Ростом Иашвили – солист оперной труппы астраханского государственного театра оперы и балета дал интервью областному еженедельнику «Факт и компромат» и «AST-NEWS.ru - Астраханские новости». В нём он подробно рассказал о своей работе и поделился впечатлениями о нашем городе, который занял особое место в его творческой биографии.
- Ростом, расскажите о вашем предстоящем дебюте в опере Верди «Отелло», который состоится 31 марта.
- Это будет и дебют, и премьера в уже хорошо знакомой постановке великой оперы Джузеппе Верди Отелло, которая была поставлена в нашем театре ещё в 2013 году. Искренне скажу, что я волнуюсь! Потому что «Отелло» – это не «Трубадур», это не «Тоска», не «Сельская честь», не «Бал-маскарад». Это абсолютный космос! Мой маэстро всегда мне говорил о том, что «Отелло» – вершина репертуара для тенора, ведь обычно заглавную партию в этой опере исполняет уже совсем зрелый, возрастной артист. Но я считаю, что для меня, как для исполнителя это будет, безусловно, полезный опыт и плодотворный рост. Я не имею намерения произвести фурор на зрителя в этой постановке, важнее всего, что первое в моей жизни исполнение партии Отелло будет огромным творческим уроком лично для меня. И очень надеюсь, что публика примет моё прочтение этого хрестоматийного образа. Именно положительная зрительская реакция – самое важное для артиста.
- Чьё исполнение партии Отелло вам наиболее близко?
- Конечно, при подготовке я слушал трактовки таких великих теноров, как Марио Дель Монако, Рамона Виная, Карузо. Это, мягко говоря, не лёгкая партия. В принципе, её может спеть любой тенор, даже лирический, только это уже будет не Отелло. Я сейчас полностью погрузился в создаваемый мною образ и регулярно обсуждаю свою работу с моим маэстро – Александром Хамерики, заслуженным артистом Грузии, который блестяще исполнял эту партию на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета им. Захария Палиашвили. Современные средства связи дают возможность, невзирая на расстояние, поддерживать необходимый мне контакт со своим маэстро, что является для меня несомненным счастьем и неоценимой помощью в работе над ролью Отелло.
- Каким образом солист из Грузии попал в наш богатый музыкальными традициями город?
- О, это не чтобы большая история, но для меня очень важная. Мне в Тбилиси позвонил мой друг, земляк, солист астраханского государственного театра оперы и балета Вадим Шишкин. Я тогда находился в трудном для любого человека, особенно для певца периоде – в поисках работы. Завершился один период моей творческой жизни, и я жаждал обновления и перемен. И вот тогда, с Божьей помощью, я получил от Вадима сообщение, что в театре, где он служит, ищут теноров. Я отправил свои записи заведующей труппы и, несмотря на то, что мои выступления понравились руководству театра, возникли определённые трудности с моим приездом на прослушивание из другого государства. Но в скором времени пост заведующего оперной сцены занял замечательный певец Александр Малышко: он приложил все усилия, чтобы мой визит в Астрахань состоялся. 17 июня 2017 года я впервые оказался в Астрахани. И после прослушивания, где исполнял арию Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама», из сцены грозы и арию Кавародосси из оперы Пуччини «Тоска», художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Воронин взял меня на работу.
- Когда я только приехал в Астрахань, мне сказали, что театр расположен в районе большого моста. И когда я увидел это монументальное строение, то сразу и не подумал, что это здание театра, в котором мне предстоит работать. Я подумал, что там расположено какое-то министерство, так как не ожидал, что столь величественное сооружение может быть театром не в столичном городе. Вы знаете, это личное моё мнение и наблюдение, но я скажу, что в мире, не в России, а в мире, таких величественных театральных площадок очень мало. Это без преувеличения оперная сцена мирового масштаба. Это, по сути, молодой театр и он только зарабатывает свою репутацию – и наш художественный руководитель Валерий Воронин делает очень много для того, чтобы об астраханском оперном театре говорили как о крупнейшей оперной и балетной сцене. Особый резонанс о нашем театре пошёл после постановки оперы Верди «Трубадур», когда известные оперные критики заговорили о том, что труппа театра находится на очень высоком уровне.
