В этом году на Соборной площади развернулось действо одной из самых первых русских опер, созданной А. С. Даргомыжским. Композитор написал либретто по сюжету неоконченного произведения А. С. Пушкина, получившего название «Русалка». История несчастной любви представителей двух разных сословий разворачивается в двух мирах – земном и подводном.
За реализацию непростой задачи достоверно и убедительно раскрыть сюжет многогранной оперы взялась команда постановщиков во главе с дирижёром-постановщиком «Русалки» Валерием Ворониным и режиссёром-постановщиком Сергеем Новиковым.
В спектакле, показанном в нестандартных условиях, был соблюдён идеальный баланс между музыкальной и визуальной составляющей действа. Утончённая, филигранная и мощная музыка Даргомыжского в безупречной подаче симфонического оркестра театра, астраханских и приглашённых солистов, а также сводного хора АГТОиБ и Калмыцкой государственной филармонии им. А. Цебекова органично сочеталась с режиссёрским видением пушкинского сюжета.
Сергей Новиков в соавторстве с художником-постановщиком Марией Высотской, художником по свету Русланом Майоровым и художником видеоконтента Дмитрием Иванченко создали на сцене лаконичную картинку, не перегруженную отвлекающими деталями, делая точечные смысловые акценты, двигающие действо, а не тормозящие его.
Зрителей решили не «ослеплять» чрезмерными внешними эффектами, деликатно позволив домыслить авторскую задумку с помощью символов.
Любое творческое действо на открытом воздухе требует от постановщиков и исполнителей особого подхода к работе. На этот раз кремлёвская постановка отличалась безупречным звучанием, что отметили авторитетные эксперты и постоянные зрители популярного проекта.
В первом премьерном показе «Русалки» участвовали приглашённые солисты. Заслуженный артист Татарстана, лауреат международных конкурсов Алексей Тихомиров с максимальной убедительностью представил образ Мельника, поразив мощью голоса, артистизмом и техническим совершенством исполнения этой непростой партии.
В роли Наташи выступила солистка Мариинского театра Наталья Павлова, чьё полётное сопрано восхитило публику.
Её гармоничные ансамбли с солистом театра «Геликон-опера» Игорем Морозовым стали одним из сильнейших впечатлений первого дня премьеры.
В последний летний день в образе Мельника выступил солист Астраханского театра оперы и балета Дмитрий Шарманов, продемонстрировав огромный потенциал своего глубокого и красивого баса.
Его коллега Эмилия Аблаева образно и страстно продемонстрировала контраст между нежной девушкой Наташей и грозной «царицей днепровских вод» Русалкой.
В роли Князя выступил приглашённый солист Мариинского театра Роман Арндт, чей удивительный по красоте и наполненности вокал удивил даже самую взыскательную публику.
Партию Княгини на премьере поочередно исполняли солистки АГТОиБ Ксения Григорьева и Татьяна Чупина, убедительно передавшие терзания нелюбимой женщины, не сумевшей отвлечь мужа от чар Русалки.
Слаженная и профессиональная работа постановочной команды, артистов и музыкантов, помноженная на бесспорный талант и неподдельное вдохновенье, позволила создать идеальный оперный спектакль, ставший очередной взятой высотой проекта «Русские оперы в Астраханском кремле».
Два вечера аншлага, который обеспечили не только астраханцы, но и многочисленные гости региона, открыли 29-й театральный сезон АГТОиБ, который продолжит радовать зрителей премьерами, концертами, гастролями и показами лучших постановок.
Премьера «Русалки» состоялась при поддержке Минкультуры России и автономной некоммерческой организации «Русские сезоны» в рамках празднования 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина.
Ранее AST-NEWS.ru рассказывал о триумфальном закрытии фестиваля «Каспийские сезоны».
Текст и фото Екатерины Некрасовой