«Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень». Это строки из бессмертной поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Какое отношение они имеют к заголовку? Самое непосредственное.
Вокруг главного поставщика воды в Астрахани — МУП «Водоканал» — который год продолжают бушевать страсти. Казалось бы: предприятие занимается водой и канализацией. При чем тут политика? Но в том и дело, что вода — ресурс стратегический, и когда она в трубах течет ржавая либо отсутствует вовсе, когда то и дело возникают споры вокруг приватизации МУП, остаться в стороне не может никто.
Водяная истерика
В прошлом году по городу поползли слухи: городская власть хочет приватизировать МУП «Астрводоканал», превратив его в акционерное общество. Эту сплетню тут же подхватили оппозиционеры во главе со своим чернорубашечным депутатом. Его фамилию вы и так знаете, повторяться не будем.
Полыхая нешуточными страстями, сам депутат и его верные соратники вопили, что есть мочи. Ломали копья на страницах своих блогов (ни одно приличное СМИ подобные вещи публиковать, естественно, не станет). Поливали грязью мэрию так, что если бы все это овеществить и собрать, хватило бы на удобрение нескольких гектаров астраханских степей.
Причем поливали, даже когда городская администрация заявила: ни о какой приватизации речи не идет. Это все слухи и домыслы. Но надо же за что-то цепляться чернорубашечному депутату, который растерял свой и без того невеликий авторитет среди однопартийцев и прихлебателей? А тут такая жареная тема. Есть где развернуться.
Визги и вопли с оппозиционной стороны доносятся до сих пор. Тем, кто их порождает, глубоко наплевать на суть вопроса. Им главное — устроить истерику погромче и привлечь к себе внимание жителей. Тем самым отвлекая их от насущных проблем, имеющих более глубокое значение для города. А суть их в том, что приватизация «Астрводоканала», даже если бы она реально началась, ничего не решила в плане реконструкции и ремонта городских водных сетей.
Если следовать экономической логике, то приватизация дает возможность, благодаря выпуску акций (если речь идет о создании акционерного общества, конечно), привлечь в предприятие инвестиции. То есть живые деньги, необходимые для восстановления хозяйства, внедрения новых технологий, развития и т.д. Это, в конечном итоге, должно способствовать не только улучшению качества оказываемых гражданам услуг, но и снижению тарифов. Поскольку мы говорим о «Астрводоканале», то двух тарифов: на водоснабжение и водоотведение. Проще говоря, на холодную воду и канализацию.
Акционерные фантазии
Теперь представим ситуацию, при которой «Астрводоканал» из МУП стал ОАО. Контрольный пакет акций, вне сомнений, станет принадлежать мэрии города, поскольку вода — ресурс стратегический. Все остальное должно быть предложено инвесторам. Они купят акции, и эти деньги пойдут на развитие предприятия.
Но есть одна серьезная проблема, о которой ни депутат-чернорубашечник, ни его «оруженосцы» не желают говорить гражданам, когда вопят о незаконности приватизации. Дело в том, что найти инвесторов, то бишь будущих акционеров, в любом случае не получится.
Через этот подводный камень уже споткнулись в свое время, сразу после реформы, энергетики. Благодаря Чубайсу единый энергетический комплекс страны был раздроблен на три части: генерацию, сети и сбыт. В каждом регионе вместо одного акционерного общества появилось сразу три. Астраханская область — не исключение. Суть реформы была как раз в том, чтобы найти инвесторов.
Но, увы, сколько лет прошло, а так никто деньги вкладывать в энергетику не захотел. Приходится государству тянуть эту лямку на своей шее. Почему же такое отсутствие интереса, ведь отрасль очень мощная, распространена на всю страну? Да потому, что как была она монопольной, так и осталась. Ведь кто устанавливает тарифы на электроэнергию? Государство. Кто решает, как развиваться энергетике? Государство. Кто назначает людей на руководящие посты? Снова государство. Его контроль над отраслями (газовая, энергетическая и др.) всесилен. Кому же из инвесторов это понравится? Да кроме того, все знают, какие из чиновников «грамотные и профессиональные» управленцы.
Та же история возможна с «Водоканалом». Если он станет, предположим, акционерным обществом, то «рулить» им будут по-прежнему из мэрии Астрахани, а городские депутаты — все так же устанавливать тарифы. Между тем, инвесторы обязательно, учитывая их стремление вернуть свои вложения, захотят поднять тарифы на воду. Как об этом ежегодно умоляют газовики и энергетики.
Тарифное стяжательство
Как относимся мы, простые граждане, к таким решениям властей? Резко отрицательно. Нам всегда непонятно: почему ежегодный рост тарифов превышает инфляцию? Куда уходят наши деньги, если все так плохо в коммунальной отрасли? Почему российские тарифы по уровню почти «дотянули» до среднеевропейских, но такого же качества услуги, как там, нам не оказывают?
