Много Волги утекло в Каспий со времени проведения саммита, и настал момент подумать о достигнутых рубежах и всевозможных перспективах «сотрудничества» на Каспии. Чем запомнился четвёртый саммит, прежде всего? Пожалуй, самым серьёзным из соглашений стало о недопущении на территорию Каспия военных кораблей третьих стран, не имеющих выхода к берегу моря-озера.
Это, конечно, здорово, но давайте вместе вспомним, а давно ли мы наблюдали эскадры судов под итальянскими, французскими, японскими военными знамёнами, проходящими в парадных флажках под мостами Астрахани по Волге в сторону канала – моря? Кроме этого нужно обязательно вспомнить такую же эскадру, поднимающуюся по Волге вверх из моря в сторону, например, Волго-Донского канала. Тоже не припоминаю. Ещё бы! Для этого военным кораблям иностранных государств пришлось бы по суше перетащить корабли, опустить их в Каспий и пафосно пройти мимо нас, мол, вот как мы умеем. Всё это кажется ерундой, потому что это и есть самая настоящая ерунда: соглашение о недопущении иностранных военных кораблей в Каспии - это есть соглашение о том, что Луна вроде как круглая и по ночам даже белая – на том и порешили. Между тем, отсутствие иностранных военных кораблей никак не скажется на расстановке сил в случае часа хэ. Нам ихние «икс» не нужны, у нас час «хэ» пусть будет, не нужно «х» читать как «икс», можно только прочесть «ха», так что час «ххх» можно и нужно прочесть как «ха-ха-ха».
Иностранных военных судов на Каспии, грубо говоря, не было очень давно. Подписывать соглашение о недопущении туда же тех, кого там не было давно, по меньшей мере, странно. Если убрать в сторону теоретические возможности, на практике - пустить в Каспий иностранные военные суда есть возможность только у России. Но что это такое? Это всего лишь корабли, куски железа, но кто-то этими конструкциями должен управлять. Люди, даже иностранные, вполне могут управлять любыми кораблями. В конце концов, корабль не самолёт и даже не машина, на нём тяжело упасть и врезаться. Стоит себе под флагом одного из каспийских государств, жрать, как говорится, не просит, но вот еда требуется команде судна, а под флагом одного государства на судне могут ходить самые разные команды, как это часто бывает на гражданских судах.
Никто сегодня не мешает любому из государств предоставить своё судно третьим странам для размещения на них своих специалистов. Иными словами, любую флотилию на Каспии можно укомплектовать любой командой из любой страны мира. Так что самое «серьёзное» подписанное соглашение оказывается на поверку пшиком или смачным гудком корабля: ту-ту! Конечно, никто в Каспии ни на кого нападать не собирается, а то, что это озеро однажды было суть внутренним морем СССР, сейчас уже и не всяк вспомнит, это была «случайность». И про английские экспедиции в начале прошлого века в Иран тоже мало кто вспомнит. Вообще, Иран – стабильная страна. В начале века прошлого там хозяйничали англичане, потом был период «сближения» с Германией, а в послевоенное время девки в юбках вертели всем, чем ни попадя и довертелись: Хомейни, юбки на головы и сидеть между рядов стульев, пока на них сидят мужчины. Постоянная страна, стабильная. До всего этого отрезали голову послу Российской Империи со смешной фамилией Грибоедов. Памятник ему стоит на Чистых Прудах с головой, а голову-то отрезали – такая вот дипломатия, такие вот несостыковочки.
Под шум каспийской волны каждая страна потихоньку наращивала свой военный потенциал на море. Зачем пяти странам какие-то внешние потенциальные враги, когда и сегодня есть с кем и кому воевать? Азербайджан с Ираном очень пристально на своих условных морских границах наблюдают залежи полезных ископаемых. Каждая сторона считает их своими, обстановка там напряжённая, я бы сказал, что это морской Карабах с хорошим потенциалом для военных действий. Самое интересное, что саммит-то этот был четвёртый по счёту, а до сих пор не отрегулирован правовой статус Каспийского моря. Хозяев вроде как пятеро, а договориться не могут между собой, хотя вроде как бывшие соседи по одной стране даже и просто «партнёры». Такая нерасторопность в будущем обернётся непременно всяческими инцидентами, в том числе с привлечением всех пяти стран-участниц концессии, а также с гораздо большим количеством участников извне. США давно уже объявили Каспий зоной своих стратегических интересов. Представьте себе: ваши соседи на протяжении пятилетки не могут поделить наследство вашей соседки – заманчиво смотрится! А что, правовой статус моря не определён, это значит, что можно пропихнуть в международном законодательстве статус Каспия, как общемировой здравницы, лечебницы или бочки с нефтью да газом. Почему, собственно, нет?
