Изменение схемы выборов депутатов гордумы Астрахани со смешанной на одномандатную, которое было принято региональным парламентом в минувшую пятницу только на первый взгляд касается интересов «Единой России». Политолог Илья Гращенков видит за этим решением геополитические интересы государственного уровня.
«Астрахань входит в число регионов с достаточно высоким рейтингом оппозиционных партий. К примеру, «Справедливая Россия» имеет один из самых высоких рейтингов по России в Астраханской области, ну, это понятно, за счет Олега Шеина, у коммунистов неплохие позиции. Поэтому списки как минимум бы отнимали 30% у «Единой России», рейтинг которой и так невысок.
Что такое по своей сути партийные списки? Это конкуренция брендов. Сегодня ЕР толком нечего предложить избирателям, потому что каждый задает три простых вопроса: поддерживаете ли вы пенсионную реформу, почему растут налоги и куда деваются эти деньги и как вы соотносите партию и главу правительства Дмитрия Медведева, экономическая политика которого не устраивает избирателя?
И вся эта негативная повестка не только обрушивает рейтинг ЕР, но и, соответственно, наращивает рейтинги оппозиционных партий. Поэтому можно смело прибавить еще по 10%, которые они могут взять именно на критике ядра. Поэтому если отменить партийный бренд и устроить конкуренцию личностей-одномандатников, то единороссам будет проще. Они уходят от партийной повестки, продолжая при этом опираться на админресурс и поддержку со стороны лидеров общественного мнения, которые говорят: проголосуйте за моего друга Васю Пупкина, а то, что он единоросс, в данном случае неважно, я его уважаю как человека. Вот поэтому уход от партсписков – это стандартная тактика при падении рейтинга власти.
Помимо этого, губернатору Игорю Бабушкину важно не допустить дихотомии, когда глава региона силен в области, но слаб в городе. Для астраханского губернатора это крайне важно именно сейчас. Сегодня Астрахань рассматривается федеральным центром как ворота в Каспий, и Бабушкину нужен полный контроль в городе, включая депутатский корпус.
Я думаю, что для Бабушкина как личного назначенца Путина гораздо важнее все-таки исполнить те поручения, которые перед ним ставит президент, а не те, которые сейчас важны для премьера Медведева и его партии. Президенту важен проект «Каспийский», и поэтому устраивать в Астрахани партийную борьбу, замерять рейтинг ЕР накануне выборов в Госдуму – это не ключевая задача. Поэтому вполне возможно, что решение провести выборы в астраханскую гордуму по одномандатным спискам принималось на федеральном уровне и актуально именно для Бабушкина. Нам как бы говорят: пусть там ЕР играет в свои рейтинги в менее важных регионах. А здесь ключевой регион, причем по-ключевому опасный, это Каспийский бассейн, который крайне неоднородный. В общем, Астрахань не место для партийных тестов».
«Если сравнивать две эти избирательные системы – смешанную, которая применялась на выборах в астраханскую гордуму в 2015г., и выборы только по одномандатным округам, – то для партии-лидера, которая пользуется симпатией избирателя, безусловно, выгоднее полностью одномандатная система.
Для партий, у которых рейтинг на уровне 10–20%, выгоднее система пропорциональная – с партсписками. Поэтому как на федеральном уровне, так и на выборах регионального и муниципального уровня оппозиционные партии, которые по электорату очевидно уступают ЕР, всегда придерживаются системы выборов по партийным спискам. Вспомните, когда мы перешли от полностью пропорциональной системы к смешанной, оппозиционные партии также громко возмущались. Чем большая доля избирается по партийным спискам, тем для них лучше. Этим объясняется несогласие оппозиционных партий с возвратом.
