Продолжаем знакомить своих читателей с самобытными торговыми местами нашего города. Мы уже совершали увлекательные экскурсии в первый в Астрахани антикварный магазин и беседовали с книготорговцем из «Букиниста» Сергеем Ионкиным. А теперь заглянем к соседу последнего – в магазин «Пушкин». Он появился не так давно, хотя предпосылки для открытия появились ещё в прошлом веке.
Владелец магазина предприниматель Николай Рыжиков работает в книжном бизнесе с 1991 года. Всё началось со времен развала СССР, когда студент астраханского пединститута пошёл торговать с родственником книгами на Кировский рынок. По будням учился, а в выходные дни занимался продажей литературы. Процесс затянул так, что когда после окончания института встал вопрос –продолжать учёбу в аспирантуре или развивать бизнес, он выбрал второе. К тому же нужно было зарабатывать деньги для семьи.
В течение 18 лет Николай торговал на книжном развале у филармонии. Впоследствии вместе с Ионкиным в 2009 году открыли «Букинист», в котором работали десять лет. В 2019 году Николай открыл по соседству свой магазин «Пушкин».
AST-NEWS: Николай, почему выбрали для своего магазина именно это название?
Николай Рыжиков: У нас в «Букинисте» стоял бюст Пушкина, считалось, что он привлекает клиентов. А теперь он украшает мой магазин. Кроме этого, в моей семье всегда было трепетное отношение к Александру Сергеевичу. К тому же сработала магия имён: моих сыновей зовут Александр и Сергей, жену – Наталья, сестру – Татьяна, маму – Наталья Николаевна, тётю – Ольга. Поэтому назвать магазин в честь Пушкина было для меня весьма логично.
- Особенность «Пушкина» то, что он не только торговая площадка, но и место сбора филателистов и нумизматов.
- Марки и монеты я начал собирать ещё в 80-х годах, когда учился в школе. Тогда это увлечение носило повальный характер. В 90-х годах мой интерес к коллекционированию утих, было не до этого. Но с 2005 года снова увлёкся давними хобби. Тогда же решил продавать какие-то излишки своих коллекций, вторые экземпляры. В прежнем месте для полноценной торговли марками и монетами не было условий из-за тесноты. Зато теперь есть все условия для подробного ознакомления с предметами коллекционирования: большой стол, хороший свет, специальный прилавок.
- «Пушкин» не только магазин, а своего рода клуб, куда приходят коллекционеры. Они общаются, меняются, оценивают марки, монеты, значки.
- Марками сейчас занимаются немногие, нет такого всплеска интереса, который был в СССР. Но за последние годы в несколько раз выросло число людей, собирающих монеты. При этом число серьёзных коллекционеров уменьшается, но в общей массе интерес растёт. В России выпускают много юбилейных монет, поэтому тема собирания недорогих образцов востребована. Если двадцать лет назад юбилейные монеты собирали единицы, то теперь они их коллекционирует широкий круг людей.
Марок приносят много, но бесценных коллекций среди них я не видел, как и особо редких. Чаще всего – образцы 70-80-х годов прошлого века, гашёные, неполные серии, марки СССР или стран соцлагеря. Такие школьные коллекции приносят почти каждый день, думая, что они стоят огромных денег. Тогда я показываю свои коробки, где лежат марки не дороже пяти рублей, которые продаются сейчас в интернете по весу, на килограммы. Поэтому торговлю марками сложно назвать бизнесом – это хобби.
- Как вы конкурируете с интернетом?
- Покупка и продажа через интернет не всем подходит. Есть люди старшего поколения, которым такая форма приобретения не удобна. Кроме того, покупая марку или монету удалённо, неизвестно, в каком состоянии экземпляр будет на самом деле. Ещё очень важно не нарваться на мошенников. И в некоторых случаях доставка «съедает» большую часть затрат.
- Какие позиции сейчас имеют наибольшую ценность?
- Сейчас приоритеты в коллекционировании изменились по сравнению с прошлыми годами. Если сравнить цены на серебряные монеты сейчас и в 70-е годы, то, конечно, разница колоссальная: тогда полтинник из серебра стоил 25 копеек, серебряный рубль в хорошем состоянии – три рубля. А сейчас их стоимость составляет от несколько тысяч рублей. А какой-нибудь значок «Ну, погоди!» стоял тогда десять рублей, на который можно было поменять два царских рубля, при этом сейчас этот пластмассовый значок так и стоит –примерно, десять рублей. Тогда и книги стоили немалых денег, некоторые тома доходили до ста рублей. А сейчас за эту же книгу могут и ста нынешних рублей не дать.
- Чернышевского – самая книжная улица нашего города: именно здесь расположено несколько книжных магазинов. Не является ли помехой вашему бизнесу то, что вы окружены конкурентами?
