Астрахань многие века славится своими богатейшими рыбными запасами. Огромных осетров и белуг, пойманных в низовьях Волги и на просторах Каспия, доставляли еще ко двору царя Алексея Михайловича - отца Петра Первого. Разнообразие биоресурсов здесь настолько огромно, что лишь для перечисления всех видов рыб, которые водятся в Астраханском крае, понадобится несколько страниц мелким шрифтом.
Однако вот уже почти двадцать лет вы, при всем старании, не найдете в Астрахани ни одного рыбного магазина. В советские времена они были. В начале 1990-х вымерли и не возрождаются. Но почему?
Ведь рыба из Волги и Каспия не исчезла, а прудовые хозяйства в последние десять лет прочно встали на ноги! Почему при таком активном развитии бизнеса предприниматели не стремятся к тому, чтобы открыть в Каспийской столице России рыбный супермаркет, где он должен быть по определению!
На этот сложнейший вопрос я получил вчера исчерпывающий ответ на мероприятии, организованном президентом некоммерческой организации "Союз рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий "Каспрыба" Андреем Маркиным. Подробнее о самом мероприятии, которое оказалось для меня чрезвычайно познавательным и интересным, я поведаю чуть позже. Сначала о том, почему в Астрахани можно купить рыбу где угодно, но только не в специализированном месте. Дикий парадокс, который удивляет местных, а туристов ставит в тупик: как так? Приехать в такой город и не найти легальной, в красивой упаковке, качественной рыбы.
По мнению А. Маркина, есть два важнейших стоп-фактора, не позволяющих астраханскому (и иногороднему тоже) бизнесу построить в Астрахани рыбный супермаркет. Или просто средних размеров специализированный магазин. Но сначала немного предыстории.
Впервые о том, что такое место торговли рыбой региону необходимо, заговорили еще при губернаторе Анатолии Петровиче Гужвине. В те годы рыбную промышленность региона курировал его первый заместитель, нынешний губернатор Александр Жилкин. И до того, как возглавить область, и доныне он провел немало совещаний, где среди прочих вопросов обсуждалась большая востребованность среди астраханцев и гостей территории рыбного магазина.
Увы, всякий раз его прямой вопрос: "кто готов построить и работать?" натыкался на глухую стену молчания. Бизнесмены словно воды в рот набирали. Мол, нас это не касается, нам это не интересно. Пока обсуждали, в Астрахани постепенно исчезли рыбные отделы, затем были ликвидированы живорыбные садки, стоявшие у набережной Волги. Со временем, благодаря бездействию контролирующих органов, они превратились в места оживленной подпольной торговлей рыбой. Официально продавали чуть-чуть и только частик, в реальности же там можно было купить осетровых и даже черную икру. Потому садки, собственно, и попали под запрет. Кроме того, они за годы стояния в воде проржавели, некоторые даже затонули и портили эстетику набережной.
Впрочем, был один "луч света". Собственники гастронома "Михайловский" года три назад привезли губернатора в свой магазин, что возле Селенских Исад, и показали просторный отдел, где шел ремонт. Мол, вот здесь в перспективе откроем рыбный зал, для того и затеяли реконструкцию. Покупатель сможет выбрать в том числе живую рыбу, здесь ее по его желанию разделают, упакуют и т.д. и т.п. "Прожект" не задался. Сегодня в том отделе можно наблюдать что угодно, кроме рыбопродуктов. То есть они, в принципе, в "Михайловском" есть, как и везде в супермаркетах. Но это не специализированный отдел, - закуток в виде пары-тройки холодильных прилавков. Не знаю, почему не вышло. Вернее, не знал до той поры, пока вчера не побеседовал с Андреем Маркиным.
Итак, первый стоп-фактор. Полнейший бардак в распределении квот на вылов рыбы. По словам А. Маркина, сегодня в Астраханской области соответствующие квоты (ее общий объем в 2011 году составлял 7 тыс. тонн) имеют 102 фирмы. В среднем получается по 68 с небольшим тонн. Много это или мало? Конечно, мало. Но проблема заключается в том, что квота - это лишь видимая верхушка айсберга. На самом деле уже которое десятилетие в дельте Волги продолжается, цветет махровым цветом самый настоящий биотерроризм. Рыбу буквально истребляют, варварски "выкачивая" ее из воды любым доступным способом и в неограниченных (кому как повезет) количествах. Потому размер официальной квоты, чтобы понять, как уничтожают биоресурсы, нужно увеличить в несколько десятков раз.
Казалось бы: куда смотрят власти? Рыбнадзор, например? Местный его филиал последние годы буквально сотрясают коррупционные скандалы. То одного руководителя посадят, то другой попадется на рыбной взятке, то третий и так до бесконечности. Сегодня там новый руководитель - Геннадий Судаков (говорящая фамилия, ничего не скажешь). Некогда руководит агентством рыболовства при правительстве Астраханской области, затем - Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИИРХ). Теперь новая должность. По мнению А. Маркина, приход г-на Судакова придал астраханским рыбозаводчикам некоторую долю оптимизма. Дескать, может, хоть ему удастся разобраться с тем страшным бардаком, который творится.