- Если говорить о микроклимате внутри коллектива и об уровне комфорта для артистов, то это идеальные условия. В нашем театре замечательная труппа: очень яркие солисты, непревзойдённый хор и просто гениальный оркестр, мы все находимся в прекрасных взаимоотношениях друг с другом и атмосфера безграничного творчества связала наш коллектив очень крепко. Если говорить о нашем художественном руководителе Валерии Владимировиче, скажу, что дирижёр такого уровня – это огромная редкость. Потенциал нашего театр огромен и это не может не вдохновлять.
Сейчас готовится к постановке концертное исполнение оперы Пуччини «Богема», премьера состоится 21 апреля в рамках фестиваля вокального искусства имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой. А к 460-летию Астрахани готовится премьера оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила», премьерный показ, который пройдёт на территории Астраханского кремля. Так что рабочий график очень интенсивный и главное интересный.
- Известно, что вы принимаете участие в богослужениях в соборе Успения Пресвятой Богородицы – крупнейшем православном храме нашего города.
- Ничего в нашей жизни не происходит без Божьей воли. Когда я учился в школе, узнал, что наши грузинские цари Теймураз IV и Вахтанг II покоятся на астраханской земле. И в свой первый приезд сюда, на второй день после прослушивания в театре, я пришёл в храм и встретил там отца Максима (Бурдина), который к тому же изучал грузинский язык. Я попросил его провести меня к месту захоронения моих великих соотечественников. С этого момента и началась моя дружба с отцом Максимом. В далёком 1987 году, помню, как я впервые вошёл в алтарь у себя на родине: получается, уже более тридцати лет я служу алтарником. И какое же это счастье, что Господь дал возможность мне выполнять свой церковный долг в Астрахани. Я познакомился с митрополитом Астраханским и Камызякским Никоном, который произвёл на меня огромное впечатление, это необыкновенный человек, бесконечно добрый и справедливый.
- Ростом! Расскажите о Вашей благотворительной деятельности.
- Я являюсь руководителем благотворительного фонда «Вместе с добротой». Мы создали его с друзьями в Грузии, а в июне 2016 года в городе Сенаки состоялась его презентация. Наш фонд осветил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, с которым я знаком с 1992 года, именно под его покровительством я начал своё церковное служение.
Мы с коллегами регулярно даём благотворительные концерты, все сборы от которых поступают в пользу людей, которые нуждаются в помощи, в том числе, собранные нами средства идут на образовательные программы для детей. Я готов в свою очередь организовать и проводить подобные мероприятия и здесь.
- Какое впечатление на вас произвёл наш город?
- Прежде всего, он очень уютный! Чувствую себя здесь как дома! Вот недавно меня спросили, почему я выбрал именно Астрахань, я так и ответил, что мне здесь уютно, тихо, хорошие люди живут. И ещё это город с большими культурными традициями. Кроме нашего театра здесь только интересных мест: драматический театр, филармония, ТЮЗ – это редкое счастье и для артистов, и для публики.
- Ростом, следуя из всего вышесказанного, у вас на Астрахань большие планы…
- Да, конечно! Что нужно артисту? Прежде всего, стоять на сцене и слышать аплодисменты зрителей, а в нашем театре это есть. Совсем недавно я пел в «Трубадуре» Верди – и какое счастье, что был полный зал! Положительная реакция публики на наше творчество – что может быть важнее? Скоро, в рамках проекта «Мансарда на Ахматовской» будут регулярно проходить встречи с нашими зрителями: мы будем собираться после спектаклей и говорить об опере, делиться впечатлениями и радоваться, что мир музыки бесконечен, он делает нашу жизнь яркой и наполненной!
AST-NEWS.ru
- Ростом, расскажите о вашем предстоящем дебюте в опере Верди «Отелло», который состоится 31 марта.
