Пережив тяжелый нервный стресс после полной потери зрения, Анатолий нашел в себе силы бороться, проявив выдержку и настойчивость. Чтобы ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться по улице, он решил завести себе собаку-проводника.
Для получения обученной собаки требуется лишь заключение врачей из Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), на основании которого в Программе реабилитации инвалида в разделе «Технические средства реабилитации» (ТСР) делается запись: «собака-проводник с комплектом снаряжения». Если бы врачи МСЭ следовали «букве закона», то они еще в 2007 году сами должны были предложить Анатолию обученную собаку.
Но вместо этого они сделали всё, чтобы незрячий молодой человек не получил положенную ему по закону собаку-проводника, являющуюся для него средством реабилитации. Должностные лица додумались даже до того, что в сентябре 2010 года вызвали наряд милиции на заседание офтальмологического Бюро МСЭ в надежде на то, что незрячий парень испугается и отступит от своих требований.
Чтобы преодолеть противостояние безнравственных должностных лиц Знаменской городской больницы и врачей Бюро МСЭ по Астраханской области, вступивших в преступный сговор против незрячего пациента, родные и друзья Анатолия обратились 16 декабря 2010 года на «Горячую линию» к председателю правительства Российской Федерации Владимиру Путину. В течение недели вопрос с собакой-проводником был решен положительно в пользу Анатолия, и 22 декабря 2010 года ему была выписана и отправлена по почте Программа реабилитации с заветной записью в разделе ТСР: «собака проводник с комплектом снаряжения».
А Анатолий, между тем, чтобы не терять бесцельно драгоценное время, вплотную занялся изучением компьютерной программы экранного доступа JAWS для незрячих пользователей, которая позволила ему выходить в Интернет, набирать и отправлять тексты по электронной почте, вести переписку на форумах. У Анатолия много друзей, с которыми он сегодня свободно общается как в скайпе, так и по переписке.
В июле месяце этого года Анатолий под руководством опытного инструктора прошел курс обучения в Республиканской школе подготовки собак-проводников. Он приобрел навыки самостоятельной ориентировки в пространстве, приучил к себе собаку, научился работать с ней, понимать ее поведение и управлять ею.
Собаку-проводника зовут Ника, и Анатолий верит, что Ника из Купавны, как талисман удачи, непременно поможет ему обрести независимость и уверенность в жизни.
У этой истории счастливый финал. Ценою неимоверных усилий, преодолев противостояние чиновников, Анатолий сумел добиться реализации своего законного права на получение технического средства реабилитации в лице собаки-проводника. Однако возникает ряд вопросов. Главный вопрос: почему до сих пор не наказаны те должностные лица, которые всячески препятствовали возникновению у незрячего молодого человека права на реабилитацию, ведь именно по их вине инвалид первой группы был лишен возможности получить своевременно и в установленные сроки, положенную ему по Закону собаку-проводника? Кто «крышует», потерявших всякий стыд, должностных лиц Знаменска и Астраханской области? Почему прокуратура Знаменска и Астраханской области предпочитают закрывать глаза на многочисленные факты проявления коррупции в ЗАТО г. Знаменск.
Эта история борьбы за получение средства реабилитации уже не первая в жизни Анатолия. В 2008 году решением ГБ МСЭ №9 (офтальмологический) по Астраханской области в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) инвалида с детства Лоскутова Анатолия Петровича был включен «глюкометр с речевым выходом». Исполнителем ИПР было указано Министерство здравоохранения Астраханской области. Почти два года Анатолий, страдающий тяжелой формой сахарного диабета, терпеливо ожидал получения жизненно необходимого ему прибора. Не дождавшись, подал в Ленинский районный суд города Астрахани иск о принуждении Минздрава АО к исполнению обязательств. Анатолий выиграл суд, и Минздрав вынужден был выдать ему прибор для измерения глюкозы крови. Получив прибор, мы узнали из сопроводительных документов, что данный «глюкометр» не стоил Минздраву ни копейки, так как был получен им по линии гуманитарной помощи. Для того, чтобы обеспечить незрячего пациента «глюкометром с речевым выходом», от чиновников Минздрава требовалось лишь оформить заявку, оформлять которую они почему-то упорно отказывались. Кто из должностных лиц Минздрава Астраханской области был привлечен к ответственности за бездействие? Никто! А ведь именно безнаказанность порождает преступную безответственность!
В Государственной Думе и в Правительстве Российской Федерации рассматриваются и принимаются важные для россиян Законы. К великому сожалению, Законы в нашем государстве не всегда работают, поскольку органы исполнительной власти и должностные лица не просто игнорируют Законы, а открыто бойкотируют их, уверенные в своей безнаказанности. Вдумайтесь: чиновники нагло глумятся над беззащитным инвалидом! Почему им все это сходит с рук? Неужели для того, чтобы реализовать свое право на социальную защиту, инвалиду с детства необходимо каждый раз обращаться на «Горячую линию» к руководителям государства? Почему на номера «Горячей линии» каждый год обрушивается шквал звонков с жалобами на действия (либо бездействие) чиновников? Да потому, что граждане уже давно не доверяют представителям исполнительной власти на местах, считают, что именно от них исходит все зло в жизни простых людей. И у них есть все основания так считать!
В настоящее время в Верховном Суде Российской Федерации находится на рассмотрении наша с сыном надзорная жалоба на нарушение единства судебной практики в решении Знаменского городского суда. В мотивировочной части решения по сути «указано» на то, что одноразовую иглу для введения инсулина можно использовать до 18-20-ти раз, что измерять уровень сахара в крови перед введением инсулина совершенно не обязательно, что инъекции инсулина нужно делать лишь тогда, когда инсулин, назначенный пациенту, имеется в наличии в отделе льготного обслуживания. Интересно то, что суды кассационной и надзорной инстанций оставили решение Знаменского городского суда без изменения. Это ли не судебный беспредел? Если Верховный Суд России не отменит неправосудное решение Знаменского городского суда, мы будем вынуждены обратиться за защитой в Европейский Суд по правам человека.
Пять лет назад я вынуждена была вплотную заняться изучением законодательных актов Российской Федерации, а моими настольными книгами стали Конституция России, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы. Чтобы помочь сыну, я исписала горы бумаг, составила сотни заявлений, жалоб, обращений. А как быть тем инвалидам, у которых нет родственников, готовых осуществлять защиту законных интересов близких им людей в кабинетах чиновников и в судах? Участь этих инвалидов незавидна.
«Отношение к инвалидам определяет зрелость нашего общества» - заявил с высокой трибуны президент России Дмитрий Медведев. К сожалению, руководители и должностные лица ЗАТО г. Знаменск и Астраханской области так не считают.
Наталья Лоскутова, г. Знаменск.
"Факт и компромат" № 24, 13.08.11.