"В чем бардак?" - спросите вы. Вернемся к объему квоты. Итак, 7 тыс. тонн рыбы. Но! Дикий парадокс в том, что, согласно федеральному законодательству, любая самая паршивая (крохотная, нищая, дебильная) фирмочка имеет право на получение квоты (то есть предельного объема вылова рыбы, если кто не знает) размером - ВНИМАНИЕ - 1 килограмм!!! Да-да, всего 1 кг! Это не ошибка!
То есть, предположим, есть некий "бизнесмен" Свинюхин. И вот решил он стать рыбозаводчиком. Приходит в соответствующую структуру и подает заявку: хочу, мол, в год вылавливать 2 кг рыбы: по 1 кг судака и воблы. "Что у вас есть для этого?" - спрашивают его. "Две лодки и четыре рыбака - бригада", - отвечает он. Дальше, посредством нехитрых манипуляций (коррупционных и официальных) получает свою квоту и отправляется "работать". Кстати, вот реальный пример - некое Ахтубинское РАЙПО (районное потребительское общество). У него квота 1 кг судака в год. Кстати, зачем она нужна? Дает официальное право ходить в Каспийское море на промысел.
А вот теперь самое жуткое. За реальным объемом выловленной рыбы... никто не следит. Ни пограничники (это вообще не их обязанность, кстати, хотя мы регулярно их упоминаем, когда речь заходит о браконьерах), ни Рыбнадзор, ни муниципальные власти. Вот и получается, что то же Ахтубинское РАЙПО, имея мизерную квоту, в реальности выкачивает из реки и моря что угодно и в любом количестве. Но, по документам, естественно, все правильно. Почему так? Почему не контролируют? А вы лишь подумайте о том, что по доходности браконьерский промысел вплотную приблизился к наркобизнесу. Особенно если речь идет о черной икре и осетровых. Только чтобы сделать наркотик, нужно что-то посадить, химически обработать и т.п. А рыба - вот она. Бери, сколько хочешь, и бесплатно.
В Астраханской области, по словам А. Маркина, примерно 20-30 фирм, доля квоты которых составляет порядка 85-87%. То есть это крупные добытчики и переработчики. Остальные - те самые "Свинюхины". Так вот, первый стоп-фактор в том, что ни один крупный производитель рыбной продукции не сможет выдержать конкуренции с этими "Свинюхиными". Они ловят рыбу и продают ее как попало. Большая часть уходит за пределы Астраханской области: подогнал перекупщик рефрижератор прямо к месту лова, сгрузил "товар", расплатился наличкой и "адьес, амигос"! Часть попадает на рынки. Она - процентов на 99,9% нелегальная, т.е. пойманная вне квот. Но "пипл хавает". Любую. С земли, разложенную на газетке, с грязных вонючих прилавков "Селенских исад" и т.п.
А теперь представим, что некая фирма, которая честно ловит в пределах своего лимита, решит построить магазин. Во-первых, он не будет пользоваться популярностью, поскольку цена, благодаря качеству, конечно, пусть даже не намного, но вырастет. А зачем покупать дороже, когда можно купить дешевле на рынке? Задавит "грязная" конкуренция. Во-вторых, загрызут проверяющие. Будут каждую рыбку исследовать на предмет соответствия САНПИН, пожарные - все ли в порядке с водой, Рыбонадзор искать браконьерские уловы, муниципальные чинуши захотят откат на аренду земли и т.п.
Есть и еще пара весомых аргументов. В Астраханской области полностью отсутствует рыболовецкий флот. До начала 1990-х годов на Каспий ходило 128 крупнотоннажных судов, которые занимались ловлей только кильки. Теперь сейнеров всего 3, и принадлежат они Дагестану. Чем занимаются – неизвестно. То есть по официальной линии понятно, чем. А как на самом деле, учитывая масштабы браконьерства в республике, кто знает?
А ведь для того, чтобы открыть рыбный супермакет, требуется круглогодичная поставка рыбы. Причем определенную долю должна составлять именно свежая рыба с определенным сроком хранения. Где же ее взять, коль флота нет? Ну, и последний аргумент. В Астраханской губернии сегодня практически полностью, за очень редким исключением, отсутствует рыбоконсервное производство, которое также могло бы снабжать супермаркет своей продукцией.
Вот такие проблемы. Так что не ждите, дорогие астраханцы и туристы, в ближайшие годы появления в Астрахани рыбного супермаркета. Его создание для бизнеса, даже финансово обеспеченного – это страшная головная боль, от которой даже думать никто не хочет. И как бы ни старался губернатор, как бы пытался проломить эту глухую оборону, пока не получается. Хотя его пробивная способность всем хорошо известна. «Да, но зачем такой магазин, когда есть крупные торговые сети»? – спросите вы. О них разговор будет особый.
Константин Гаранин,
Koygore.livejournal.com