- Это будет и дебют, и премьера в уже хорошо знакомой постановке великой оперы Джузеппе Верди Отелло, которая была поставлена в нашем театре ещё в 2013 году. Искренне скажу, что я волнуюсь! Потому что «Отелло» – это не «Трубадур», это не «Тоска», не «Сельская честь», не «Бал-маскарад». Это абсолютный космос! Мой маэстро всегда мне говорил о том, что «Отелло» – вершина репертуара для тенора, ведь обычно заглавную партию в этой опере исполняет уже совсем зрелый, возрастной артист. Но я считаю, что для меня, как для исполнителя это будет, безусловно, полезный опыт и плодотворный рост. Я не имею намерения произвести фурор на зрителя в этой постановке, важнее всего, что первое в моей жизни исполнение партии Отелло будет огромным творческим уроком лично для меня. И очень надеюсь, что публика примет моё прочтение этого хрестоматийного образа. Именно положительная зрительская реакция – самое важное для артиста.
- Чьё исполнение партии Отелло вам наиболее близко?
- Конечно, при подготовке я слушал трактовки таких великих теноров, как Марио Дель Монако, Рамона Виная, Карузо. Это, мягко говоря, не лёгкая партия. В принципе, её может спеть любой тенор, даже лирический, только это уже будет не Отелло. Я сейчас полностью погрузился в создаваемый мною образ и регулярно обсуждаю свою работу с моим маэстро – Александром Хамерики, заслуженным артистом Грузии, который блестяще исполнял эту партию на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета им. Захария Палиашвили. Современные средства связи дают возможность, невзирая на расстояние, поддерживать необходимый мне контакт со своим маэстро, что является для меня несомненным счастьем и неоценимой помощью в работе над ролью Отелло.
- Каким образом солист из Грузии попал в наш богатый музыкальными традициями город?
- О, это не чтобы большая история, но для меня очень важная. Мне в Тбилиси позвонил мой друг, земляк, солист астраханского государственного театра оперы и балета Вадим Шишкин. Я тогда находился в трудном для любого человека, особенно для певца периоде – в поисках работы. Завершился один период моей творческой жизни, и я жаждал обновления и перемен. И вот тогда, с Божьей помощью, я получил от Вадима сообщение, что в театре, где он служит, ищут теноров. Я отправил свои записи заведующей труппы и, несмотря на то, что мои выступления понравились руководству театра, возникли определённые трудности с моим приездом на прослушивание из другого государства. Но в скором времени пост заведующего оперной сцены занял замечательный певец Александр Малышко: он приложил все усилия, чтобы мой визит в Астрахань состоялся. 17 июня 2017 года я впервые оказался в Астрахани. И после прослушивания, где исполнял арию Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама», из сцены грозы и арию Кавародосси из оперы Пуччини «Тоска», художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Воронин взял меня на работу.
Сразу после моего зачисления в труппу состоялись гастроли нашего театра в Великобритании. Полтора месяца пребывания в Англии оказали на меня как на артиста потрясающее впечатление, хотя до этого на протяжении десяти лет я пел во многих европейских странах. Жизнь певца – очень красивая!- Вы служите в астраханском государственном театре оперы и балета без малого два года. Насколько высок его уровень?
- Когда я только приехал в Астрахань, мне сказали, что театр расположен в районе большого моста. И когда я увидел это монументальное строение, то сразу и не подумал, что это здание театра, в котором мне предстоит работать. Я подумал, что там расположено какое-то министерство, так как не ожидал, что столь величественное сооружение может быть театром не в столичном городе. Вы знаете, это личное моё мнение и наблюдение, но я скажу, что в мире, не в России, а в мире, таких величественных театральных площадок очень мало. Это без преувеличения оперная сцена мирового масштаба. Это, по сути, молодой театр и он только зарабатывает свою репутацию – и наш художественный руководитель Валерий Воронин делает очень много для того, чтобы об астраханском оперном театре говорили как о крупнейшей оперной и балетной сцене. Особый резонанс о нашем театре пошёл после постановки оперы Верди «Трубадур», когда известные оперные критики заговорили о том, что труппа театра находится на очень высоком уровне.
