Во времена дефицита достать современную одежду, отвечающую мировым стандартам, было нелегко. В свободной продаже имелись в основном типовые образцы одежды и обуви, не всегда отвечающие качеству и вкусам продвинутых астраханских модниц.
За модными тенденциями тогда наблюдали из доступных информационных источников – телепередач, кинофильмов, тематических журналов. В киосках «Союзпечать» можно было приобрести модные каталоги и журналы с выкройками, выходящие в странах социалистического лагеря и каталоги столичных и республиканских домов моды.
Самыми топовыми изданиями этого сегмента являлись прибалтийские журналы «Rigas Modes» и «Siluett».
Огромной популярностью у астраханок пользовались швейные ателье, попасть в которые можно было только по очереди.
Иметь знакомую портниху считалось невероятной удачей. У них заказывали наряду с платьями, юбками и блузами верхнюю одежду.
Частники могли сшить пальто или даже дублёнку – самый модный зимний аксессуар второй половины ХХ века.
При всём непростом пути – дамская мода в СССР являлась подчёркнуто женственной.
Глубокие декольте не поощрялись, но когда в 60-х из Европы пришло поветрие, связанное с минималистической длиной на юбки, то никакие идеологические препоны не помешали астраханкам носить короткие юбки. Самые большие проблемы модницы испытывали с обувью. Туфли, сапоги и босоножки отечественного производства не отличались качеством, стилем и удобством. Поэтому приходилось охотиться за модной обувью в столичных городах или покупать её из-под полы с наценкой у знакомых торговых работников.
До появления в середине ХХ века кримплена и других тканей из синтетических волокон, самыми актуальным сырьём для одежды считался шёлк, сатин, крепдешин, джерси и шерстяное сукно.
Ещё до Великой Отечественной войны в Астрахани действовала артель «Красный швейник», впоследствии ставшая фабрикой. Предприятие практиковало индивидуальный и массовый пошив верхнего и нижнего платья. Оно размещалось в здании бывшей Персидской мечети на улице Епишина и в угловом доме на пересечение улиц Свердлова и нынешней Адмиралтейской – там, где сейчас расположен магазин «Шевро». Позже возникла Астраханская швейная фабрика. Там регулярно проходили модные показы, целью которых являлась демонстрация выпускаемой там продукции. Профессиональных манекенщиц в ту пору не было, поэтому одежду представляли сами работники фабрики и их дети.
В 70-х модные показы стали проходить в доме быта «Кристалл», на территории которого действовало несколько швейных и шляпных мастерских.
Некоторые астраханки сами учились шить, охотясь за выкройками в модных журналах, часто перелицовывая уже готовые вещи, не имеющие изнанчатой стороны.
Огромным подспорьем для местных модниц служила легендарная толкучка в районе «Тридцатки», куда по воскресеньям съезжались все увлечённые модой астраханцы.
В конце 80-х на отечественный рынок пришёл легендарный западногерманский журнал Burda, открывший астраханским модницам бесконечные перспективы для творчества.
Наконец, с приходом в нашу жизнь рыночной экономики, мода перешла совершенно на другие рельсы. Появился челночный бизнес, стали открываться комиссионки и вещевые рынки, поглотившие лосинами, турецкими свитерами и джинами Мальвина все существовавшие ранее модные принципы советской эпохи. Но, как известно, мода циклична и периодически актуальным становится хорошо забытое старое.
Старомодная одежда, становясь винтажем, может ещё не раз удивить своих новых хозяек.
Ранее AST-NEWS.ru рассказывал, как в советской Астрахани работала индустрия красоты.