Состоявшийся 18 ноября Третий саммит глав прикаспийских государств –Азербайджана, Ирана, Казахстана, РФ и Туркменистана – наряду с поиском путей урегулирования правового статуса Каспия, запомнился также рядом политических заявлений. В этом смысле, особое внимание привлекло выступление президента России Дмитрия Медведева.

«Если мы в какой-то момент ослабим взаимодействие, можете не сомневаться, нашими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач», - подчеркнул российский президент.

Хотя Медведев не назвал конкретных стран, то не вызывает сомнений, что он имел в виду США. В Каспийском регионе имеют политические и экономические интересы и считают себя соперником России только США. Более того, Америка придает особое значение вопросам безопасности на Каспии и активно сотрудничает в этой сфере с Азербайджаном и Казахстаном, что вызывает беспокойство у России и Ирана. Поэтому Москва будет стремиться использовать Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, подписанное в ходе саммита, для противодействия реализации интересам США в регионе. Иными словами она хочет взять на себя лидерство в обеспечении вопросов безопасности на Каспии.

По мнению политолога Габиля Гусейнли, Россия, с одной стороны, старается нормализовать отношения с США, а, с другой, ведет борьбу против интересов Вашингтона на постсоветском пространстве.

Касаясь же вопроса Каспия, Гусейнли выразил мнение о том, что позиция РФ по данной проблеме противоречит нормам международного права.

«Пять прикаспийских государств, конечно, могут собраться и поделить Каспий между собой на части, однако в условиях глобализации, когда границы все более обретают символическое значение, море не может оставаться в монополии прибрежных стран. Через Каспий проходят и планируются энергетические и транспортные проекты, имеющие региональное и международное значение», - отметил Гусейнли.

Россия, на его взгляд, в угоду собственным интересам, стремится помешать реализации этих проектов. В частности, Москва всяческие противодействует строительству Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, который может стать частью «Южного энергетического коридора» по обеспечению газовыми ресурсами стран ЕС в обход РФ. Она стремится препятствовать и прокладке транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), также поддерживаемого ЕС. Поэтому, привлекая Иран на свою сторону, РФ хочет воспрепятствовать продвижению интересов США в Каспийском регионе.

Россия имеет на Каспии самый большой военно-морской флот, который контролирует обширную территорию от Астрахани до Махачкалы. Она выступает против демилитаризации Каспия. Однако эта гегемонистская политика противоречит интересам Азербайджана, который разрабатывает свои морские нефтегазовые месторождения при помощи западных компаний. Поэтому Баку никогда не поддержит варианты решения проблемы правового статуса Каспия, предлагаемые Россией и Ираном. В этом вопросе Азербайджан может рассчитывать на поддержку Запада.

Халг Джебхяси,

Мушвиг Абдулла.

Kavkasia.net