"Гиганты создают ад вокруг себя. Я не знаю почему. Может, потому, что есть они и есть "пыль под ногами". Я поехал посмотреть, как там живется внизу, под пятой монстра.

В шестидесяти километрах от Астрахани чадит на благо российской экономики и бюджета завод "Астраханьгазпром". Завод производит мазут, серу, газ и прочие ингредиенты, без которых современный человек не живет.

Кинг-Конг от экономики подмял под себя всю область. На уровне руководства завода решаются все экономические, политические и социальные вопросы.

АГПЗ обеспечивает более трети областного бюджета, здесь работают более 14 тыс. человек. Комплекс занимает площадь 40 кв. км и за год производит продукции на 5 млрд руб. Когда речь идет о таких цифрах, интересами нескольких тысяч человек принято пренебрегать.

Послеслёзие

Миша, усач, голова с проплешинами, лет немного за сорок. Рассказывает, рассказывает, рассказывает, заедает слова супом (вермишель, вода, майонез). Мишу сюда "сослали на принудительные": на нем авария автомобильная, две жизни чужие, одного инвалидом сделал.

Таких мужиков много тогда пахало в Аксарайской степи, "неумышленных" убийц.

Телевидение приезжало делать сюжеты про комсомольцев. Урки брали гитары и пели комсомольские песни. Когда шли строем, надзиратель Крыса пробегал вдоль рядов и шикал. Обещал ШИЗО* всем правдолюбам, которые в представителей союза молодежи играть не захотят.

Миша потом, отмотав уже срок, десять лет еще баранку мусолил в "Газэнерго".

Тогда еще, в начале восьмидесятых, люди зарабатывали деньги, заводили семьи, рожали детей, приглашали родственников на работу, дышали серой и газом. Они, конечно, знали, что их травят (а поселки находятся в радиусе 8 км от завода, сейчас эта "окружность" официально называется СЗЗ - санитарно-защитной зоной), но соглашались немного потерпеть, пока им не построят квартиры в Астрахани.

У Миши тогда кровотечения были. По две майки за смену кровью заливал. Работал на поливочной машине, прибивал серу к земле. Лицо покрывалось коркой, пришлось налысо побриться, а то голову раздирал ногтями до крови. Потом зубы стали выпадать. Раздирает пальцами рот, показывает прополотую челюсть.

Недавно "Газэнерго" испустило дух, а он теперь только и делает, что к маме ездит из Астрахани, там у него квартира от бывшей жены осталась.

Сколько заявлений писал в "Газпром" на работу, "на серу" - все без толку.

Существует негласное распоряжение гендиректора Щугорева - никого из санзоны на заводе не трудоустраивать, потому как придется квартиры давать.

В начале девяностых многие организации, занимавшиеся строительством завода, тихо умерли, несколько тысяч человек потеряли работу. "Астраханьгазпром" подбирать этих людей не собирался. А жилье им посоветовали стребовать с организаций-покойников. Мало того что это просто свинство со стороны "Газпрома", так еще и свинство противозаконное, - существует распоряжение правительства РФ от 12 февраля 1992 г. № 274-р, согласно которому "Газпром" обязан обеспечить до конца 95-го переселение всех жителей из СЗЗ Астраханского газового комплекса.

За десять лет АГПЗ переселил только четверть жителей из четырех так называемых постоянных поселков, которые существовали еще до появления завода. С такими темпами последний "абориген", которых сейчас около десяти тысяч, покинет СЗЗ лишь к 2030 году. "Временные" поселенцы обречены были помереть в Аксарайской степи...

* * *

Поселки всячески скрывают от мира. Например, в 98-м в один из солнечных весенних деньков всех жителей Молодежного загнали в бараки и приказали не высовываться. Пока как бы "разминировали" школу и детский садик, а женщины падали в обморок от страха, Миша все выискивал того самого Крысу. Показалось, наверное, но уверяет, что точно - видел.

Московская комиссия, сопровождавшая Черномырдина в его астраханской поездке, так и уехала. А Рэм Вяхирев искренне удивился, когда ему сообщили, что в СЗЗ еще кто-то обитает. Специально для Рэма Ивановича, а также для всех прочих слепоглухонемых товарищей рассказываем...

Поселок Молодежный раскорячился в 7 км от завода.

Официально Молодежный, как и другие поселки СЗЗ, не существует с 93-го. То есть его нет на карте и здесь никто не живет.

И это чистая правда - в Молодежном действительно никто не живет. Здесь все мучаются. В этом поселке (самом крупном из всех в СЗЗ) ставят эксперимент над жизнями четырех тысяч людей (из них более тысячи - дети).