Поэтому в данном случае в Астраханской области мы видим в первую очередь субъективную заинтересованность этих относительно небольших партий (у нас ни одна оппозиционная партия не претендует даже на 30% доли электората), а второй момент – эта субъективная заинтересованность подкрепляется еще и соображениями общественного интереса, который заключается в том, что избирательная система должна быть направлена на адекватное представительство интересов избирателя и всех политических сил в законодательном корпусе. И очевидно, что система выборов по одномандатным округам искажает эту картину в пользу партии-лидера.
И это общий закон избирательной системы, который работает везде, начиная с Англии, где вот недавно мы видели результаты выборов, то же самое будет и в Астрахани. Если единороссы побеждают гипотетически во всех округах, получая при этом в среднем 40% голосов в свою поддержку, то они занимают все 100% мест в парламенте.
Другое дело, что в Астрахани возникла странная ситуация, поскольку выборы 2015г. впервые проходили по смешанной системе как раз в тот момент, когда рейтинг партии власти начал падать, и, казалось бы, ЕР было выгоднее сохранить одномандатную систему. Поэтому реформа, которая проходит сейчас, возвращает ту практику, которая была всегда. Мне до сих пор непонятно, с какой целью был проведен этот эксперимент, который позволил сформировать оппозиционные фракции в гордуме, чего там не было никогда. Поэтому мне неудивительно, почему сейчас возвращают в Астрахани эту систему, удивителен был предыдущий «зигзаг».
Если говорить о каких-то партийных прикидках к выборам в Госдуму, то нужно понимать, что у нас давно выборы не играют никакой социологической роли, и поэтому как-то протестировать уровень доверия к партии власти с помощью голосования по партспискам в гордуму Астрахани вряд ли бы удалось».
«Говорить о том, что одномандатная система выборов в астраханскую гордуму выгодна только партии власти, я бы не стал. Понятно, что это в первую очередь на руку тем, кто держит в руках управление избирательным процессом, а именно чиновничьему аппарату, с которым тесно аффилирована «Единая Россия». С помощью одномандатной системы им будет легче провести тех кандидатов, которые нужны.
И, несмотря на то что риски при смене системы возникают и у оппозиции, и у партии власти, их соотношение я бы расценил как 70 к 30. Партия власти потеряет все-таки меньше. Однако оппозиция одновременно с очевидными рисками приобретает и возможности, одна из которых – стимул к достижению договоренностей и объединению. Оппозиция может провести своих кандидатов только при одном условии: перестать ссориться между собой и начать согласовывать выдвижение кандидатов, а также вести широкую агитационную работу с населением. Ни одна из оппозиционных партий физически не может накрыть наблюдателями все избирательные участки, а при взаимодействии это возможно сделать процентов на 80. Та же история и с формированием участковых комиссий.
В качестве ресурса оппозиция может использовать и крайне низкий авторитет единороссов в Астрахани. Здесь очень много идет всяких процессов, слухов, толков. Во всяком случае вес ЕР именно в областном центре я бы оценил очень низко. Уверен, что оппозиция будет использовать эту нарастающую непопулярность и строить кампанию на разоблачении «псевдосамовыдвиженцев». Я прогнозирую множество таких межличностных конфликтов в ходе избирательной кампании.
Новый губернатор Игорь Бабушкин, безусловно, будет усиливать управленческую вертикаль, и в его интересах отсутствие противоречий и противостояний между городской думой и мэрией Астрахани, которые мы наблюдаем последние несколько лет. Жесточайшие конфликты уже привели к отставке одного главы администрации, едва не привели к отставке второго. И Бабушкину эти склоки и дрязги абсолютно не нужны в преддверии Каспийского экономического форума в 2021г., к которому сейчас не готово вообще ничего. Для успешного проведения саммита ему нужна отлаженная работа всех институтов, поэтому интерес губернатора лежит прежде всего в этой плоскости».
AST-NEWS.ru
«Астрахань входит в число регионов с достаточно высоким рейтингом оппозиционных партий. К примеру, «Справедливая Россия» имеет один из самых высоких рейтингов по России в Астраханской области, ну, это понятно, за счет Олега Шеина, у коммунистов неплохие позиции. Поэтому списки как минимум бы отнимали 30% у «Единой России», рейтинг которой и так невысок.