Хочу высказать отдельную благодарность директору астраханского государственного театра оперы и балета Наталье Шаговой, которая проводит колоссальную работу для того, чтобы наш театр был на таком высоком уровне.- Бытует мнение, что внутритеатральная жизнь полна интриг, так ли это?
- Если говорить о микроклимате внутри коллектива и об уровне комфорта для артистов, то это идеальные условия. В нашем театре замечательная труппа: очень яркие солисты, непревзойдённый хор и просто гениальный оркестр, мы все находимся в прекрасных взаимоотношениях друг с другом и атмосфера безграничного творчества связала наш коллектив очень крепко. Если говорить о нашем художественном руководителе Валерии Владимировиче, скажу, что дирижёр такого уровня – это огромная редкость. Потенциал нашего театр огромен и это не может не вдохновлять.
Сейчас готовится к постановке концертное исполнение оперы Пуччини «Богема», премьера состоится 21 апреля в рамках фестиваля вокального искусства имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой. А к 460-летию Астрахани готовится премьера оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила», премьерный показ, который пройдёт на территории Астраханского кремля. Так что рабочий график очень интенсивный и главное интересный.
- Известно, что вы принимаете участие в богослужениях в соборе Успения Пресвятой Богородицы – крупнейшем православном храме нашего города.
- Ничего в нашей жизни не происходит без Божьей воли. Когда я учился в школе, узнал, что наши грузинские цари Теймураз IV и Вахтанг II покоятся на астраханской земле. И в свой первый приезд сюда, на второй день после прослушивания в театре, я пришёл в храм и встретил там отца Максима (Бурдина), который к тому же изучал грузинский язык. Я попросил его провести меня к месту захоронения моих великих соотечественников. С этого момента и началась моя дружба с отцом Максимом. В далёком 1987 году, помню, как я впервые вошёл в алтарь у себя на родине: получается, уже более тридцати лет я служу алтарником. И какое же это счастье, что Господь дал возможность мне выполнять свой церковный долг в Астрахани. Я познакомился с митрополитом Астраханским и Камызякским Никоном, который произвёл на меня огромное впечатление, это необыкновенный человек, бесконечно добрый и справедливый.
- Ростом! Расскажите о Вашей благотворительной деятельности.
- Я являюсь руководителем благотворительного фонда «Вместе с добротой». Мы создали его с друзьями в Грузии, а в июне 2016 года в городе Сенаки состоялась его презентация. Наш фонд осветил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, с которым я знаком с 1992 года, именно под его покровительством я начал своё церковное служение.
Мы с коллегами регулярно даём благотворительные концерты, все сборы от которых поступают в пользу людей, которые нуждаются в помощи, в том числе, собранные нами средства идут на образовательные программы для детей. Я готов в свою очередь организовать и проводить подобные мероприятия и здесь.
- Какое впечатление на вас произвёл наш город?
- Прежде всего, он очень уютный! Чувствую себя здесь как дома! Вот недавно меня спросили, почему я выбрал именно Астрахань, я так и ответил, что мне здесь уютно, тихо, хорошие люди живут. И ещё это город с большими культурными традициями. Кроме нашего театра здесь только интересных мест: драматический театр, филармония, ТЮЗ – это редкое счастье и для артистов, и для публики.
- Ростом, следуя из всего вышесказанного, у вас на Астрахань большие планы…
- Да, конечно! Что нужно артисту? Прежде всего, стоять на сцене и слышать аплодисменты зрителей, а в нашем театре это есть. Совсем недавно я пел в «Трубадуре» Верди – и какое счастье, что был полный зал! Положительная реакция публики на наше творчество – что может быть важнее? Скоро, в рамках проекта «Мансарда на Ахматовской» будут регулярно проходить встречи с нашими зрителями: мы будем собираться после спектаклей и говорить об опере, делиться впечатлениями и радоваться, что мир музыки бесконечен, он делает нашу жизнь яркой и наполненной!
Интервью провела Екатерина Некрасова