Весь жилой фонд Молодежного - это двух-трехэтажные домики, построенные по финскому проекту еще 17 лет назад. Финны рассчитали: максимальный срок эксплуатации этого бутафорского жилья из ДСП и стекловаты - 7 лет. Никакой технологии по ремонту этих бараков попросту не существует, потому как временное жилье на то и временное, чтобы люди там не плодили третье поколение.

В домах не топят, люди обзавелись буржуйками, дома горят. Кто-то засекал- один двухэтажный барак превращается в кучку пепла за 7-15 минут. Тушить их бесполезно.

Когда зимой 99-го подряд сгорели сразу три барака и почти 400 человек остались даже без дырявой крыши, страховая компания расторгла с поселковцами все договоры. Зато местный жэк от своих жильцов не отказался и проявляет к ним повышенный интерес. Например, заключает с ними любопытнейшие договоры. Один из пунктов гласит: "В случае пожара, наводнения или иного стихийного бедствия наниматель жилья обязан в трехдневный срок покинуть поселок. При сносе строения наймодатель не обеспечивает нанимателя жильем".

Из данного документа вытекает только один вывод- местным властям выгодно поджигать бараки...

Морда местного масштаба

У жителей Молодежного три беды: страшная экологическая обстановка, хроническое безденежье и председатель аксарайского сельсовета (административный центр которого находится в Молодежном) Дубовицкий.

Этот руководитель сделал состояние на восстановлении инфраструктуры Молодежного. То отремонтирует крылечко сельсовета за 17 тысяч рублей, то поставит новую дверь в местной школе за 47 тысяч, то купит газовую плиту и компьютер для той же школы, а поставит у Дубовицкого дома. В 98-м приобрел у сельсовета "Волгу" за две тысячи рублей, истратив предварительно на ее ремонт казенных денег 11 тысяч.

Но это все фигня и людей практически не касается, так как отремонтировать в поселке ничего нельзя, а раздавать жителям деньги хотя бы на питание и лечение - нет юридических оснований. И пусть бы воровал себе казенную копеечку председатель, но ему этого оказалось мало - товарищ Дубовицкий драл с людей, живущих в аксарайских халупах, квартирную плату, в два раза превышающую астраханские тарифы...

Когда сгорает барак, начинается "уплотнение". Чтобы вселиться в другую "квартиру", нужно обогатить Дубовицкого на 3-4 тысячи.

Здесь птицы не поют

Семью Любови Сапралиевой "уплотнили" до 34 квадратных метров. А у нее семеро детей и муж-афганец. А она четырнадцать лет подсчитывала всякие газпромовские доходы, бухгалтером работала. И Любовь, конечно, извиняется, что вынуждена говорить такие вещи, но, когда она последний раз рожала, в 94-м, у нее воды зеленые были. Врач вымолвил: "Ваши дети в болоте рождаются". Так и сказал.

Одна семиклассница написала в сочинении: "При больших выбросах сернистого ангидрида дети часто плохо себя чувствуют, появляются головная боль, сухость во рту, головокружение, тошнота, носовое кровотечение, обморочное состояние, сонливость, вялость, боли в области живота..."

Больше всего поселковцы не любят выходные. Именно в субботу и воскресенье, а также в 4-5 утра по будням, когда АГПЗ выбрасывает в атмосферу наибольшее количество всякой дряни, дышать становится особенно тяжело. Воздух наполняется сладковатым запахом тухлых яиц, у детей идет кровь из носа, взрослые помирают от головной боли, а в это время по радио бодрый голос передает: "Выбросов не зафиксировано. ПДК (превышение допустимой концентрации) в норме". Этот голос не утрачивал своей бодрости даже во время крупных аварий, коих за историю АГПЗ было уже с десяток...

Только за прошлый год АГПЗ выбросил в атмосферу 82,3 тысячи тонн загрязняющих веществ, что составило 75% общих выбросов по всей Астраханской области. (То есть в бюджет дает, напомню, треть, а гадит на три четверти.) С выходом АГПЗ на проектную мощность - через пару лет - выбросы достигнут 193, 3 тысячи тонн.

Еще в "состав" Астраханского газоконденсатного комплекса входит и жутковатый объект "Вега": 15 подземных емкостей для хранения газоконденсата. Созданы они были в 1988-1989 гг. при помощи серии подземных ядерных взрывов. Но все сделали (не будем вдаваться в технические подробности), как это у нас всегда и бывает, через АГПЗадницу. Сразу же после взрывов произошел аварийный пролив радиоактивного рассола. Рассол представляет собой радионуклиды стронция и цезия с периодом полураспада 300 лет...