Что такое по своей сути партийные списки? Это конкуренция брендов. Сегодня ЕР толком нечего предложить избирателям, потому что каждый задает три простых вопроса: поддерживаете ли вы пенсионную реформу, почему растут налоги и куда деваются эти деньги и как вы соотносите партию и главу правительства Дмитрия Медведева, экономическая политика которого не устраивает избирателя?
И вся эта негативная повестка не только обрушивает рейтинг ЕР, но и, соответственно, наращивает рейтинги оппозиционных партий. Поэтому можно смело прибавить еще по 10%, которые они могут взять именно на критике ядра. Поэтому если отменить партийный бренд и устроить конкуренцию личностей-одномандатников, то единороссам будет проще. Они уходят от партийной повестки, продолжая при этом опираться на админресурс и поддержку со стороны лидеров общественного мнения, которые говорят: проголосуйте за моего друга Васю Пупкина, а то, что он единоросс, в данном случае неважно, я его уважаю как человека. Вот поэтому уход от партсписков – это стандартная тактика при падении рейтинга власти.
Помимо этого, губернатору Игорю Бабушкину важно не допустить дихотомии, когда глава региона силен в области, но слаб в городе. Для астраханского губернатора это крайне важно именно сейчас. Сегодня Астрахань рассматривается федеральным центром как ворота в Каспий, и Бабушкину нужен полный контроль в городе, включая депутатский корпус.
Я думаю, что для Бабушкина как личного назначенца Путина гораздо важнее все-таки исполнить те поручения, которые перед ним ставит президент, а не те, которые сейчас важны для премьера Медведева и его партии. Президенту важен проект «Каспийский», и поэтому устраивать в Астрахани партийную борьбу, замерять рейтинг ЕР накануне выборов в Госдуму – это не ключевая задача. Поэтому вполне возможно, что решение провести выборы в астраханскую гордуму по одномандатным спискам принималось на федеральном уровне и актуально именно для Бабушкина. Нам как бы говорят: пусть там ЕР играет в свои рейтинги в менее важных регионах. А здесь ключевой регион, причем по-ключевому опасный, это Каспийский бассейн, который крайне неоднородный. В общем, Астрахань не место для партийных тестов».
***
Выборы в гордуму Астрахани вновь пройдут по одномандатной системе, это решение вызвало недовольство представителей оппозиции. Политолог Николай Гришин называет причины этого недовольства и объясняет, почему с помощью голосования по избирательным спискам нельзя протестировать уровень доверия к партии власти перед выборами в Госдуму.«Если сравнивать две эти избирательные системы – смешанную, которая применялась на выборах в астраханскую гордуму в 2015г., и выборы только по одномандатным округам, – то для партии-лидера, которая пользуется симпатией избирателя, безусловно, выгоднее полностью одномандатная система.
Для партий, у которых рейтинг на уровне 10–20%, выгоднее система пропорциональная – с партсписками. Поэтому как на федеральном уровне, так и на выборах регионального и муниципального уровня оппозиционные партии, которые по электорату очевидно уступают ЕР, всегда придерживаются системы выборов по партийным спискам. Вспомните, когда мы перешли от полностью пропорциональной системы к смешанной, оппозиционные партии также громко возмущались. Чем большая доля избирается по партийным спискам, тем для них лучше. Этим объясняется несогласие оппозиционных партий с возвратом.
Поэтому в данном случае в Астраханской области мы видим в первую очередь субъективную заинтересованность этих относительно небольших партий (у нас ни одна оппозиционная партия не претендует даже на 30% доли электората), а второй момент – эта субъективная заинтересованность подкрепляется еще и соображениями общественного интереса, который заключается в том, что избирательная система должна быть направлена на адекватное представительство интересов избирателя и всех политических сил в законодательном корпусе. И очевидно, что система выборов по одномандатным округам искажает эту картину в пользу партии-лидера.
