Многие читатели задают в редакцию «Горожанина» один и тот же вопрос: «Если на лов осетровых введен мораторий, откуда берется черная икра и красная рыба на астраханских прилавках?»
Корреспондент «Горожанина» Анна ЛОГИНОВА попыталась найти ответ на этот вопрос.
О ЗАПРЕТЕ
По информации агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области, мораторий на вылов осетровых действует в России уже 11 лет. Первой рыбой, попавшей в статус «особо охраняемая», стала белуга. В целях сохранения и более рационального использования запасов этой царь-рыбы ее промысел был прекращен в России в 2000 году. В 2005 году такими же привилегиями федеральные чиновники наградили осетра и севрюгу. Производители вылавливают отечественных осетровых только для воспроизводства и проведения исследований. Квоты для промышленного лова областное агентство по рыболовству и рыбоводству не выделяет.
Поэтому все, что астраханцы видят на прилавках — банки с черной икрой, копченая осетрина и севрюга, живые и мороженые осетры и бестеры, а также консервы из них, по словам специалистов, либо завезено из других регионов, либо выращено в нашем регионе в рыбоводческих хозяйствах или заводах. Продажа, а значит и употребление этих продуктов разрешены.
О ПРОИЗВОДСТВЕ
В регионе всего семь предприятий специализируются на выращивании осетровых видов рыб и производстве продукции из них: КФХ Мироновой, НЭБ «КаспНИРХ» (БИОС), ООО «Ника-Аст», ООО АРК «Белуга», ООО РК «Акватрейд», ООО РВК «Раскат», ООО РПСП «Золотой осетр». Шесть коммерческих фирм имеют собственные садковые хозяйства, пруды и бассейны. По информации агентства по рыболовству, в настоящее время астраханская промышленность ежегодно производит порядка 267,5 тонны осетровых и 2,3 тонны черной икры. Часть из них идет непосредственно в продажу или на переработку, остальное отправляется в другие регионы.
О ПЕРЕРАБОТКЕ
На рынке осетровых есть и компании, которые специализируются только на переработке. Например, ООО Производственное предприятие «Каспрыбпродукт». «Для переработки мы закупаем икру-сырец, причем не только у местных рыбоводческих хозяйств, но и по всей России. Вся икра — от рыб авквакультуры. Наша продукция представлена не только в области, но и других регионах», — говорит главный инженер «Касп-рыбпродукта» Станислав Киселев.
Несмотря на активную пропаганду рыб частиковых пород со стороны региональной власти, любовь к «черному золоту» и красной рыбе у астраханцев не исчезает. Да и гости города, зачастую, едут в наш рыбный край попробовать балык и купить заветную баночку икры. Такая продукция представлена во многих продуктовых магазинах. В магазине «Живая рыба» плавают осетры, бестеры — в гипермаркете МЕТРО. В гастрономе «Михайловский» в рыбном отделе на витрине лежат муляжи баночек с черной икрой, так как для настоящей икры необходимы специальные условия хранения — минус 2 градуса. Покупателям потом выносят настоящие банки. Там же можно найти севрюгу и осетра горячего копчения по 128 и 148 рублей за 100 г. Цены на икру — до 22 тысяч рублей за 500 г. «Нашими основными поставщиками осетровой продукции являются ООО АРК «Белуга» и ООО ПП «Каспрыбпродукт», — сообщает коммерческий директор гастронома Денис Ринк. — Готовит рыбу осетровых пород наш рыбный цех».
Продавцы балыка и сырокопченых деликатесов рыбного рынка на Селенских исадах в один голос уверяют, что вся продукция на их прилавках — из «местной» рыбы. Хотя есть информация, что на «селениях» астраханцам продают итальянских и французских осетров. Кстати, в магазинах встречаются банки с черной икрой из Казахстана и даже Ирана.
О «ЛЕВЫХ» КИЛОГРАММАХ
По закону о защите прав потребителей, любой покупатель может попросить в магазине сертификат качества дорогостоящего продукта. Все опрошенные нами продавцы осетровых такие документы имели. Впрочем, сегодня даже правоохранительные органы вынуждены признать, что от «левой» продукции эти сертификаты не уберегают. К примеру, по накладным в магазине должно продаваться 10 банок, но кто уследит за реально проданным количеством?
В природоохранной прокуратуре, куда мы обратились за комментарием, сообщили, что проверки торговых точек на предмет продажи «левой» черной икры проводятся только по заявлениям. В этом году такое заявление было всего одно. «Нам поступило оперативное сообщение, что в продуктовом магазине продаются без соответствующей документации банки с черной икрой. В ходе проверки это сообщение не подтвердилось. Оказалось, что икра была произведена и реализовывалась на законных основаниях, — рассказывает заместитель прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Василий Коломейко. — Других подобных проверок в этом году пока не проводилось».
СКОЛЬКО ДАДУТ ЗА СБЫТ ОСЕТРОВЫХ
За продажу нелегальной икры и рыбы продавцов могут привлечь по ст. 175 («Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем») или по ст. 238 («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») УК РФ. По первой статье максимальное наказание — 7 лет лишения свободы, по второй — от штрафа в 300 тысяч рублей до 10 лет в случае причинения смерти по неосторожности двум и более лицам».
Один из последних случаев — задержание летом этого года сотрудниками УРЧ № 4 по борьбе с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов автомобиля с 10 килограммами черной икры. Как сообщает пресс-служба УМВД по области, 20 банок по 500 г деликатеса принадлежали владельцу авто — повару вагона-ресторана поезда «Астрахань — Санкт-Петербург». По версии следствия, подозреваемый нелегально сбывал икру пассажирам. Суд назначил повару штраф 40 тысяч рублей.
Анна ЛОГИНОВА,
"Горожанин" № 36, 14.09.11.