Только в одном названии этой улицы чувствуется стремительная решимость, новаторство и противоречивость: автоматически подключается ассоциативный ряд, связанный с образом поэта XX века. Но на «горлана-главаря» стандартная для исторического района Большие Исады улица не тянет. Хотя, если присмотреться получше, бунтарский дух на ней не только жив, но и не истребим.
Беря начало из тихого астраханского центра, отталкиваясь с изношенными набойками «каблуками» от улицы Калинина, Маяковского на полкилометра простирается к торговому «сердцу» Астрахани – неукротимому рынку Большие Исады.
Главной достопримечательностью Маяковского в начале является симпатичный дом-утюжок XIX века Кромского, памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Это не помешало нынешним обладателям жилплощади на втором этаже врезать в очаровательный эркер уродливое пластиковое окно.
На Маяковского сохранилось достаточное число деревянных домов и элементов разной степени сохранности с разнообразным вмешательством собственников. Есть домики нарядные.
А есть совсем печальные и обречённые.
В неблагоустроенную аутентичность некоторых с беспардонным натиском внедряются признаки современного благополучия: новые времена наступают, и о вкусах не спорят.
Изначально улица звалась Новой, но в 1837 году её переименовали в Армяно-Успенскую, чуть позже в Армяно-Григорианскую. С той поры до нас дошли типичные образцы городской застройки второй половины XIX – начала XX века. Здесь нет ярко выраженных архитектурных шедевров и творений известных архитекторов, но именно эта типичность придаёт Астрахани ничем не подменяемые колорит и прелесть.
В 1920 году улицу назвали 4-й Интернациональной, но спустя 16 лет нарекли именем Владимира Маяковского. Её соседке повезло меньше: она до сих пор носит безличное название 3-я Интернациональная. Память о поэте никаким другим образом, как наименованием, здесь не закреплена.
При пересечении с улицей Победы в патриархальную тишь Маяковского врывается базарная суета. Примечательно, что безопасно пересечь оживлённую астраханскую дорогу с этой улицы невозможно. Тут нет пешеходных переходов. Вероятно, она считается на этом участке малопроходной.
А далее начинается загадочный квартал: дворовая территория расположенного на соседней улице Бабушкина католического храма Успения Пресвятой Богородицы выходит также на Маяковского. Величественное здание, возведённое во второй половине XVIII века, сочетающее в себе барочное изящество, фундаментальность классицизма и канонические черты православных церквей, вопиющим образом контрастирует с вольготно раскинувшейся свалкой, плавно перетекающей в помойку.
Энергетика этих мест за несколько веков подчинила себе неизменный ритм базара, перебороть который невозможно.
Торговая активность на этом отрезке Маяковского правит бал, достигая своего апогея при пересечении с улицей Ногина. Типичная Астрахань постепенно превращается в стилизованный новодел с характерной восточной пестротой.
Кто только не пытался побороть несанкционированную торговлю на бойком перекрёстке. Ни рейды, ни штрафы, ни профилактические беседы – ничего не может поменять устои этого магического торгового угла. Астраханцы хотят и будут покупать на этих фруктово-овощных развалах залежалые тыквы, «задумывавшуюся» хурму и мороженые огурцы по сходной цене.
Вот такая она, спокойно начавшаяся в тихом центре типичная астраханская улица, в завершении превращающаяся в необузданное торговое пространство, куда стремятся горожане за покупками в любой сезон.
Как писал гениальный поэт, чьё имя носит эта улица: «Рынки кишат всяким соблазном». И с этим не поспоришь.