В соответствии с Приложением I статьи 2 Федерального Закона от 21.07.1997 г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», - опасными производственными объектами являются сети газораспределения и сети газопотребления, на которых используется природный газ объемом свыше 1 тонны, предназначенный для транспортировки природного газа под давлением равным или менее 1,2 мегапаскаля. А также объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества. Ни одно из перечисленных условий О.П.О. этого закона к недропользователям по добыче общераспространенных полезных ископаемых никакого отношения не имеет. Но при создании Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области его администрация при умышленном содействии сотрудников Ростехнадзора к лицензиям на добычу этой категории полезных ископаемых выдала недропользователям более 30 лицензионных соглашений с указанием в них пунктов, требующих считать добычу этих ископаемых как опасные производственные объекты. И поэтому недропользователи были вынуждены платить сотрудникам Ростехнадзора за проект на добычу; авторский надзор исполнителю проекта; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; декларацию промышленной безопасности; технадзор работающих в карьере механизмов; акты горных отводов; страхование ОНО; экспертизу проектов по добыче на промышленную безопасность; годовые планы развития горных работ и другие «услуги», которые выполнялись только сотрудниками Ростехнадзора. Так как Решением №30 от 15.10.2012 г. Министерство кроме лицензионных пунктов добавило - «Недропользователь ОБЯЗАН разрабатывать и согласовывать с Ростехнадзором ежегодные планы развития горных работ»... Но какой чиновник согласует тебе просто так какую-то бумагу, которую он не сочинял? Поэтому все перечисленные «услуги» выполнялись за плату «по договоренности».

За 6 лет сменилось 4 министра и 4 руководителя Ростехнадзора. И все эти годы пришлось учить их читать ФЗ №116 - «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». А также учить Советский районный суд, Росприроднадзор, Управление по недропользованию, областной суд, областную прокуратуру и даже прокуратуру Южного Федерального Округа... От воспоминания этого ликбеза, безграмотной и бездарной их круговой поруки на душе до сих пор мерзопакостно.

И только 18.06.2013 г. министр промышленности, транспорта и природных ресурсов области письмом №01-13/3139 сообщил «Об исключении участков недр местного значения из реестра ОПО». И что для этого надо обратиться в Ростехнадзор. Обосновав это послание недропользователям Федеральным Законом №22 от 04.03.2013 г. «О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». И тем самым подтвердил полную безграмотность сотрудников министерства. Так как:

1. Этот закон к этой теме не имеет абсолютно никакого отношения.

2. Недропользователи этой категории никогда не числились в реестре ОПО.

3. Решение вопросов ОПО - прерогатива Ростехнадзора.

Вместо этого витиеватого послания целесообразнее было бы министру послать недропользователям письмо-покаяние приблизительно такого содержания:

Уважаемые недропользователи! При создании Министерства промышленности, транспорта и полезных ресурсов области... Кстати, без которого Астраханская область просуществовала более 450 лет, а первая плавучая буровая установка в СССР была построена в семидесятых годах в Астрахани судостроительным объединением (АСПО) в составе заводов им. Сталина, К. Маркса, Красные Баррикады и «Лотос». А теперь прогулочный трамвайчик для Астрахани был заказан в Москве! Весь транспорт у частников. Что касается природных ресурсов, статья 9 Конституции РФ гласит, что природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Но природные ресурсы страны принадлежат фактически незначительному количеству лиц, которые стали иметь статус - достояние России.

Итак, о письме - покаянии.

- Уважаемые недропользователи! При создании министерства его команда состояла, в основном, из блатных и полуграмотных в этих вопросах кадров, которые на организационной стадии обратились за помощью к сотрудникам Ростехнадзора. А те, воспользовавшись их безграмотностью, вмиг создали синдикат, досйный проверки на коррупциогенные факторы. А четыре министра, пять замминистров и десяток руководителей отделов (в том числе и юридического) до сих пор так и не осознали свою вину в созданной ими этой проблемы.

Просим простить заблудших чиновников. Они не ведали, что творили, напустив на себя важности. В то время как их деятельность фактически была позорной Торичелевой пустотой... Обещаю, если только не ликвидируют за ненадобностью эту контору, оправдаю ваше доверие». Было бы честно и по-мужски.

Но никто из чиновников не наказан и кроме автора статьи никто не пострадал. Более того, бывший деятель Ростехнадзора В.В. Бочаров с позволенья министерства до сих пор продолжает сочинять годовые планы развития горных работ, не имея лицензии на маркшейдерские работы. И, кроме того, на основании Постановления Федерального горного и промышленного надзора России №85 от 24.11.1999 г. - годовые планы развития горных работ выполняются предприятиями с опасными производственными объектами...

Благодаря моим многолетним хождениям по мукам, в укор и назидание полуфабрикатным специалистам министерства, с начала этого года около 30-ти недропользователей вздохнули с облегчением... В то время как сомнительная деятельность чиновников Ростехнадзора продолжается.

На основании ФЗ №22 от 04.03.2013 г. «О внесении изменений в Ф.З. №116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,          Ростехнадзор с 2014 г. произвел перерегистрацию ОПО предприятий по производству красного кирпича, заводов по обжигу керамзитного гравия и многие другие объекты, работающие на природном газе и присвоил им категорию III класса опасности. В то время как согласно таблице 2 Приложения 2 ФЗ №116 от 21.07.1997 г. и таблицы 2 ФЗ №22 от 04.03.2013 г. - их содержание абсолютно одинаково, - к III классу опасности относятся объекты, работающие на природном газе с давлением 1,2 мегапаскаля и объемом газа 20 и более тонн. А эти предприятия работают с давлением газа 0,3 мегапаскаля с объемом газа не более 0,7 тонны. Значит, что они не соответствуют даже IV классу опасности. И это известно потребителям газа с 1997 г.! Но сколько их было вынуждено ликвидироваться за эти 17 лет из-за никем не контролируемого и не управляемого всемогущего Ростехнадзора?! 

Например, завод по производству красного кирпича перерабатывает в год 10-15 тыс. м. куб. глины. Проверяющий инспектор, увидев экскаватор средней свежести, запрещает его эксплуатацию. На новый экскаватор денег нет. Взятка решает любую проблему, придуманную чиновником. А если не согласен, получаешь предписание с перечнем нарушений согласно: Постановлений Правительства РФ; Постановлений и Законов области; Статей Закона - «О недрах»; Законов РФ; Приказов и Постановлений Госгортехнадзора; Разных пунктов; Таблиц; параграфов; приложений; Положений; примечаний; распоряжений и т.д., изучая которые приходишь к выводу, что этот самый настоящий наглый наезд с окончательным принудительным предложением на «взаимопонимание»... Или раскошеливайся, или теряй бизнес. Вот такое содействие в развитии малого и среднего бизнеса, к которому постоянно призывает федеральная власть.

А.И. Максаков, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 40 (600), 17.10.2014 г.