- Отчасти да, но с другой стороны – это своего рода синергия, когда читающие люди знают, что и где есть. Специально приходящие за книгами покупатели знакомы с ассортиментами «Пушкина», «Букиниста» и «Читай-города», поэтому приходят туда, куда им надо. Конкуренция, конечно, есть, но небольшая, ведь у каждого своя направленность.
На 95 процентов мой ассортимент, например, не совпадает с тем, что есть в магазине Сергея. Прежде всего – это всё, что связано с прикладными товарами: марки, открытки, монеты, значки и прочее. Книжная тематика у нас тоже разная, у меня больше фантастики и детективов.
Но в наши времена нельзя специализироваться на чём-то определённом. Необходима диверсификация: помимо «несерьезной» литературы у меня много классики, подарочных изданий. Есть и детская, и научная, и антикварная литература. В целом, круг людей, покупающих книги, сузился, что это ощущается по продажам. Но если долго заниматься любимым делом и бить в одну точку, то всё получается.
- Что сейчас читают астраханцы, какие книги пользуются наибольшим спросом?
- Читают всего понемножку, но особый интерес вызывают книги на астраханскую тематику. Самый читаемым автором в этом сегменте считается Александр Сергеевич Марков. Его книги на протяжении нескольких десятилетий раскупаются очень хорошо.
Бумажные книги, несмотря на то, что их тиражи значительно снижаются, будут существовать всегда. Сейчас их покупают значительно меньше, чем раньше, зато растет оборот за счёт марок и монет. Сейчас вместе с другом я развиваю тему виниловых пластинок.
Основная особенность нашего бизнеса – это непосредственная работа с человеком. С каждым клиентом надо поговорить и за счет большого опыта работы найти и предложить нужный товар. Проходимость не такая большая, случайные люди заходят редко. В основном в мой магазин идут постоянные клиенты, которые давно меня знают и покупают книги, значки, монеты.
Мы не можем загадывать как повернётся жизнь, но я надеюсь, что увлечённые люди будут всегда. Чаще всего коллекционерами являются люди небогатые. Ко мне часто приходят пенсионеры, которые могут потратить половину своей пенсии на интересные им образцы. Есть и молодые люди, которым интересны эти темы. К сожалению, у подрастающего поколения нет того повального увлечения коллекционированием, какое было во времена моей юности.
- Отношение к книгам у каждого человека разное и, судя по вашим историям, это не очень зависит от времени.
- Была масса забавных случаев за долгие годы работы. Когда я ещё стоял на книжных развалах у филармонии, ко мне подошёл человек маргинального вида и предложил за небольшое вознаграждение показать место, где лежат старинные книги. Так возле мусорных баков был обнаружен чемодан, в котором лежало почти полное собрание энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Сейчас такие удачи невозможны.
Однажды в магазин пришла молодая пара, они поинтересовались, есть ли у меня красивые книги. Я подвёл их к полкам, где стоят подарочные издания, но они сказали, что им нужны старые книги. Стал показывать антикварные книги. Но они сочли их недостаточно красивыми. Им приглянулись многотомники советских изданий с разноцветными корешками. Оказалось, что им нужно было по четыре книжки каждого цвета, определённого размера для оформления пуфика. Так что книги теперь покупают не только для чтения, но и как стройматериал.
В Астрахани за последнее время закрылось много книжных магазинов. Помимо магазинов «Читай-город» в Астрахани осталось только несколько специализирующихся на торговле книгами точек. Это не очень рентабельный бизнес. Сейчас люди охотнее посещают супермаркеты, это своего рода психологическая зависимость – совершать покупки при большом скоплении народу. Кажется, что там дешевле, да и падок наш человек на скидки и спецпредложения. В маленькие магазины ходят гораздо меньше. Люди думают, что в «Пушкине» и «Букинисте» продаются только старые книги, но, попав к нам, удивляются многообразию представленного товара. И, как правило, всегда возвращаются за новыми покупками, ведь наши цены значительно ниже, чем в сетевых магазинах.
Во входном тамбуре магазина «Пушкин» на постоянной основе работает буккроссинг: люди приносят сюда ненужные книги, а кто-то находит для себя необходимый экземпляр и забирает его бесплатно. Кроме того, в «Пушкине» иногда собираются игроки в бридж, так что если кто хочет научится играть, обращайтесь.
- Очарование нашего города, его аутентичность и привлекательность не только для туристов, но и для астраханцев сосредоточены в местах, подобным магазину «Пушкин», где можно найти приятную мелочь или приобрести полезное издание, без лишней суеты поговорить с интересными и знающими людьми. Общение – это самое ценное, что есть на свете, а общение с книгой – тем более. Спасибо за интервью, Николай.
Екатерина Некрасова