Вряд ли кто будет спорить, что со спорткомплексом гораздо лучше, чем без него. И вряд ли кто-то откажется от такого достаточно дорогого подарка, особенно, в то время, когда для постройки подобного сооружения за собственные средства денег в бюджете обычно не хватает. Руководство Газпрома пообещало, что за счёт их предприятия на астраханской набережной будет возведён спорткомплекс. И всем хорошо и все счастливы: парочки гуляют по обновлённой набережной, молодёжь занимается в спортивном комплексе. Всё, казалось бы, просто отлично. Но какая интересная получается схема. В девятой статье Конституции Российской Федерации чётко сказано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». То есть, в первую очередь, природные ресурсы принадлежат народу, соответственно, если кто-то получает за счёт этих ресурсов прибыль, то он просто обязан часть её направлять на социальную сферу.

В большинстве стран, в принципе, так на практике и сделано. Добывающие природные ресурсы предприятия платят очень высокие налоги, за счёт которых обеспечиваются социальные гарантии населения. Примеры таких социальных гарантий вы можете видеть сами летом на улицах российских городов в виде довольных пенсионеров из-за рубежа, которые, в отличие от наших, могут себе позволить, действительно, заслуженный отдых. А у нас получается, что участие компаний в социальной сфере – это не обязанность, а жест доброй воли. Объедки с барского стола, иными словами. В этом заложен глубокий смысл. В одном случае получается, что население стоит по статусу выше всяких компаний, как и должно быть. А в нашем случае, выходит, что население вообще никаких прав не имеет. Всё сводится к принципу «будете себя хорошо вести – получите косточку».

Кто ещё верит в социальную ответственность бизнеса, может просто посмотреть, в какую сторону движется социальная поддержка компаниями даже своих собственных рабочих. Практически все крупные корпорации, не сговариваясь, взяли курс на так называемую оптимизацию. То есть, вывели весь обслуживающий персонал, незадействованный в непосредственной сфере деятельности компании, в дочерние организации. Лишив его, соответственно, многих мер социальной поддержки. То же можно сказать и про содержание ведомственных учреждений образования и здравоохранения, которые даже компании, занимающие первые места в рейтинге по получаемой прибыли, стали отдавать на баланс муниципалитетов. И это касается не просто абстрактных людей, а непосредственно сотрудников таких организаций. Которые для неё хоть что-то значат. Будут ли компании заботиться о тех, кто для неё не значит ничего – думайте сами.

А я вот уверен, что если положение дел не изменить – в итоге через несколько лет мы будем рады даже поставленной на какой-нибудь улице раз в год урне, считая её бесценной помощью от дорогого спонсора.

Пётр Белёв,

"Факт и компромат" № 34, 29.10.10.