Мы встретились с учредителями Ассоциации театральных деятелей «Общедоступный театр “Периферия”» Лидией Елисеевой и Александром Беляевым, чтобы узнать, как обстоят дела на одной из немногих в нашем городе частных сцен.
AST-NEWS.ru: В Астрахани театральная публика составляет очень небольшой процент от общего числа жителей. У «Периферии» есть свой определённый зритель?
АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ: В Астрахани нет, в широком понимании, театрального зрителя. В этом уникальность нашего города, что у каждого театра своя публика. Немногие ходят во все театры и на все спектакли. И у нас есть свой зритель. Его нельзя определить ни возрастной категорией, ни социальным статусом. Он разный. Хотя бывает, что на спектакле замечаешь всего три знакомых лица, остальные пришли впервые.
– Стоимость билетов на спектакли театра «Периферия» не выше 350 рублей. Выручки хватает оставаться на плаву?
А.Б.: Нет, нам хватает заработанных денег только на необходимые расходы, включая авторские выплаты драматургам. О доходах говорить не приходится. Актёры сотрудничают с нами на договорной основе, получая небольшое вознаграждение. Как режиссёр я ничего не получаю.
– Сколько лет театру?
А.Б.: Как юридическое лицо театр «Периферия» организовался пять лет назад, а первый наш спектакль «Марьино поле» появился за год до этого. С этой постановкой мы побывали на международных фестивалях в Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге и Москве
– Как актёры государственного театра решились открыть частный театр?
А.Б.: Государственный театр – производство, где чёткие правила, по которым ты играешь. Можно занять позицию и бесконечно ныть, а можно брать и делать то, что тебе хочется вне стен государственной площадки. Второй вариант мне кажется наиболее продуктивным. Поэтому мы с моей женой Лидией Елисеевой решили сделать этот проект, к которому присоединились наши коллеги-единомышленники.
– Сколько спектаклей в репертуаре театра «Периферия»?
ЛИДИЯ ЕЛИСЕЕВА: Мы выпустили восемнадцать спектаклей и побывали на пятнадцати престижных театральных фестивалях как в России, так и в за рубежом. На международном фестивале негосударственных театров «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге мы познакомились с режиссёром Александром Савчуком, творческое сотрудничество с которым продолжилось в Астрахани.
«Периферия» – место творчества, поиска, свободного взаимодействия, постоянного развития. Поэтому мы рады, что с нами работают талантливые режиссёры и актёры. Александр Савчук поставил у нас спектакль «Медь Медеи» с участием актрисы Эммы Мкртчян, который мы возили на театральные фестивали в Питер и Ереван. А недавно Савчук принимал участие в нашем грантовом проекте «Мы – наследники великого прошлого». В его постановке вышел иммерсивный спектакль «Дом Хлебниковых».
– В театре есть своя постоянная труппа?
Л.Е.: На каждый конкретный спектакль мы приглашаем актёров, ведь никем не финансируемся и не можем содержать штат. Три года назад подали заявку на субсидию правительства Астраханской области. Выиграли, благодаря чему провели лабораторию «Драматургическую школа “Знай наших”». В 2019 году также получили поддержку и смогли провести фестиваль «ЖАРА»-«ЖЗЛ». А в прошлом году возродили конкурс самостоятельных работ артистов нашего региона. В текущем году также рассчитываем на субсидию под новый проект.
До этого получали гранты Союза театральных деятелей на постановку спектаклей. У нас были попытки двинуться в сторону репертуарного театра, но мы поняли, что этим можем загубить концепцию «Периферии», в основе которой лежит общедоступность и абсолютная свобода творчества.
– Как вам удаётся совмещать работу в двух театрах?
А.Б.: Мы занимаемся «Периферией» в свободное от работы в Астраханском драматическом театре время. Руководство драмтеатра всегда идёт навстречу. Кроме того, в драмтеатре есть законный выходной – понедельник, есть и отпуска. Ещё ежедневно с двух до пяти у нас есть личное свободное время. Да и после вечернего спектакля можно заниматься тем, что хочешь.
