Арестованному на прошлой неделе мэру Астрахани Михаилу Столярову горожане предсказывают «судьбу Сердюкова». Назначенную им из СИЗО и.о. мэра Ирину Егорову называют его «верной амазонкой», в победу над коррупцией не верят.

У астраханской мэрии одиночный пикет депутата областной думы Олега Шеина. В руках у политика плакат: «Долой фальшивого мэра!» Бумагу треплет ветер. Мэрия заперта изнутри. Улица пуста.

— А никто не придет, — Ринат Хусаинов, торговец с рынка «Татар-базар», удивляется, что кому-то надо объяснять, почему никто не вышел на улицу и не требует отставки мэра Михаила Столярова, арестованного по подозрению в вымогательстве взятки в 10 миллионов рублей. — Олег Васильевич, — машет торговец в сторону Шеина рукой, — когда у меня во дворе встречу проводил, рассказывал о семейно-клановой и криминальной системах во власти. Я о них не понаслышке знаю. И не понимаю: смысл Шеина мэром выбирать, если он всем чужой? Как он собирается править, если Столяров везде своих людей расставил? Или как ему Москва денег даст, если Путин и Медведев из другого клана — «Единой России»?

Пикет

Утро следующего дня. Новый пикет. С самого начала мэрства Столярова оппозиция протестовала против разграбления им города. Коррупционные скандалы сотрясают мэрию уже почти год. Сначала, после первых «урожаев» — сбора выросших коммунальных платежей, — был арестован вице-мэр по ЖКХ Андрей Ковалев. Вызванный по этому делу на доп­рос в СК РФ другой вице-мэр Олег Лебедев, бывший начальник финансово-казначейского управления, скрылся и находится в федеральном розыске. Под следствием ходит казначей горадминистрации Денис Князев.

Весной под следствие попали сам мэр и его родные. Суд Кировского района Астрахани обвинил градоначальника в отказе устранить многочисленные нарушения федерального закона о госзакупках. Мэр заплатил штраф аж в 3 тысячи рублей и вскоре добился закрытия уголовных дел против своих родственников, которые, по версии следствия, поставили на поток «бизнес» по выводу средств из бюджета через подставные фирмы.

Не может «Единая Россия» сидеть в тюрьме. Не положено. К кормушке уже не вернут: мэр показал, что не хочет делиться с кем надо, но он еще докажет, что «свой».

— Тогда и пошли разговоры, будто мэр попросит досрочной отставки, — говорит Александр Каманин, депутат Астраханской областной думы. — Но он через губернатора Волгоградской области Сергея Боженова, своего покровителя, и его связи в Кремле смог выторговать какие-то гарантии. То есть, думал, что гарантии, а его взяли и арестовали. Это удар по позициям Боженова и промежуточная победа областной команды губернатора Жилкина в затяжной войне с мэрией.

Следы этой войны видны в Астрахани невооруженным глазом. По дороге на пикет удалось насчитать девять сгоревших дотла домов-памятников. Всего, по информации ГОЧС Астраханской области, за 2012–2013 годы в центре города сгорело 116 домов, до 70 земельных участков, на которых они стояли, уже проданы или выставлены на торги. Эти сведения, как и данные о бандитском захвате земель и перепродаже мест на рынках приезжим торговцам, были включены в доклад НИИ проблем коррупции, переданный в администрацию президента России и сыгравший свою роль в аресте Столярова.

Душа-астраханка

Прошло почти десять минут с начала объявленного на одиннадцать утра пикета около одного из детских садов — ни души. Только полиция.

— У нас пятнадцать минут — не опоздание, — шутит Ирина Монахова, мама двоих детей. Призыв прийти на пикет она прочитала на доске объявлений — акция заявлена как протест против резкого повышения мэрией платы за детские сады.

В рядах полиции начинается брожение. Кто-то выходит из машин, кто-то прогулочным шагом направляется в садик и перегораживает дорогу.

Подоспевшие организаторы акции из «Справедливой России» решают в сад не углубляться. Разворачивают перед входом транспарант: «Чем больше у мэра зарплата, тем больше за садики плата!» Потом еще один: «Нашим детям не нужна такая ненасытная мэрия». Никто из прохожих не останавливается. Минут через пятнадцать он выдыхается.

— Надо знать наших людей, — делится впечатлением Ирина. — То, что никто не пришел, ни о чем не говорит. Душа у нас такая — астраханка. Мы люди солнечные, край такой. Когда солнце исче­зает и дуют с Волги мокрые ветры, мы уходим в кокон. Ждем погоды. Нам легче договориться с погодой, чем ее ругать. Так и здесь. Еще неясно, что будет с мэром, вот никто и не хочет делать резких движений.

Астрахань настороженно приняла новость о том, что накануне ареста Столярова губернатор Жилкин написал в твиттере: «Жаль, что некоторые люди не прислушиваются к предупреждениям. Следите за информацией, неприятно, но это будет справедливо». Не только обыватели, но и депутаты признают, что арест мэра на руку губернатору. Рейтинг его невысок, власть фактически не распространяется на Астрахань, однако он уже заявил о желании участвовать в губернаторской кампании 2014 года.

По слухам, Столяров сохраняет свое влияние и покровителей, даже находясь под стражей в Москве. На должность и.о. мэра он предложил отсидевшего в швейцарской тюрьме вице-мэра по имуществу Владимира Ситникова или другого своего зама Владислава Виноградова. Последний известен тем, что в мэрию принят с должности главы Харабалинского района, где его первый заместитель был арестован за взятку. И лишь противодействие следователей СК РФ, работающих в Астрахани, вынудило Столярова сделать выбор в пользу начальника правового управления мэрии Ирины Егоровой.

— Хрен редьки не слаще, — комментирует бизнесмен, просивший не называть его имени. — Это его верная амазонка. Она, когда работала в прокуратуре, закрыла не одно дело в пользу мэра. Мы не исключаем, что со Столяровым будет как с Сердюковым. Не может «Единая Россия» сидеть в тюрьме. Не положено. К кормушке уже не вернут: мэр показал, что не хочет делиться с кем надо, но он еще докажет, что «свой».

— Менять надо систему и модель управления. Их надо делать максимально прозрачными, — считает Олег Шеин, соперник Столярова на выборах 2012 года, у которого, как считают многие в Астрахани, украли победу.

Бунтаря Шеина Астрахань пока не слышит. На следующий день справедливороссы все так же в одиночестве держали плакаты, бабушки выгуливали внуков в колясках, кто-то молча смотрел на пикет из окон соседних кафе. Молодежь на скамейках, потягивая пивко, лениво перекинулась парой фраз:

— А выбрать по приколу Шеина? Может, он заставит Москву делиться деньгами?

Владимир Емельяненко,

"Русский репортёр", rusrep.ru