Выступая перед министрами, руководителями ведомств, депутатами разных уровней в Астраханском ресурсном центре в марте 2009 года, губернатор Александр Жилкин обратил внимание собравшихся на проблемы, которые предстоит решать в посткризисный период, на чём сосредоточиться, чтобы вывести местный производственный потенциал на новый, более высокий уровень. Среди приоритетных направлений были названы строительство, судостроение, сельское хозяйство. Хочется радоваться, что руководитель региона не обошёл вниманием такую важную отрасль, как сельскохозяйственный комплекс. Ведь, чего греха таить, именно здесь у нас множество проблем, не решив которые нечего думать о поступательном движении вперёд. Одна из самых острейших проблем на селе – это нехватка рабочих кадров. В первую очередь, механизаторов.
Реальность здесь такова, что средний возраст трактористов, комбайнеров, других специалистов массовых профессий перевалил за пятьдесят лет. Связано это, прежде всего, с тем, что наши средние специальные учебные заведения практически перестали готовить кадры для села. Помниться мне, в советское время в каждом районном центре были свои школы механизаторов. Они готовили квалифицированных специалистов самых разных профилей. Ничего не могу сказать об Астраханской области, а вот в Алтайском крае, где мне довелось работать после окончания Астраханского автодорожного техникума, так туда, чтобы получить профессию тракториста, комбайнера, водителя, приезжали после демобилизации ребята целыми ротами. Да и чему было удивляться, ведь как раз в те годы ещё вовсю осваивались целинные и залежные земли. И крепкие молодые руки были очень нужны.
В Астраханской области не такие огромные просторы, как, скажем, на том же Алтае, но и у нас механизаторы сельского хозяйства всегда были и остаются не на последнем счету. Но вот беда, в последние годы их катастрофически не хватает. Казалось бы, пора уже принять программу, которая бы позволила в короткие сроки подготовить для сельского хозяйства молодых механизаторов. Но дальше громких слов дело почему-то не идёт.
В 2008 году в министерстве образования региона прошло совещание, посвящённое проблеме подготовки кадров для села. Тогда заместитель министра сельского хозяйства В. А. Шляхов обнародовал, что 27 общеобразовательных школ области изъявили желание готовить сельских механизаторов, агрономов, комбайнеров, животноводов на своей учебной базе. Выяснилось, что в четырёх из них уже готовят таких специалистов. Остается дело за малым: узаконить подготовку школьников и создать финансовую основу, без чего, как говорится, ни туды и ни сюды….
Выступившие на совещании директора школ и других учебных заведений, охладили пыл представителей минсельхоза и минобразования. Как оказалось, там, где планируется готовить сельские кадры, куча проболеем: слабая материально-техническая база, нехватка преподавательского состава, отсутствие образцов современной техники. На такой бедной учебной основе классных специалистов не подготовить.
Однако, есть и положительные факты. Например, директор Черноярского губернского колледжа Липатова рассказала, что основа для поступления в возглавляемое ей учебное заведение начинается с дошкольного возраста, потом продолжается в начальных и старших классах местной общеобразовательной школы. Отличной производственной базой для учёбы в колледже является находящийся на территории района Прикаспийский институт земледелия.
Показателен пример Солодниковской средней школы. Здесь неплохая материально-техническая база для подготовки специалистов. В первую очередь, трактористов широкого профиля. А эта специальность на селе сейчас самая главная. Ни одно фермерское хозяйство не может обойтись без механизаторов, ни одно сельское подворье.
Не стоит, пожалуй, ждать, когда городские профтехучилища и колледжи возьмутся за подготовку специалистов для сельского хозяйственного производства и хорошо, что некоторые сельские школы это делают уже сейчас. К сожалению, получить «добро» на подготовку нужных селу профессий не так-то просто.
В сельском хозяйстве Астраханской области не хватает специалистов со средним и высшим образованием, но особенно трактористов-машинистов. А без них в хозяйствах самых различных форм хозяйствования, как без рук. Казалось бы, создавай необходимые условия в школах и учи ребят управлять техникой. Но не тут-то было. В сельсоветах Астраханской области, как в других сельских поселениях, нехватка механизаторов запредельная. Захотел глава одного сельсовета организовать учёбу на трактористов в выпускном классе местной школы, чтобы мальчишки вместе с аттестатом об образовании получили удостоверения механизаторов. Много инстанций и чиновников пришлось пройти: от главы района до лицензионной палаты. Человек оборудовал класс, нашёл преподавателя инженера-механизатора. А чиновники требовали всё новых и новых документов и согласований. Обращался он в минобразования, дважды в лицензионную палату ввиду того, что изменился порядок лицензирования. Оттуда опять в минобразования. Вот такие круги совершил глава сельсовета. Потом пришлось ждать необходимого указания на разрешение. Не знаю, дождался или нет. Но пока он ждал, стало известно, что преподавателю за занятия с детьми будут платить всего 2800 рублей в меся. На такую оплату труда немного найдётся охотников.
Ежегодно из стен астраханских вузов, ссузов и ПТУ выходит одиннадцать с лишним тысяч молодых специалистов. Сколько процентов из них направляется в сельскую местность, трудно сказать. Наши учебные заведения мало готовят молодых людей, способных приехать в глушь, в хозяйства, производящие сельхоз продукцию. Про трактористов, комбайнеров, доярок и тому подобное я и не говорю. Их в Астрахани не готовят. А если и готовят, то специалистов среднего и высшего звена. Но и тех, если так можно сказать, в штучном количестве. А значит, астраханское село так и будет задыхаться без молодёжи и нужных профессий.
У нас в городе частенько проводятся ярмарки вакансий. Хорошее это дело. Но вот беда: не найдёшь среди предложений работы в сельской местности. И даже если бы они и были, вряд ли много желающих оказалось туда поехать, потому что в селе работать трудно, не престижно, не налажен быт, низкая заработная палата. Поэтому, думаю, и нужны учебные заведения, после которых давали бы направления в сельскую местность, наподобие тех направлений, которые давали когда-то нам, выпускникам техникумов и институтов, с гарантией места работы, жилья, достойного заработка. А пока этого нет, нечего думать, что молодёжь просто так из патриотических соображений кинется в село применять свои силы для блага страны.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 40, 15.12.10.