Осенью прошлого года «АРДИС» писал о реконструкции площади Ленина в Астрахани по проекту петербургской мастерской «АМ-ТРИ». Работа была подарена городу на Волге городом на Неве к 450-летнему юбилею. Опубликованный материал («Дневная поверхность», № 4, 2008 г., автор Е. Васильковская) вызвал немало позитивных откликов у нашей читательской аудитории, основу которой составляют архитекторы, реставраторы и строители Северо-Западного региона. Год спустя по рекомендации редакционного совета мы возвращаемся к этой теме с тем, чтобы рассказать профессиональному сообществу о судьбе проекта, вызвавшего столь живой интерес и поддержку.
Экскурс в историю
Площадь Ленина является центральной в Астрахани. Ее история берет свое начало с визита в город императора Александра II, в честь приезда которого на месте прежнего Житного городка был заложен сад. Он имел вытянутую прямоугольную форму и главную дорожку посередине, поэтому часто назывался Александровским бульваром. Здесь располагались изящные беседки, фонтаны и раковина для оркестра. После революции 1917 г. сад получил название «Олимп», годом позже здесь был похоронен командир Особого экспедиционного отряда С. П. Буров, на его могиле установили памятник-бюст, а сад стал называться Буровским. В 1958 году прах С. П. Бурова и его памятник были перенесены на Астраханское городское кладбище, а на месте сада к 400-летию города создана площадь по проекту коллектива архитекторов под руководством В. М. Ананьева. Помимо обязательной фигуры вождя, площадь была украшена семью фонтанами и имела большую трибуну для приветственных речей, разобранную в период перестройки.
Новый образ
Получив предложение принять участие в реконструкции фонтанного комплекса к юбилею города, авторский коллектив архитекторов и скульпторов решил использовать характерный для многих городов Европы приём воздействия на образное восприятие человека. Символическая фигура вождя, оставшись нетронутой, уходит с первого плана и уступает место целостной композиции, созданной посредством воды, скульптуры, игры света и тени, малых архитектурных форм. Всё это вместе создаёт единый образ творческого жизненного пространства, созданного природой обусловленного её постоянным изменением и обновлением.
Смысловой акцент делается на трёх фигурах мальчиков, живущих на берегу реки и наблюдающих за её непрерывным течением. Вечное движение воды порождает творческие устремления, поэтому один читает, другой рисует, а третий наблюдает за игрой водяных струй. Каждая фигура не является отдельным образом, а выражает разные ипостаси одной и той же юной души.
Аллегорические женские фигуры с кувшинами – скульптуры Невы и Волги – установлены в колоннадах больших круглых фонтанов, расположенных в восточном и западном концах площади. На главную ось нанизаны семь малых фонтанов, в центре каждого из которых стоит бассейн из белого мансуровского гранита с героями морской и речной мифологии.
Выразить своё отношение к проекту мы попросили известного живописца, графика, иллюстратора и художника театра Рашида Доминова. Его мнение показалось нам особенно интересным в связи с тем, что он является уроженцем Астрахани, поддерживающим связь с родным городом, и вместе с тем петербургским по духу художником, выпускником Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
Р. Р. Доминов:
- Прежде всего, мне хотелось бы отметить высокий художественный уровень работы скульптура Евгения Ротанова. Наше общество приучено к скульптуре, выполняющей роль наглядной агитации. Здесь же мы имеем дело с принципиально иным подходом. Работы Ротанова вообще, и эта в частности, создают настроение, передают образ, но не являются символами. Это, полагаю, не совсем привычно для городов России, но мне бы очень хотелось, чтобы такой образец, безусловно, прекрасного вкуса и высокого художественного уровня прижился и полюбился в Астрахани.
С мнением Рашида Рауфовича согласен и заслуженный художник РФ, профессор РГИЖСиА им. Репина, директор Института искусств СПбГУ И. Г. Уралов:
- Проект отличается сдержанностью, приверженностью классическим традициям. Но вместе с этим это современное искусство. Евгения Ротанова я считаю одним из лучших мастеров в русской скульптуре последнего десятилетия. Перед ним стояла сложная задача, поскольку его работы должны выполнять декоративную функцию. В связи с этим мне вспоминается другой прекрасный петербургский скульптор Борис Свиньин, создавший художественный образ города Навои. Его работы не без основания называют там эстетическим оазисом. Это «прививка» хорошего стиля. На мой взгляд, здесь мы имеем дело с аналогичной ситуацией.
Целостный ансамбль
Всемирный клуб петербуржцев под президентством М. Б. Пиотровского наградил архитекторов проекта Е. В. Васильковскую, В. Л. Спиридонова и скульптора Е.Н. Ротанова дипломом «За верность классическим идеалам и творческий вклад в развитие петербургских традиций в области градостроительства, архитектуры и искусства». К его мнению присоединились члены градостроительного совета Петербурга, постановившие одобрить проект и высказать предложение о выдвижении коллектива на премию в области архитектуры и пластического искусства.
Академик РАХ, народный художник РФ, ректор РГИЖСиА им. Репина А. С. Чаркин подчеркнул целостность проекта, его ансамблевую завершенность:
- Я курировал эту работу и с большим интересом наблюдал за процессом проектирования и созданием скульптурных композиций.
В октябре 2008 года меня познакомили с видеоматериалами уже открытого комплекса. Хочу выразить удовлетворение от выполненной работы, которая отвечает самым высоким требованиям современного пластического искусства и находится на уровне лучших образцов европейской архитектуры городских пространств, где главное действующее лицо – человек, а главная задача – создание для него комфортной художественной среды.
Фактура белого сверкающего на солнце камня, динамика водяных струй фонтанов, игра света и тени на скульптуре и архитектурных деталях – всё это вместе создаёт на большом пространстве площади и сквера целостный ансамбль, достойный выдвижения на Государственную премию.
Однако проблема в том, что увидеть этот целостный образ сегодня могут только профессионалы, способные домыслить то, что не доделано. До сих пор не высажены белые розы, композиционно поддерживающие белую пену водяных струй. Но фонтаны ещё не запущены, а без них весь ансамбль распадается на отдельные разрозненные эпизоды, непонятные вне связи с водой.
Олег Самарин, «Архитектура, реставрация, дизайн и строительство» №3-4 (43), Санкт-Петербург.
"Факт и компромат" № 34, 29.10.10