Каспийское море в скором времени перестанет мелеть и начнет наполняться. Человеческие усилия здесь ни при чем — обо всем позаботиться матушка-природа. Такого мнения придерживаются ученые из Каспийского морского научно-исследовательского центра (КаспМНИЦ).


Уровень воды в крупнейшем в мире озере имеет огромное влияние на экологическую обстановку на юге России и в соседних странах. Кроме того, глубина и площадь зеркала Каспия тесно связаны с экономической деятельностью. Поэтому одной из главных проблем, стоящих перед учеными, которые занимаются проблемами Каспийского моря, является прогнозирование изменений уровня воды.


В настоящий момент поверхность водоема находится на 28 метров ниже уровня мирового океана. Максимальное падение Каспия было зафиксировано в 1977 году и составило минус 29 метров над уровнем моря. Это падение было наибольшим за последние пять веков. Изменение уровня воды является природным цикличным процессом. В историческом прошлом Каспий усыхал до двух отдельных водоемов и напротив, увеличивал свои «владения» аж до района нынешнего Волгограда.


На минувшей неделе в ходе 20-й сессии Координационного комитета по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря российские ученые представили новый метод прогноза уровня Каспия на срок от одного года до десяти лет. Полученные при помощи этого подхода данные свидетельствуют о том, что южное море вступает в период полноводности.


«Падение уровня Каспия прекратится в 2016 году и дальше будет рост. Мы считаем, что через шесть-семь лет это будет порядка 30-40 см», — заявил журналистам директор КаспМНИЦ Сергей Монахов, представляя результаты исследования.


По его словам, к повышению уровня воды сводится большая часть прогнозов. «Мы не можем сказать какими темпами, но, вообще, ожидается, что XXI столетие будет столетием повышения уровня Каспийского моря», — отметил ученый.


Полноводность Каспия напрямую зависит от полноводности Волги. К примеру, в этом году на великой русской реке наблюдалось маловодье из-за низкого паводка. Сложившаяся ситуация может аукнуться волжским и каспийским рыбакам через три-четыре года, когда существенно сократятся объемы рыбы. Фермеры ощутили последствия маловодья уже в нынешнем году: заливные луга покрылись водой лишь на 10%, так что сена для скота накосили в несколько раз меньше, чем обычно.


«Вода из низовий Волги не зашла весной в западно-подстепные ильмени (озера, образующиеся от разлива реки, составная часть дельты Волги). В результате, если раньше на заливных лугах мы имели по два-три укоса в году, сейчас неизвестно, можно ли надеяться хотя бы на один полноценный. То есть кормовая база в регионе фактически подорвана», — говорила летом этого года замминистра сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Галина Кудрявцева.


В будущем году уровень Волги нормализуется, но морю этого будет недостаточно. Лишь в 2017 году объем воды в Каспии начнет расти.


«Сток Волги целиком и полностью определяется атмосферной ситуацией, осадками в бассейне Волги. Наиболее вероятная ситуация, что объем стока Волги в следующем году уже значительно увеличится — до "нормы" и "выше нормы". И по водности Волги на 2017 году у нас достаточно серьезный прогноз. Мы боимся, что придется говорить о защите Астраханской области от подтопления», — сообщил Монахов (его слова приводит «Интерфакс»).


Между тем российские власти располагают и альтернативными данными о дальнейшей судьбе Каспийского моря. Некоторое время назад полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич озвучил прогнозные показатели, полученные исследователями Верхневолжского бассейнового водного управления. Они в корне отличаются от результатов исследований, проведенных специалистами КаспМНИЦ. По словам Бабича, обмеление Каспия и Волги продлится до 2029 года и лишь после этого можно будет рассчитывать на наступление очередной полноводной полосы. Это означает, что на протяжении еще полутора десятилетий госбюджету придется нести дополнительные затраты на преодоление последствий этой проблемы.


«Падение уровня воды приводит и к экологическим, и к экономическим проблемам. В частности, снижается объем грузоперевозок водным транспортом, а это значительно увеличивает их себестоимость. Финансовые потери от вынужденного отказа от дешевых речных перевозок исчисляются сотнями миллионов рублей в год. Одновременно с этим растет нагрузка на автомобильные дороги, а это ведет к увеличению расходов на их ремонт и содержание. За последние пять лет сумма дополнительных расходов на эти цели составила 3 млрд рублей», — сообщил полпред.


Чей прогноз окажется более верным, станет известно спустя пару лет. Пока же все заинтересованные стороны надеются на лучшее и строят большие планы на будущее. На выходных в Астрахани прошла международная научно-практическая конференция «Обеспечение гидрометеорологической и экологической безопасности морской деятельности», на которой представители морских отраслей экономики (морской транспорт, нефтегазовый комплекс, рыбное хозяйство и рекреация) встретились с разработчиками и поставщиками гидрометеорологических и экологических услуг и обсудили пути сотрудничества.


regnews.ru