Два года назад школа хоронила своего выпускника, он только-только в институт поступил. Гордились им все. Всем поселком собирали деньги на лечение от рака. Не спасли.

За последние десять лет жители СЗЗ подняли областную "раковую планку" на 20%.

Единственный способ спасти остатки здоровья - умотать отсюда к чертовой матери. Как птицы, которых в Молодежном давно не видели.

Только вот денег ни у кого нет.

Аминат Ханалиевой всего тридцать два, а она усталая, как старуха. Получает на пятерых детей 282 рубля пособия, за квартиру нужно платить четыреста с гаком. У девочки шестилетней - катаракта, мальчик полуторагодовалый весит семь кило. "Зачем мы детей рожали?!"...

Тамара Осдеева самой первой заселилась в Молодежный в начале 83-го. Ее дочка, 12 лет всего, прошла уже 50 курсов химиотерапии. Уже два года - без волос, без ресниц, без улыбки.

Знаете, сколько таких семей в Молодежном? Все ж любят проценты. Ну так в процентах - сто.

Вставай, проклятьем...

Когда руководство АГПЗ весной этого года стало пробивать в местном Законодательном собрании решение о сокращении санитарно-защитной зоны с восьми до пяти (а потом - и до трех!) километров, пролетарии все поняли и стали потихоньку объединяться.

4 сентября несколько сотен человек прошли маршем из зоны в Астрахань, в Астрахани пикетировали здание обладминистрации. Когда губернатор Гужвин отказался выйти к народу, народ опять все понял и перекрыл в Астрахани две улицы. Не помогло и это. И тогда в девять вечера того же дня люди перекрыли трассу Астрахань - Аксарайск, по которой с завода возят серу.

За четыре дня АГПЗ потерял на сере 18 млн руб...

8 сентября администрация области и "Астраханьгазпром" подписали с пикетчиками трехсторонний договор.

Согласно договору, до конца следующего года должно быть выделено 320 квартир (из них 20 - уже в этом году), снизятся коммунальные тарифы, и никто из участников акции не подвергнется преследованию. А если чего не так, то жители СЗЗ снова что-нибудь перекроют и ничего им за это не будет.

С ноября 1999 г. АГПЗ сооружает себе много-премногоэтажный офис на улице Ленина в Астрахани. По самым скромным подсчетам, стоимость строительства 1,2 млрд руб., не считая затрат "на электронику", которой здание будет напичкано.

Чтобы переселить всех людей из СЗЗ, денег понадобится вдвое меньше. Единственный довод руководства АГПЗ - мол, офис строят югославы в счет долгов РАО "Газпром".

Как замечательно все-таки, что есть такие югославы, которые строят в счет долгов, не используя ни копейки бюджетных средств. Только вот один вопрос имеется к руководству АГПЗ: наши братья-сербы не могли бы точно так же - ну, в счет долгов - построить людям жилье?

* * *

Человека с перспективой я в Молодежном все же видел. Свету, сестру Миши, которая суп подавала. У нее должна судьба сложиться. Она тут познакомилась с венгром, который куховарил для строителей-соотечественников, чего-то возводивших по заказу "Газпрома". Суженый сейчас в Америке, звонит через день, деньги присылает часто, хочет ее с сыном девятилетним перетащить к себе. Она собирается ехать. Забавно. Иностранец, отнимавший работу у русских мужиков, которых почему-то забраковали на родине, пристраивает нашу женщину и хочет обложить ее счастливой жизнью.

Света курит много, даже слишком много. Что-то говорит такое вроде "пусть лучше скажут, что от сигарет умерла, чем от этого газа". И вроде такая театральная фраза, "на слезу", только голос у нее тихий, спокойный, пофигистский. И опять курит, и опять.

Думаешь: да какое ты имеешь право так жизнью разбрасываться! Другие вот бьются за нее и проигрывают. А ты не очень даже отравленная еще. Живи и радуйся. В Венгрию уедешь.

* * *

Академик и почетный гражданин города Астрахани, а по совместительству гендиректор АГПЗ Щугорев как-то сказал: "Да у вас тут жить - одно удовольствие, я бы сам переселился, если б мог".

Да, жаль, что он не может переселиться сюда.

Здесь очень нужны люди с хорошим чувством юмора. "

13.11.2000

Постоянный адрес статьи:http://www.flb.ru/info/4720.html

Юрий Сафронов

Новая газета