Старый, во всех смыслах, друг города троллейбус Астрахани доживает свои дни. Как бы там дальше ни было, в своём нынешнем виде этот вид транспорта просуществует недолго.
Общественная дискуссия вокруг проблем астраханского троллейбуса возникла относительно недавно благодаря нескольким как бы энергичным блогерам, поднявшим этот непростой вопрос сначала в своей среде, ну а дальше – больше, пошло, поехало, пуская искры споров (как сам рогатый виновник медиа-торжества).
Что характерно, сами поднявшие и погнавшие троллейбусную волну не часто пользуются услугами электрического транспорта. И не то чтобы не часто даже, а очень редко, практически же никогда. Но раньше активно им пользовались и с тех пор до дня сегодняшнего в них выросла большая, могучая ностальгия.
Объяснить любовь к троллейбусу сегодня невозможно: ну не может цивилизованный человек в полной мере восхищаться этим странным чудом из чудес, бороздящим улицы города неизвестно откуда, куда и зачем. Количество маршрутов сократилось, а оставшиеся даже у меня вызывают вопрос по маршруту следования. Да, в отличие от маршрутных такси, пёстро украшенных названием остановочных пунктов и ключевых мест, мимо которых летит «газель», троллейбус выглядит очень лаконично. Человеку из другого города, села понять, что к чему, вряд ли представится возможность. А даже если и поймёт, как едет этот тотально пустой кусок металла, то будет поздно – двери закроются, и не стоит пытаться махать водителю, свистеть – это не маршрутка, никто по десять раз останавливаться не будет.
Интервал движения тоже очень специфичен: пытаться наугад выйти к остановке и уехать в течение пяти минут опрометчиво, ведь «ходит» он реже. Маршрут подразумевает частоту, приемлемую и удобную для пассажиров прежде всего, а тут как повезёт, чистая рулетка. Но и смысла увеличивать количество единиц техники на маршрут в условиях совершенно безлюдных салонов, конечно же, нет. Это было бы целесообразным, если привлечь людей внутрь железных коробок, в первую очередь студентов, молодую, подвижную часть астраханцев и гостей города. Сделать это довольно легко – обеспечить бесплатным wi-fi металлические коробочки, и клиентов явно прибавится. Особенно сейчас, зимой. Да многие будут кататься просто в удовольствие! Опять же пусть хоть целый день катаются, зато люди будут видеть заполненные пассажирами троллейбусы, что вызовет эффект снежного кома, народ потянется в троллейбус, а затем можно восстанавливать старые маршруты, прокладывать новые…
Нужно ли нам это? Думаю, что да, нужно. Пересадив ощутимое количество из общего трафика перемещения по дорогам астраханцев с маршруток, такси, личного транспорта на троллейбус, мы не на словах, а на деле сделаем шаг в борьбе с пробками. Зимой многие ставят своего железного коня в гараж на прикол, не рискуя испытывать свои навыки вождения в экстремальных условиях наших дорог, да и снег, наконец, перестал быть редкостью. Летом же троллейбус достаточно оснастить кондиционером. Роскошь? Посчитайте количество потребляемой им энергии с мощностью самого троллейбуса – капля в электрическом море! И ведь сделать это очень просто, а главное, летом сто человек будут ехать в прохладном салоне рогатого друга, а не выстраиваться в длинную пыхтящую массу из маршруток, машин… Воздух чище станет. Теперь давайте вспомним, какой шлейф оставляет после себя автобус, и мы поймём прямую выгоду от дружбы с электрическим транспортом!
Не менее важным аспектом проблемы является цена за поездку. Как я уже сказал, троллейбус ездит пустым, превратившись в огромный джип для нескольких человек. Понятное дело, что всё держится на субсидиях, а раз так, то можно пойти на эксперимент: снизить стоимость поездки до пяти рублей для несовершеннолетних, а взрослым поставить цену в семь рубликов. Доехать до работы и обратно – 14 рублей. Вы понимаете, к чему я клоню? Перетянуть пассажиров с «газелей» – вот основная задача троллейбуса. У нас не город, а какая-то огромная площадка готовой продукции «ГАЗа», всё пестрит ими. Постоянная нервотрёпка на остановках или где угодно, приходится быстро «запрыгивать», ехать в позе йога, бегать от одной газели к другой. Пожилым людям и гражданам с ограниченными возможностями это нелегко. Инвалидам проще ездить на троллейбусе. Или кто-то видел в «газели» человека на инвалидной коляске? И я не видел, а где они и на чём ездят? То-то же. Думать о людях нужно, прежде всего. Город на то и создан, что здесь многое доступно из того, чего не может дать село, посёлок. Поэтому троллейбус - это не прихоть и не «автобус с рогами».
Но в Астрахани троллейбус умудряется проигрывать автобусу. У них очень удобный и простой сайт. Зашёл и сразу видишь ВСЕ автобусы на ВСЕХ маршрутах. Отображается и время прибытия того или иного автобуса к, например, стадиону или на конечную остановку. У троллейбусов такого сайта нет. Да и откуда ему взяться, коли выглядит это чудо техники в Астрахани, словно деревянные счёты, нелепо, громоздко. Посмотрел на них десять секунд, вспомнил детство, вздохнул, отвёл взгляд в сторону. Заходить в троллейбус из толпы людей неудобно даже как-то – вид ужасен, а внутри – как на поминки едут. Можно музыку включить, радио или рассказы об Астрахани, озвучивать объявления. Много чего можно, было бы желание. Но желания у ответственных за транспортные потоки граждан явно не хватает, если оно вообще есть. Я прямо вижу, как сейчас троллейбус продолжают сознательно опускать, чтобы совсем скоро даже самые упёртые согласились: «Да, пора этот шлак убирать». И уберут молча, как убрали трамвай, предварительно забив на него как следует, пока он сам чуть от ржавчины не рассыпался посреди дороги.
Вот такие предложения по троллейбусу у меня, коллеги-земляки. Так что будем работать, будем жить, будем ездить на троллейбусе. Или выбирать между хреном и редькой, а потом удивляться «во что превратился наш город?!».
Чулпан Хаматов,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 49 (559), 20.12.2013 г.