В этом сезоне на должность главного режиссёра Астраханского государственного театра оперы и балета приглашён Алексей Смирнов, известный местным театралам по его работе над постановками опер «Ревизор» и «Свадьба Фигаро». AST-NEWS.ru поговорил с Алексеем Валерьяновичем о его деятельности.
– Недавно были оглашены номинанты национальной театральной премии «Золотая маска». Ваш спектакль получил номинацию, как лучший спектакль, а вы, как лучший режиссёр. Расскажите об этом подробнее.
– В Электротеатре «Станиславский» мы сделали современную оперу «Curiosity» – «любопытство». Она посвящена марсоходу, более десяти лет назад запущенному на Марс, где он до сих пор успешно функционирует. Эту электроакустическую оперу написал композитор Николай Попов, который также выдвинут на «Золотую маску» в номинации «Лучший оперный композитор». «Curiosity» представляет собой синтез живого звучания камерного ансамбля, дополненный электронной музыкой. Сложная музыкальная составляющая нашего экспериментального проекта дополнена современными световыми проекциями. Это очень нетипичная опера, довольно сильно отличающаяся от того, что обычно зрители привыкли видеть в этом жанре.
– Несколько оперных спектаклей Астраханского театра оперы и балета также становились номинантами этой престижной премии. Насколько такое признание значимо?
– Важно, что спектакли попадают в такие списки. Их выбирают из большого количества премьер, проходящих по всей стране. Видимо, в этом году была тенденция выдвигать на премию экспериментальные проекты, ведь классические оперные произведения практически не замечены.
На мой взгляд, иногда интересные спектакли проходят незамеченными, а иной раз не столь любопытные вещи щедро одариваются номинациями. Имеет значение субъективный фактор и настроение жюри. Мои постановки попадали в лонг-лист «Золотой маски», но то, что наш необычный спектакль оказался в четвёрке лучших оперных спектаклей России, очень приятно.
– Как вы стали режиссёром именно музыкального театра?
– Я занимался музыкой с шести лет, окончил училище имени Гнесиных по классу баяна, до которого учился в музыкальной школе. По окончании решил хорошо подумать, чем заниматься в дальнейшем, так как игру на баяне усвоил достаточно хорошо. В колледже получил прекрасную практику, поэтому мне не составляет труда работать с оперными партитуры, я знаю основы дирижирования.
Мои родители с пониманием отнеслись к тому, что я взял паузу в своём дальнейшем образовании. Сначала решил, что хочу заниматься кинорежиссурой и пошёл на подготовительные курсы во ВГИК. По их окончанию даже прошёл несколько отборочных туров. Но тут я узнал, что в Москве есть место, где готовят режиссёров музыкальных театров. Тогда мои режиссёрские амбиции и предыдущие навыки слились в одной точке, и я поступил в ГИТИС.
Попал на актёрско-режиссёрский курс, который вели Игорь Николаевич Ясулович и Александр Борисович Титель – главный режиссёр и художественный руководитель Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Со второго курса проводил в этом театре большую часть своего времени. Там мы играли на Малой сцене свои спектакли. Ещё я ассистировал своему мастеру во время его постановок.
После получения диплома несколько лет работал в разных театрах в качестве приглашённого режиссёра, а потом поступил в ассистентуру при ГИТИСе. Проходя послевузовкую стажировку в течение двух лет, стал заниматься преподавательской деятельностью. Сейчас продолжаю свои занятия со студентами мастерской Александра Борисовича Тителя.
– Как начался ваш творческий контакт с Астраханью?
– Валерий Владимирович Воронин приехал в ГИТИС с идеей провести конкурс среди молодых режиссёров, победитель которого сможет поставить оперу на Большой сцене Астраханского государственного театра оперы и балета. Деканат выбрал несколько человек, которым предложили сделать экспликацию оперы «Ревизор» Владимира Дашкевича. На суд жюри были представлены варианты сценического решения будущего спектакля. Через какое-то время мне позвонили и сказали, Валерий Владимирович выбрал мой проект и что мне предстоит представлять наш вуз в Астрахани.
Вся команда постановщиков состояла из выпускников или студентов ГИТИСа. Если художницу Елену Бодрову я знал хорошо – до этого мы работали вместе, то хореографов нам прикрепил балетмейстерский факультет. Приятно, что с этими людьми сотрудничаю до сих пор. Илья Саушин был хореографом на недавней премьере «В поисках капитана Гранта», Ксения Попова принимала участие в моей постановке «Свадьба Фигаро», а над «Ревизором» они работали вместе. Правильно собранная команда в нашем деле имеет огромное значение. У меня есть определённый круг людей, который расширяется с каждым годом, благодаря растущему числу проектов. Поэтому такое, казалось, спонтанное попадание в Астрахань стало для меня счастливым случаем, и судя по всему, судьбоносным.
– АГТОиБ несколько лет работал без главного режиссёра. Насколько этот факт сказался на его работе. Или такая практика обычное дело?
– Мы знаем примеры очень хороших театров, где этой должности нет, а также есть не менее хорошие театры, где главный режиссёр есть. На мой взгляд, Астраханский театр оперы и балета находится в очень хорошей форме, в которой он пребывал и до моего прихода, выпуская интересные спектакли. Благодаря тому, что режиссёрское управление театра работало слажено, репертуарные спектакли не были разболтанными. Главный режиссёр во многом функция организационная. Вовсе не обязательно, что все постановки театра должны принадлежать ему. Я бы очень хотел, чтобы здесь продолжали работать разные режиссёры, так как это интересно не только для зрителей, но и очень полезно для труппы. Город должен видеть различные режиссёрские школы.
