С чего начинается Родина, известно всем. А с чего начинаются водительские права? С того очарования, с которым мы провожаем взглядом проезжающие мимо автомобили, с игрушечных машинок, с неповторимых ощущений, когда ты садишься за руль… Но сперва - автошкола. Тысячи астраханцев учились на водителя в старейшей астраханской частной автошколе предпринимателя Владимира Вячеславовича Чивилева по уникальной учебной методике, не имеющей аналогов даже в Москве. Но недавно предприниматель столкнулся с серьезными проблемами.
Госинспектор ГИБДД Советского района майор Ланихин изъял талоны о прохождении тех осмотров с учебных автомобилей Чивилева - в тот момент, когда 22 ученика Владимира Вячеславовича сдавали экзамены в РЭО ГИБДД.
Для людей несведущих поясню: изъятие техталона равносильно изъятию ключей от машины - ездить уже нельзя. Таким нехитрым образом майор Ланихин парализовал работу всей автошколы, нанеся моральный вред астраханцам, которые были в одном шаге от получения долгожданных водительских прав.
Свои действия Ланихин объяснил тем, что машины автошколы, дескать, оборудованы с нарушением правил дорожного движения. Майор придрался к тому, что в учебных автомобилях были дополнительные педали сцепления и тормоза - что и положено по закону. Но, видите ли, установлены эти педали без разрешения ГИБДД.
- Мы не раз обращались в ГИБДД с просьбой объяснить порядок получения разрешения на установку этих педалей, - говорит Владимир Чивилев. - Но этого не знают сами работники ГИБДД! Госинспекция еще не выпустила единого нормативного акта, по которому должно быть ясно, как это происходит. Почти все учебные автомобили в Астрахани оборудованы дополнительными педалями без разрешения - но изымают техталоны только у нас!
Чем же вызвана такая чрезвычайная бдительность ГИБДД к автошколе Чивилева? Самому Владимиру Вячеславовичу представляется, что это хорошо спланированная акция, чей-то «заказ». Водительские курсы - доходный бизнес, а конкурентов у Чивилева предостаточно. А если еще вспомнить о недругах автошколы Чивилева в некоторых властных кабинетах…
За такое «нарушение» майор Ланихин мог бы просто оштрафовать в соответствии с КОАП на 50 рублей - что он, собственно, и сделал. Но этого показалось мало и Ланихин нарушает Закон: производит техосмотр машин Чивилева не на станционарном посту ГИБДД. а на экзаменационной площадке, изымает техталоны, демонтирует дополнительные педали. То есть наказывает за одно нарушение несколько раз. Причем наказывает по меньшей мере необоснованно - и только Чивилева.
- Я и раньше подвергался преследованием со стороны госорганов, - вспоминает Чивилев. - Это был областной департамент образования и лицензионная палата, которая лишила меня лицензии. Для того, чтобы восстановить свои нарушенные права, я судился полтора года, пройдя 15 инстанций, пока, наконец, Федеральный арбитражный суд в Казани не пресек действия астраханских чиновников, восстановив статус-кво. Теперь за меня взялось ГИБДД. Кто следующий?
Бдительность ГИБДД какая-то выборочная. Интересно, как на такие действия своих подчиненных отреагировал шеф облГИБДД Гордеев? Ведь пока он молчит, не отвечая жалобы Чивилева, астраханцы могут передумать учиться на водителей. Никому не хочется заплатить деньги за автокурсы, а после остаться «с носом» из-за правовой неразберихи или простой прихоти отдельно взятого сотрудника ГИБДД.
Владимир Чивилев был вынужден обратиться в суд с обжалованием действий ГИБДД. Кировский райсуд посчитал незаконные действия майора Ланихина обоснованными. Чивилев обжаловал решение в облсуд.
- Многие работники ГИБДД не привыкли считаться с правами граждан, - заявил предприниматель Чивилев в зале областного суда. - Они привыкли быть хозяевами на дорогах, а не помощниками. Дорога для них не место работы, а кормушка. Немало среди них и подобных Ланихину.
Облсуд признал действия ГИБДД незаконными и восстановил Чивилева в правах. Состоявшийся суд по суть стал показательным уроком для должностных лиц ГИБДД по изучению норм права и правил их применения в области дорожного движения. Хочется надееться, что этот урок пошел им на пользу.
Игорь Данилевский,
"Факт и комментарий" № 53, 24.12.2002.