– Как взаимодействуете с другими театральными объединениями города?
А.Б.: Когда мы проводили конкурс самостоятельных работ «Новое дыхание», то большинство спектаклей показали в театре «Диалектика». В жюри фестиваля мы пригласили худруков трёх ведущих театров Астрахани – Александра Огарёва, Сергея Тараскина и Сергея Балыкова. Свой спектакль «Марьино поле» мы играли также на сцене Театра юного зрителя. В Астраханском государственном театре оперы и балета провели две читки либретт опер – «Царская невеста» и «Князь Игорь».
– Вы не коренные астраханцы? Когда приехали в наш город?
А.Б.: Мы здесь с 2003 года. Для меня Астраханский драматический – девятый по счёту. За пятидесятилетнею жизнь так долго я не жил нигде. До этого моим рекордом была шестилетняя работа в Оренбурге.
Л.Е.: Вот так надолго мы здесь «пригрелись». Мы влюбились в Астрахань, а наш проект «Мы – наследники великого прошлого» лучшее подтверждение нашей любви к городу и его культуре. К сожалению, многие молодые астраханцы ничего не знают о выдающихся земляках и, например, не в курсе, что у нас есть дом-музей Бориса Кустодиева. Недавно я летела в самолёте с девушкой, которая произнесла его фамилию с ошибкой: она думала, что Бориса Михайловича поэтом.
Иногда можно услышать замечания от любителей стерилизовать абсолютно всё, что в наших спектаклях о Кустодиеве и о Хлебникова есть подробности, которые не надо знать людям о гениях. Безусловно, герои нашего проекта – сияющие вершины, но подрастающему поколению смотреть на них не всегда любопытно. Мы постарались отобразить многогранность, сложность, противоречивость творческой личности. После каждого показа проходят обсуждения со зрителями, во время которых можно понять, насколько людям это важно.
А.Б.: Когда перестаёшь воспринимать известную личность как плакат и узнаёшь то, что этого человека делает живым и настоящим, возникает интерес и потребность узнать об этом человеке ещё больше, но уже через его творчество.
Обсуждения – это вообще наше всё. На протяжении четырёх лет мы проводим посиделки на «Периферии», каждый третий понедельник месяца читаем пьесы, прозвучавшие на конкурсах или вошедшие в золотой фонд современной драматургии. Мы любим разговаривать со зрителем не только со сцены.
Главный принцип «Периферии» – равные права для всех. В процессе обсуждений спектаклей или читок молодые люди участвуют в дискуссии наравне с опытными людьми. Каждый может высказать мнение без ограничений, кроме хамства и панибратства. Приходя к нам, студенты открыто вступают в спор со своими профессорами. Мы никогда не делим нашу публику по возрастам, любой человек может принять участие в процессе обсуждения.
– Как в театре обстоят дела с цензурой?
А.Б.: Табуированных тем у нас нет вообще. Разумеется, у каждого есть самоцензура. Я, например, никогда не позволю себе тему «хороший Сталин». Некоторые пытаются процензурировать нас. Их не устраивает мат, которого в спектаклях у нас нет. А на читках он допустим, тем более, что на всех подобных мероприятиях у нас стоит строгий возрастной ценз.
Материться со сцены нельзя, но и изъятие обсценной лексики из пьесы – нарушение авторских прав.
– Можно полноценно развиваться творческому человеку в провинции?
Л.Е.: Многие стремятся в Москву, в другие крупные города, но при современных технологиях можно плодотворно жить и развиваться здесь. Павел Руднев – крупнейший российский театровед, величина в театральном мире, с 2017 года руководит лабораторией современной драматургии и режиссуры «Жара», уже трижды приезжал в Астрахань, и следующий его приезд запланирован на конец этого года, на очередную, пятую лабораторию.
