Героиня нашего сегодняшнего рассказа – одна из центральных улиц Астрахани, длиною менее километра, простирающаяся по четырём историческим районам нашего города: Белому городу, Армянской и Морской слободам и Криуше. Отталкиваясь от задворок драмтеатра, Дарвина завершает своё неровное течение, упираясь в изогнутую улицу Крупской – границу Криуши.
Изначально Дарвина была Никольской, как нынче зовётся самая ухоженная астраханская улица. В 1837 году её нарекли Калустовской – в честь астраханского купца армянского происхождения Мкртума Галстяна, приехавшего из Баку и взявшего имя Никиты Калустова. В 1788 году он спас Астрахань от наводнения. Из-за сильного разлива Волги под угрозой утопления оказалось огромная часть города: Армянская и Татарская слободы, Армянский базар, торговые ряды, ряд улиц в районе кремля и Демидовской пристани на Кутуме. На собственные средства Калустов нанял 150 мастеровых, которые соорудили насыпи, укрепляющие земляные валы вдоль водоёмов. Никита-Мкртум выделил на эти цели необходимые материалы и обеспечил каменщиков и плотников питанием во время работ. Нынешним астраханским богачам до своих предшественников расти и расти… Между тем, эти места периодически подтапливает и сегодня. Огромные лужи не просыхают тут неделями. Только беспощадное астраханское солнце способно ненадолго иссушить их.
В 1920 году улицу переименовали в Тверскую. А чтобы окончательно отбить историческую память у горожан, в 1937 году произошло ещё одно переименование, на Дарвина – английского натуралиста, основоположника теории эволюции видов. Перед четырёхсотлетием Астрахани, когда в городе происходили топографические корректировки, к Дарвина присоединили бывшую улицу Лермонтова – ведущий на Криушу отрезок.
Северная часть Дарвина ещё держится, но ближе к Варвациевскому каналу её деловитость и старание казаться подтянутой постепенно сходит на нет…
Разрушение материального культурного наследия Астрахани символизирует памятник градостроительства и архитектуры регионального значения – дом Красильниковой, построенный в начале XIX века. Цифра 13 на фасаде подчеркивает невесёлый вид углового строения, прекрасного своей лаконичностью и совершенством линий. Годом ранее в доме произошёл пожар. Большинство жильцов давно расселили. Теперь он стоит и рассыпается на радость охотникам за дорогой землёй в центре города.
Дом напротив тоже в печальном состоянии, хоть пока и держится.
Через канал перекинут изящный пешеходный мост, с которого в обе стороны открываются дивные виды старой Астрахани. Старожилы помнят, как этот мост был предназначен для транспорта – сначала гужевого, позднее автомобильного.
Угловые здания на другом берегу – прекрасные образцы городской застройки XIX – начала XX веков
На Дарвина есть все типичные элементы астраханского быта, актуальные во все времена: кривые заборы, буйство красок на фасадах зданий, пустыри, образовавшиеся на месте снесённых домов, покосившиеся и ржавые аншлаги, заброшенные долгострои, основательные новоделы – камертоны нового облика Заканалья.
Но есть и оригинальные арт-объекты: как этот сад камней в стиле дзен-буддизма.
Упадок улицы можно рассмотреть на примере одного дома № 24 дореволюционной постройки.
Это добротное некогда строение со стенами толщиной более метра, ухоженным двором и застеклёнными верандами сегодня выглядит катастрофически. Разруха и тлен поселились здесь. Невозможно представить, что в конце первой четверти XXI века в центральной части областного центра России существует такое отчаяние, символ бедности и равнодушия собственников и властей.
Особая гордость улицы Дарвина – дом № 33 на пересечении с Лычманова. Здание армянской богадельни построено во второй половине XIX века. В своё время тут располагалось попечительство вдов и сирот армянского духовенства, которым заправляли священнослужители. Армянская диаспора содержала несколько городских благотворительных учреждений.
Ещё один памятник архитектуры регионального значения – дом № 35 на перекрёстке с Бакинской. Городская усадьба второй половины XIX века с элементами модного тогда псевдорусского стиля завораживает обилием интересных деталей и элементов.
Бетонные строения советских архитекторов заметно проигрывают изящным творениям их предшественников.
Что же будет с улицей Дарвина в будущем? Сумеет ли она сохранить атмосферу старой Астрахани и одновременно подняться с колен своей безысходности – решать нам, живущим здесь и лишь говорящим о том, как мы любим свой город.
Текст и фото: Екатерина Некрасова
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.