На театральной карте Астрахани экспериментальный проект «Слепая читка». Его инициировали актёры драмтеатра. Полина Курбатова – начинающий продюсер, родилась в Барнауле, училась в Новосибирском театральном институте, работала на томской сцене. Роман Черерин приехал в наш город полтора месяца назад. Уроженец Новосибирска, после окончания Иркутского театрального училища два года служил в Калужском драмтеатре.
– Как попали в Астрахань?
Полина Курбатова: Моя однокурсница Анастасия Кацан уже работала в Астрахани, а я давно знала про режиссёра Александра Огарёва. Решив полностью поменять театр и переехать в новый город, написала Александру Анатольевичу. Он ответил через восемь минут, после чего я сразу поняла, что стану актрисой Астраханского драматического театра.
Роман Черерин: Мы познакомились с Полиной в летней школе Союза театральных деятелей. Тогда я жил в Москве и был в поисках нового театра. Узнав, что Полина работает в интересном месте, списался с Александром Огарёвым и теперь я работаю здесь.
– Расскажите о вашем театральном проекте.
П.К.: Жанр читки давно перекочевал из застольного периода внутри театра, когда режиссёр и артисты читают пьесу в закрытом пространстве без зрителей, на новые площадки. Я случайно увлеклась проектом «Импровизация», побывав на их выступлении в Астрахани. Там текстовые шутки носят бытовой оттенок. У меня же возникла идея взять текст, написанный профессиональным драматургом, и попросить артистов в импровизационном формате начать создавать спектакль прямо на глазах у зрителей.
Р.Ч.: Недавно мы участвовали в читке театра «Периферия». Я подумал, как жаль, что, несмотря на предварительную подготовку, полноценного спектакля не получается. Тогда родилась мысль давать артистам текст прямо на сцене. Во многих московских театрах на подобные действа продаются билеты, и они пользуются большой популярностью. Мы сразу поняли, что нам нужны артисты, способные работать в таком формате, изначально интересные астраханцам и умеющие делать что-то яркое и смешное. Артист, в первый раз увидевший текст, должен выйти на публику и не растеряться. Для нашего первого эксперимента мы пригласили наших коллег по сцене по сцене Елизавету Смирнову, Игоря Вакулина и Александра Ишутина. Они отозвались на наше предложение, им самим любопытно попробовать себя в столь необычном формате.
– В арсенале только одна пьеса?
П.К.: У нас была идея положить три пьесы в конверты, чтобы зрители путём жребия выбрали одну. Но потом отказались от этого замысла. Ведь мы готовим не просто текст, но и придумываем весь спектакль, который уже случился в нашем воображении. В профессиональном театре даже с самым чудесным режиссёром случается, что артист в сотый раз выходящий на сцену, не всегда выдаёт живую реакцию, как это запланировано в нашем проекте. У нас всё станет происходить «здесь и сейчас». У наших артистов в прямом смысле будет скрипеть мозг, ведь они одновременно сочиняют роль, работают в команде и держат образ.
Р.Ч.: Мы срежиссируем спектакль со стороны, предложим реквизит, дадим музыку в нужных моментах, но не знаем, как именно сработают задуманные сцены. Так что это интрига не только для зрителей и актёров, но и для нас. В любом случае это станет интересно всем. Мы ждём от актёров живых, незапланированных реакций на текст.
– Как выбирали площадку?
Р.Ч.: У нас было несколько вариантов для проведения «Слепой читки», но везде возникали разные трудности. Однажды мы зашли в кофе-бар «Extrovert», расположенный через дорогу от драмтеатра и подумали, что это идеальное место для нашей задумки.
П.К.: Мы ходили туда раньше, но не рассматривали это заведение, как театральную площадку. Перебрав несколько мест и зайдя туда после работы выпить кофе, в один момент стало понятно, что подходящая площадка нашлась. Связались с администрацией заведения, обсудили все вопросы и договорились о сотрудничестве.
– Астрахань считается городом с глубокими театральными традициями. Вы их почувствовали?
П.К.: Из-за своей загруженности я ещё не побывала во всех астраханских театрах. Даже не успела посмотреть все спектакли драмтеатра. В Астрахани не только в театральной среде очень просто найти контакт. То ли это свойство южного характера, а может, мне просто везёт. Что касается астраханских зрителей, то их достаточно много, и это радует. Удивительно, что местная публика очень любит наряжаться в театр. При этом здесь практически не дарят цветов актёрам. В Томске и Новосибирске, где я работала, на каждом спектакле всегда было много цветов. В Астрахани, видимо, это не принято. Роман же считает цветы пережитком прошлого, говорит, что артист – это такая же работа, как все остальные, и что мы не дарим букеты, например, железнодорожникам.
Недавно в нашем театре мы сделали проект «Игра в мафию», приуроченный к премьере спектакля «Пять жар-птиц инспектора Раффинга». После зрители звонили и спрашивали, есть ли в театре другие похожие спектакли. Я прихожу к выводу, что сейчас настало время, когда публика хочет не просто сидеть и смотреть, но и участвовать в процессе, влиять на ход истории, которую им предлагает театр.
Мы рады, что астраханские зрители откликнулись на «Слепую читку». Хочется верить, что наши энергия и интерес к проекту вдохновят публику на продолжение.
Р.Ч.: Я не так давно в Астрахани, но могу сказать, что Россия в целом – театральная страна. Практически в каждом городе есть театр. Если открываются новые театральные проекты, значит, они востребованы. В нашем проекте мы видим себя в союзе со зрителями. 10 мая вместе будем наблюдать за тем, как артисты, попавшие в необычные условия, выпутаются из ситуации. Астраханцы приобретают билеты на незнакомое мероприятие, значит, есть спросе на такие события.
Билетов на премьеру проекта «Слепая читка» практически не осталось, но их ещё можно приобрести по ссылке.
Екатерина Некрасова