Никто из чиновников внятно не может ответить нам на эти вопросы. Вернее, ответ всегда один: люди не платят за полученные услуги. Но только ли в этом корень зла? Не в том ли он еще, что в Европе, — жесткий контроль над средствами, которые получают и расходуют поставляющие услуги корпорации? У нас же — бардак и коррупция.
Управленцы в монопольных компаниях шикуют: вместо того, чтобы тратить деньги на реновации, строят и арендуют шикарные офисы; катаются в бессмысленные командировки за границу и по России, где живут в многозвездочных отелях и ни в чем себе не отказывают на казенный счет; выдают себе огромные премии и «золотые парашюты», плодят штаты, набирая в них людей не по принципу профессионализма, а по принципу родства, по знакомству и т.д. Монопольные компании давно стали кормушками для тех, кто ими владеет.
Если «Астрводоканал» станет акционерным обществом, с ним будет все то же самое. Есть, конечно, в Астрахани другой пример. Тепловые сети левобережной части города. Они, как известно, с некоторых пор принадлежат «Лукойлу». Он, конечно, не монополист. Государству не принадлежит.
Но отношение к тарифной политике («поднимайте, как можно чаще и как можно больше»), а также все те болезни, которые мы перечислили выше, ему так же свойственны. Кроме того, не следует забывать, что тепловые сети для «Лукойла» — непрофильный актив. Ему их, по сути, навязали, чтобы показывал свою социальную ответственность. Вот и тащит этот воз, который ему совсем не нужен, ибо никаких доходов — одни убытки, учитывая плачевное состояние тепловых коммуникаций.
Вот почему «Астрводоканал» нет смысла приватизировать в принципе. Никто не придет и не захочет вкладывать в него свои деньги. Потому что поднимать тарифы чиновники и депутаты не позволят (понимают, какой социальной напряженностью это обернется), а как иначе возвращать вложенное? Пока это единственный метод получения прибыли. Кривой, но метод.
Дорогая вода
Конечно, идеальный вариант возврата инвестиций — честность тех, кто поставляет, и тех, кто потребляет. Это когда поставщики услуг не воруют прибыль или бестолково ей распоряжаются, а грамотно распределяют, когда люди исправно платят за полученные услуги. У нас в стране ни первое, ни второе условие не выполняется. Почему первое происходит, мы уже написали, теперь про второе.
На сайте «Астрводоканала» часто можно увидеть информационные материалы о том, что многие граждане и организации не платят за водоснабжение и водоотведение. Мол, это ставит крест на нормальном функционировании предприятия и его реконструкции. Мол, сколько ни вкладывает мэрия денег на инновации, но пока граждане платить не станут, у МУПа будут одни лишь убытки.
Мы с этим совершенно согласны. Платить надо. Но почему же этого не происходит? Здесь виноватых нужно искать не в работниках «Астрводоканала». Они, по сути, заложники федерального законодательства. Смотрим Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. Глава 10 «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг».
Пункт «В»: «в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения».
Но что такое это «ограничение»? Читаем пункт 83: «При ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг».
Из этого следует, что если человек не платит за воду, то «Астрводоканал», по сути, может либо уменьшить напор воды, либо подавать ее по какому-либо графику. Все это нереально. Особенно первое. Представьте себе ситуацию: сотрудники предприятия придут в квартиру, прикрутят кран на трубе холодного водоснабжения и поставят там пломбу? Или станут включать неплательщику на третьем этаже (к примеру) два раза в день на час? Им придется для этого своего сотрудника там поселить, как минимум.
Вот и получается, что закон на стороне неплательщиков. В цивилизованных странах вопрос решается гораздо проще: не платишь — не получаешь. Придут и отключат. Выживай, как хочешь. У нас же начнутся вопли: нарушение прав человека! Антисанитария! И т.д.
***
Картина получилась весьма печальная. С одной стороны, приватизация невозможна. Во-первых, не имеет в нынешних условиях тотального контроля государства над коммунальной системой экономического смысла. Во-вторых, Федеральный Закон № 416 «О водоснабжении и водоотведении» гласит, что «отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности в частную собственность, не допускается». Так что депутату-чернорубашечнику сотоварищи пора закрыть рот и не разглагольствовать на эту тему.
Другая часть проблемы — неплатежи. Закон поддерживает не поставщиков, а потребителей ресурсов. Вот и получается «водоканальный тупик». До тех пор, пока депутаты федерального уровня не внесут изменения, в соответствии с которыми злостных неплательщиков можно будет отключать, ситуация не улучшится. Так и останутся «водоканалы» по всей стране бесправными МУПами, ежегодно пожирающими большие куски из муниципального бюджета.
Владимир Тихомиров,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 32 (541), 23.08.2013 г.