И это общий закон избирательной системы, который работает везде, начиная с Англии, где вот недавно мы видели результаты выборов, то же самое будет и в Астрахани. Если единороссы побеждают гипотетически во всех округах, получая при этом в среднем 40% голосов в свою поддержку, то они занимают все 100% мест в парламенте.
Другое дело, что в Астрахани возникла странная ситуация, поскольку выборы 2015г. впервые проходили по смешанной системе как раз в тот момент, когда рейтинг партии власти начал падать, и, казалось бы, ЕР было выгоднее сохранить одномандатную систему. Поэтому реформа, которая проходит сейчас, возвращает ту практику, которая была всегда. Мне до сих пор непонятно, с какой целью был проведен этот эксперимент, который позволил сформировать оппозиционные фракции в гордуме, чего там не было никогда. Поэтому мне неудивительно, почему сейчас возвращают в Астрахани эту систему, удивителен был предыдущий «зигзаг».
Если говорить о каких-то партийных прикидках к выборам в Госдуму, то нужно понимать, что у нас давно выборы не играют никакой социологической роли, и поэтому как-то протестировать уровень доверия к партии власти с помощью голосования по партспискам в гордуму Астрахани вряд ли бы удалось».
***
Возврат гордумы Астрахани к полностью одномандатной системе выгоден не только «Единой России», но в какой-то степени и оппозиции, а также губернатору Игорю Бабушкину. Политолог Александр Васильев объясняет, каким образом состав гордумы повлияет на подготовку к Каспийскому экономическому форуму, который пройдет в Астрахани в 2021 г.«Говорить о том, что одномандатная система выборов в астраханскую гордуму выгодна только партии власти, я бы не стал. Понятно, что это в первую очередь на руку тем, кто держит в руках управление избирательным процессом, а именно чиновничьему аппарату, с которым тесно аффилирована «Единая Россия». С помощью одномандатной системы им будет легче провести тех кандидатов, которые нужны.
И, несмотря на то что риски при смене системы возникают и у оппозиции, и у партии власти, их соотношение я бы расценил как 70 к 30. Партия власти потеряет все-таки меньше. Однако оппозиция одновременно с очевидными рисками приобретает и возможности, одна из которых – стимул к достижению договоренностей и объединению. Оппозиция может провести своих кандидатов только при одном условии: перестать ссориться между собой и начать согласовывать выдвижение кандидатов, а также вести широкую агитационную работу с населением. Ни одна из оппозиционных партий физически не может накрыть наблюдателями все избирательные участки, а при взаимодействии это возможно сделать процентов на 80. Та же история и с формированием участковых комиссий.
В качестве ресурса оппозиция может использовать и крайне низкий авторитет единороссов в Астрахани. Здесь очень много идет всяких процессов, слухов, толков. Во всяком случае вес ЕР именно в областном центре я бы оценил очень низко. Уверен, что оппозиция будет использовать эту нарастающую непопулярность и строить кампанию на разоблачении «псевдосамовыдвиженцев». Я прогнозирую множество таких межличностных конфликтов в ходе избирательной кампании.
Новый губернатор Игорь Бабушкин, безусловно, будет усиливать управленческую вертикаль, и в его интересах отсутствие противоречий и противостояний между городской думой и мэрией Астрахани, которые мы наблюдаем последние несколько лет. Жесточайшие конфликты уже привели к отставке одного главы администрации, едва не привели к отставке второго. И Бабушкину эти склоки и дрязги абсолютно не нужны в преддверии Каспийского экономического форума в 2021г., к которому сейчас не готово вообще ничего. Для успешного проведения саммита ему нужна отлаженная работа всех институтов, поэтому интерес губернатора лежит прежде всего в этой плоскости».
Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»
Читайте также:
Пятница, 13-е и оппозиция Астрахани