– Вы видели все оперные спектакли нашего театра?
– Да, вступив в должность, я досконально изучил все названия. Это необходимо, прежде всего, для формирования текущего репертуара, и для того, чтобы распределить занятость артистов. На прошлой неделе состоялся показ оперы «Трубадур» Верди. Этот спектакль не шёл три года, поэтому сейчас фактически произошло его генеральное возобновление. Также 3 и 4 декабря мы вновь покажем астраханцам оперу «Ревизор» Дашкевича, где мы готовим зрителям неожиданные сюрпризы, раскрывать которые пока не буду.
– О каких предстоящих премьерах уже можно говорить?
– К новогодним праздникам мы готовим сказку «32 декабря или корзина подснежников» на музыку двух замечательных русских авторов - П.И. Чайковского и В.С.Калинникова. Пока не могу рассказать о всех премьерах, но астраханскую публику ждёт насыщенный и яркий сезон. Первая оперная премьера после нового года, это опера «Любовный напиток» Донецетти. Затем, планируется еще одна. Пока в театре отмечается некоторый перекос в сторону серьёзного репертуара, поэтому мы хотим показать все грани и жанры оперного искусства, которые, надеюсь, порадуют астраханцев.
– Каких оперных названий не хватает в афише Астраханского театра оперы и балета?
– Я считаю, что у нас редкая по разнообразию афиша для нестоличного театра. Практически весь «золотой» оперный репертуар идёт на астраханской сцене. У нас представлены практически все основные оперные школы. У нас идут такие раритеты, как «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза, поставлены почти все ключевые русские оперы, что очень важно. У нас много Верди и Пуччини. Репертуар сбалансированный, требующий высокого профессионализма, как вокалистов, так и оркестра.
Мне бы хотелось добавить в него барочную музыку, так как опер этой эпохи нам явно недостаёт. Очень мало российских театров работают с подобным материалом, потому что это достаточно сложно с точки зрения исполнения. Также, для музыки эпохи барокко необходимы специальные инструменты. Такие проекты сложно прокатывать на большой сцене. Но у нас есть несколько идей, как реализовать эту задумку с максимальной для всех пользой.
Далее, хотелось бы посмотреть в сторону совсем новых названий. Такой опыт у театра был – постановка оперы Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке». В новейшем оперном искусстве есть несколько интересных названий, которые бы очень достойно смотрелись в нашей афише. По моим ощущениям, всё это дело ближайших сезонов, когда мы сможем раскрыть все оперные школы и показать все этапы становления оперы для широкой публики, в том числе и с образовательной точки зрения.
– В некоторых театрах существуют неформальные формы общения между артистами и зрителями, планируете ли вы создать в Астрахани театральный клуб, например, любителей оперы?
– Многие театры в России пытаются внедрить нечто подобное. На мой взгляд, такая форма работает во время фестивалей. Хороший пример Пермского театра оперы и балета, когда во время Дягилевского фестиваля делают большой клуб, который на фоне интенсивной афиши формирует такое общение. Как это устроить, когда репертуар достаточно разряжен, пока не ясно. Я размышлял об этом, но пока не нашёл никаких жизнеспособных примеров. Аналогичные клубы внедрялись в МАМТ Станиславского и Немировича-Данченко, в Новой опере и Геликоне. Но я пока не увидел по-настоящему работающего формата. Может быть, я ещё не до конца знаком с местным сообществом театралов. Должен лучше узнать контекст города, чтобы придумать, как осуществить эту задумку.
– Ваше мнение об оперной труппе и хоре АГТОиБ?
– У нас хорошая труппа и хор, который покорил меня ещё на постановке «Ревизора» своей пластичностью и полной отдачей, готовностью ко всем интересным предложениям. Оперная труппа находится в постоянном движении – кто-то уезжает, кто-то приезжает, что абсолютно нормально для любого театра. Творческая жизнь вокалистов не очень длинная, поэтому некоторые из них находятся в поиске новых возможностей, пробуя себя на разных сценах. Наша труппа также меняется. Я видел её в разных фазах. Сейчас она сбалансирована. Все наши названия полностью укомплектованы, некоторые из них двумя составами. Мне бы хотелось, чтобы наша труппа постоянно росла, как в музыкальном, так и на актёрском плане. Еженедельно у нас проходят уроки хореографии отдельно для мужского и женского составов. Развитие пластических возможностей для оперного артиста невероятно важно, чтобы на сцене выглядеть безупречно.
– Какое впечатление на вас произвела Астрахань?
– Со своего первого приезда в Астрахань я сразу попал в необычайно тёплую атмосферу. Очень быстро у меня завязались прекрасные отношения со многими людьми в театре. Я довольно много езжу по стране и не только, поэтому могу сказать, что такие контакты складываются далеко не везде.
Мне очень нравится наш театр – он прекрасно оснащён, но, главное, в нём есть молодая энергия. Здесь нет запаха нафталина. Очень приятно работать в динамично развивающемся театре. Астрахань – красивый купеческий город, с великолепной старой архитектурой, при этом не засыпающий с наступлением сумерек, как многие другие нестоличные города.
Фото и текст Екатерины Некрасовой