А.Б.: В провинциальности не вижу ничего дурного, к тому же наш театр называется «Периферия», а вот усугублять её не стоит. Многие делают это преднамеренно, умышленно, используя формализм и банальность – из боязни, как бы чего не вышло.
– Как эпидемиологические ограничения сказались на работе?
А.Б.: Публики, конечно, стало меньше, но после всего этого коллапса, у нас появился другой зритель.
Л.Е.: К нашему постоянному зрителю, а это в основном студенты и преподаватели Астраханского госуниверситета, прибавились люди, ранее не посещавшие нас.
– В «Периферии» играют только профессиональные актёры?
А.Б.: Сложный вопрос. Например, я непрофессиональный режиссёр, у меня нет соответствующего диплома. При этом я был главным режиссёром государственного театра в Орске и за свою карьеру поставил около тридцати спектаклей. У нас играют актёры, которые ещё получают профильное образование, так что как их назвать профессиональными или нет – не знаю. Но в основном в «Периферии» играют актёры драмтеатра, а они – профессионалы.
– Они легко соглашаются на сотрудничество?
А.Б.: Мы приглашаем для участия в спектаклях не просто коллег. Это прежде всего единомышленники, и, зачастую, друзья. Важно, чтобы в процессе создания спектакля были свобода и желание. Со многими мы работаем с первых постановок нашего театра – как, например, с Екатериной Спириной, которая играла в нашем первом спектакле «Марьино поле». У нас также играют студенты актёрского факультета Астраханской государственной консерватории и Астраханского государственного колледжа культуры и искусств. Есть опыт участия в наших спектаклях студента вокального отделения консерватории Егора Журавского, который продолжал с нами сотрудничать уже будучи солистом АГТОиБ. Сейчас он проходит стажировку в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне и это неудивительно, потому что с Егором интересно работать: он не только талантлив, но и очень трудолюбив.
– Чем в ближайшее время «Периферия» планирует удивить зрителей?
Л.Е.: Плана развития у нас нет. Всё идёт своим чередом, тем более в нынешних условиях трудно что-либо загадывать.
А.Б.: Да, кроме того, новые пьесы находят нас сами. При моей нелюбви к излишней шумихе, про каждый третий спектакль смело можно писать – впервые в Астрахани, в России или даже в мире, ведь они создаются по произведениям, которые ещё не ставились. Так, стендап-комедия «Мой блистательный развод», который зритель может увидеть 28 августа, впервые в России поставлена в «Периферии». К тому же спектаклей в этом жанре в Астрахани никто не ставил. И таких примеров много. «Доклад о медузах» по одноимённой книге Али Бенджамин – первый спектакль в мире. «Медь Медеи» – авторский спектакль Александра Савчука, можно увидеть только у нас. Спектакль «К Алёше» – единственная в мире театральная постановка стихотворного цикла Виталия Пуханова. «Тварь» Анастасии Букреевой – первая постановка и тоже идёт пока только у нас. «Кекс» нашей финалистки «Драматургической школы» Олеси Сырник тоже пока только у нас. Сейчас три пьесы написаны исключительно для «Периферии» – это спектакли проекта «Мы – наследники великого прошлого».
Л.Е.: В государственном театре планы строить проще, где все вопросы решают за тебя. В «Периферии» полагаться мы можем только на себя. Всегда выбираем пьесу или литературное произведение, которое «торкнуло», чем захотелось поделиться, о чём захотелось поговорить.
И к сожалению, и к счастью, поводов для творчества предостаточно. К сожалению – потому, что мы занимаемся драматическим театром, а драма предполагает проблемность, неравнодушие, сопереживание, серьёзный разговор. А к счастью – потому, что есть возможность говорить о том, что волнует с людьми посредством театра.
***
…Вот и бьёт в театре жизнь всегда ключом, невзирая ни на какие ограничения, потому человеку нужен человек, нужно общение. И театр даёт это счастье живого общения здесь и сейчас.
Екатерина Некрасова