«Сбежавшие зеки пробирались к Астраханской области»
Жители калмыцкого Улан-Хола рассказали подробности жизни 37-летнего чабана, благодаря бдительности которого удалось задержать сбежавших из дагестанской колонии преступников.

– От нас ведь совсем недалеко граница с Дагестаном, где все время стоят патрули, – заявил глава местной администрации Сергей Мочерлаев. – А когда был объявлен план «Перехват», в приграничные районы выехал и ОМОН, и СОБР.

– Как пастух заметил беглецов?
– Он ехал верхом на лошади и заметил идущих вдоль железной дороги шесть фигур в темном. Когда расстояние между ними сократилось, он узнал преступников в лицо. Информацию о них напечатали в местной газете, передавали по телевизору. А когда едешь верхом – местность просматривается на много километров. Тут кругом пески, полустепи, спрятаться негде. Информацию о чужаках пастух сразу передал нашему участковому. Теперь и сам чабан, и сотрудники РОВД, просят информацию о нем не разглашать.
ВИДЕО о задержании беглых зеков
– Сколько у него в отаре овец?
– В среднем у наших чабанов в крестьянско-фермерском хозяйстве – около тысячи голов. Плюс они еще разводят верблюдов и лошадей. Места здесь суровые, кругом солончаки. Пастухи живут в степи на чабанских точках. Уезжают двумя семьями на неделю, объединяются, а потом их меняют другие семьи. И так круглый год. Овцы щиплют траву, а чтобы напоить скотину, бурят артезианские скважины. Вода в них солоноватая на вкус, но для животных пригодная. Для людей на чабанские точки водовозка привозит питьевую воду.

Отары охраняют кавказские овчарки, но от волков лучше всего спасают банхары – монгольские овчарки. У чабана, благодаря которому задержали беглецов, как раз живут эти крупные, древние собаки – верные спутники кочевых народов. А волков у нас действительно много. Во время войны в Чечне они спустились с гор к нам на равнину.

– Какой доход у чабанов?
– Кто-то получает 15 тысяч рублей в месяц, кто-то – 25.

– Как думаете, на что пастух может потратить вознаграждение в миллион рублей? Сколько у вас стоят овцы и лошади?
– Овца стоит пять тысяч рублей. Лошадь, в зависимости от породы – от 25 до 100 тысяч. Главное, чтобы до нашего чабана деньги дошли. Пастухи вынуждены много передвигаться по степи и пескам. Кто-то ездит на телегах и лошадях, кто-то – на мотоцикле. Кто побогаче – на машине. Скорее всего, на средство передвижения чабан обратит внимание.

– Сколько жителей в вашем поселке?
– 2100, из них – примерно тысяча человек работает вахтами в городах. Мы живем отдаленно. От Улан-Хола до городка Лагань, который стоит на Каспийском море, около 40 километров, до Элисты – 300. Но к нам ближе Астрахань, которая находится в 160 километрах.

– Куда беглые преступники могли держать путь?
– Скорее всего, пробирались к Астраханской области, а потом могли нелегально, по камышам, перейти границу с Казахстаном.
ФСИН готовит письмо о поощрении 37-летнего чабана. Ранее сумму вознаграждения за помощь в розыске беглецов озвучило правительство Дагестана. Но в Улан-Холе большинство жителей не верят, что чабану перепадет миллион рублей.
– Если до него дойдет четвертая часть этой суммы – будет хорошо, – говорит одна из преподавателей местной школы. – А деньги пастуху ох как необходимы! Чтобы заработать на жизнь, пастухам приходится встать на рассвете, а ложиться уже за полночь. Во время окота, когда на свет появляются ягнята, чабаны практически не спят. Это очень тяжелый труд. День и ночь они присматривают за скотиной, следят, чтобы овцы были сыты, напоены, иначе никакой прибыли не получишь. 
Вот и водитель Николай не верит, что чабан получит вознаграждение. «Дадут грамоту, пожмут руку, скажут, что проявил свою гражданскую позицию. А деньги он вряд ли увидит».

«МК»