпринимателя. В результате, по закону, нужно, но «не можно», сделать и получать прибыль плюс чистоту окружающего пространства, ну и не подвергать риску здоровье астраханцев — это незаконно, а на самом деле, вот как сейчас, это и незаконно, и небезопасно, и деньги в казну.

На тех же самых дворников не идут, то есть ко всему прочему добавляется тотальная грязь. Про третьих, незаинтересованных лиц вообще тяжело говорить. Просто порой приходится кому-то пересаживаться на транспорт именно в этом месте, кто-то возвращается с работы, учёбы и непременно попадает в хаос и борьбу за маршрутку прям на дороге, далеко от тротуара, ведь кругом просто биржа помидоров.

Такие сверх льготные экономические зоны, таких вообще нет нигде. Особые экономические зоны отдыхают по сравнению с нашей, особенной.

Маленькая предпринимательская хитрость

Где в Астрахани общественные туалеты? Нет, потому что нет денег в казне. Почему в казне нет денег? Да откуда ж им взяться в городе, когда такой подход. Мне кажется, что если бы в начале истории Астрахани она стала бы городом-банкротом, в это никто бы не поверил — ну, не может физически город, нанизанный на шёлковую нить одноимённого пути быть банкротом, как не бывает хилых мясников.

С одной стороны, всё это хорошо — приехал человек из области, перекупил у жителей третьих стран турецкие помидоры, перепродал, кинул лоток и коробку в помойку, пересчитал навар, положил в карман, похлопал и поехал по своим делам, а нам что с этого? Вот лично нам, жителям Астрахани, какое дело до всего этого?

Как это бы ни было для нас прискорбно, но самим торговцам ещё не легче. На них, на опору крепкого государства, на родимый наш мелкий бизнес навалилась такая головная боль, что многие были вынуждены прикрыть свою лавочку и податься на вольные хлеба. Об этом уже рассказывалось более подробно недавно, так что от себя скажу кратко: увеличили пенсионную ставку в два раза. Это если просто и ясно. Наши люди пересчитали и вот что получили: если работать до пенсии предпринимателем и не платить этот пенсионный взнос, то при выходе на воображаемую пенсию получишь порядка шести миллионов рублей. Ежемесячный процент будет выше пенсии, которую рядом будут получать те, кто всю жизнь исправно отстёгивал в пенсионные закрома. У честного пенсионера, правда, шести миллионов рублей на счету не будет, в отличие от его более продвинутого сверстника. Даже если пенсионер умрёт, его пенсию никто получать не сможет, а у его воображаемого сверстника безутешная вдова получит их на руки и уедет жить куда захочет.

Почему же так получается? Такие мысли может и приходили мелким предпринимателям, да горевать и теряться некогда: кто продолжил работать по документам другого человека, кто остался на прежнем месте и поднял чёрный флаг, то есть стал торговать без разрешения, предпочитая честно отдавать проверяющим инстанциям по тысяче рублей и жить спокойно, чем отдавать побольше в пенсионный денежный пылесос. Работать по чужим документам, это когда у одного человека документально разрешены практически все виды торговли, чем угодно можно ему торговать. Копии этих документов он раздаёт всем страждущим, которые уходя оставляют ему хрустящую... благодарность. Предприниматели формально позакрывались, а рынки работают - чудеса. Потом можно будет резко снизить налоги, вывести их, тех же самых обратно из тени и показать стольки-то кратный экономический рост.

Столярова всё устраивает

В такие тяжёлые моменты, самые напряжённые моменты, когда нужно просто выправлять ситуацию, просто жизненно необходимо давать людям легально осуществлять свою деятельность, давать им места, чтобы они спокойно могли наполнять и свой карман, и наш с вами бюджет. Один бюджет города-банкрота. А кто как не мэрия должна обеспечивать функционирование и развитие города? Если в городе торгуют на дороге, то это не город, а караван-сарай, гай-гуй, генацвале.

Если бы астраханцам сказали: «покажите нам все те места, где город может получить деньги, а мы для вас сделаем всё, будем вам руки целовать, туалеты везде ставить, транспорт, дороги, мосты, всё для вас, дорогие наши хозяева, даёте возможность работать и зарабатывать не только деньги, но и вашу любовь, уважение и доверие на управление таким прекрасным городом, созданным всеми нами», то, мне кажется, в течение нескольких дней деньги в бюджет стали бы возить с рынков на грузовиках. Нет? А стоило бы попробовать нашей замечательной мэрии настроить хотя бы какой-то полный диалог с астраханцами.

У нас пока выходит так - вот Астрахань, а вон там, вооон там вон мэрия. Да, за поворотом, вы сразу найдёте. Только там огорожено. Что, зачем огородили? Ну, так нечего народу мимо окон рассекать на машинах, пыль поднимать, работать мешать: поставь машину, выйди, соберись с мыслями, иди. Иди достойно, ведь идёшь мимо мэрии. С придыханием и улыбкой. В кармане можно держать фигу, верующим - молиться.

Вообще неплохо было с другой стороны улицу Чернышевского также перекрыть, поставить забор. Вырыть там бассейн, сверху соорудить между домами крышу. Такой аквапарк с выпивкой и блэк-джэком. Пусть на работе будет праздник. Всё равно толка с неё ноль. Мы пишем статьи, прокуратура пишет предписание на исправление того или иного рода обстоятельств, их устраняют. Вот так функционирует город Астрахань.

Если что (а случиться может всякое), все мы можем также приехать на Большие Исады и начать торговать турецкими помидорами. То есть все негативные явления как бы должны приходить в баланс с возможностью торговать с лотка, где угодно и как заблагорассудится. Не знаю, как вас, а мэра Астрахани Михаила Столярова это устраивает.

Чулпан Хаматов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 19 (528), 24.05.2013 г.