За полмиллиарда рублей на наших глазах произошёл слёт четверых бывших пионеров из республик Советского Союза и уж не знаю, кем в юности был президент Ирана. Ничего не решили, осетров в Волгу выпустили. Да за такие деньги наши браконьеры поехали бы в территориальные воды Казахстана, наловили бы там осетров и отпустили бы прямо на Семнадцатой пристани! Да, от саммита много всяких полезных вещей перепало Астрахани, но это же не генеральный субботник, а вполне себе представительное мероприятие серьёзных голов и умов. Головы серьёзные, ума палата, но тут как-то потихоньку, полегоньку взяла и нарисовалась в Астрахани военная база с военным же городком под названием «береговая охрана». Кто заказывал, признавайтесь. Я – нет, потому что она мне абсолютно не нужно, ибо случись на Каспии серьёзная заваруха, никакая флотилия с береговой охраной не помогут. И вот почему. Если рассматривать подобный сценарий, мы должны видеть условную большую страну в крайне ослабленном состоянии или состоянии гражданской войны. В таком состоянии обычно не до окраин империи и уж тем более не до какого-то шельфа какого-то ни то моря, ни то озера. В мирное время, напомню, некто Медведев отдал без лишних слов спорный морской шельф Норвегии. Там вскоре нашли отличные залежи любимого йогурта всея Руси – нефти. И что? И ничего. Никто даже ухом не повёл. А при боевых действиях территории отлетают ещё быстрее и ещё больше. Надеяться при этом, что какие-то находчивые граждане поедут отстаивать интересы страны на воде, статус которой не определён, как-то не приходится. Смогут, конечно, героически собраться, чтобы повторить какую-нибудь судьбу Варяга или Корейца, моряков с которых японцы холили и лелеяли, потому как они были самые настоящие камикадзе, что есть почёт и уважение. Даром что до этого разметали в пух и прах всё, что успели, что не затопили сами неудачные моряки. То есть за веру, царя и отечество войну на море слили в два счёта, а тут и с верой не всё так однозначно, да и вообще – не то пальто. И не на том.
Так зачем же нам очередная лишняя милитаризованная точка прямо в городе? Плохо значит дипломаты работали, раз флотилии недостаточно, а ещё и береговую охрану подавай. И на этом аппетиты «ястребов» не ограничатся. Понимаете, наши соседи ведь тоже не с Луны свалились, они прекрасно видят, что корабликов-то военных в Астрахани всех мастей всё больше, а зачем они там, в Астрахани? Не на Волгоград же собрались идти? Вот-вот, так что увеличение военных бюджетов идёт уже сейчас лавинообразно. Не удивлюсь, если из флотилии у нас появится вполне себе флот, мы даже будем проводить совместные учения на Каспии. Для полноты ощущения дружбы назовут их «антитеррористическими».
Все страны саммита, так или иначе, сталкиваются с серьёзными проблемами в самых разных областях. У Казахстана на границе с Китаем «тяжело». Иран по старой доброй традиции требует отправить государство Израиль в небытие, а сам находится в окружении друзей-суннитов. Азербайджан стремится добывать ископаемые, где хочет, но ему не даёт Иран, но за Азербайджаном, пардон, США. Туркмения и после периода Рухнамы не вышла из средних веков, помноженных на нищету и недовольство населения, а всё это перемотано как скотчем спецслужбами. И весь этот оркестр планомерно расширяет свои военные возможности. Стоит же толкнуть слегка одну из крупиц и вся эта… знаете, мне кажется у Церетели получилось бы лучше обрисовать получившуюся конструкцию. Это как на площади Ленина – вроде фигуры, фонтаны, памятник, свободные пространства есть, а площади – нет. Хотя кому и озеро - море; на вкус и цвет все товарищи собрались, да так ничего и не вышло.
В будущем проблем будет ещё больше, там уж не до Каспия будет, не до его правового статуса. У меня на удостоверении боевых действий стоит тираж в семьсот тысяч экземпляров. У меня номер - за триста восемьдесят тысяч. А тут ещё гарант сказал, что обеспокоен фашизмом на Украине и в Прибалтике. Аккурат на днях встретил литовца (как у людей всё просто - литовец и литовец, подумал я – русский «россиянин»), мы долго говорили с ним о всякой политике и прочей военщине. Думаю, скоро новые поколения, выросшие под колыбельные новостей телевизора, поедут защищать Вильнюсский аэропорт. От кого? От фашистов, конечно, от кого же ещё. Но за такой призмой тяжело разглядеть очертания будущего и даже настоящего, ведь такие же вот люди, как и часть наших сограждан, всерьёз считают, что нужно срочно выдвинуться в направлении Каспия и защитить тут Северный Кавказ, а за одно и Астрахань. Не рассматривая позицию с зеркальной стороны, невозможно в какой бы то ни было степени объективно узнать своё положение и положение противника.
Я отношусь к Сергею Лаврову, министру иностранных дел, как слесарю из ЖЭКа. Ну работает дядька и работает. Все работают, ничего в этом героического нет, разве что он медийная персона, хотя всяк слесарь на районе куда медийнее получается. Только что-то странно получается: на международной арене вроде как что-то делается, а тут между собой не смогли зарегулировать статус не моря даже, а солёного озера. Представляю, что было бы, если мы делили какую-нибудь мелочь в виде Янтарной комнаты. Это не провал и не удача российской дипломатии, это просто пустая трата времени. Военные корабли иностранных судов в Каспий не зайдут, просто морская пехота других заинтересованных стран погрузится на десантные катера наших заклятых друзей и всё, и ничего личного, только бизнес. Международный. Ну и стратегические интересы, конечно же, чего уж тут. Поэтому можно бесконечно наращивать флоты и флотилии в этом болоте, но никого они не спасут. Да, так надо. Я и не спорю, я рассуждаю о том, что будет в будущем. Границы прикаспийских государств кроились и резались довольно ощутимо и часто за последние несколько столетий. Опять же, что считать спасением? Вот мы с литовцем по случаю знакомства коньяк в Морском саду не пили и не я рассказывал ему о том, что похороненные тут моряки мне отчётливо напоминают обычных во все времена ребят, обстреливающих город, потому что город нужно спасать. В колокольню прямо с Волги на Татар-Базар попали. А их наземные коллеги ака красноармейцы расстреляли в Астрахани Крестный ход. Дети бегают по могиле, ползают по памятнику - прообразу карательного батальона Айдар – и ничего, всё нормально. Рядом мамы стоят и обсуждают украинский кризис и все эти «ужасы». Хотя ужасы лежат прямо под ними, и коли о них забыли, коли их не осудили, коли памятник стоит, то кто-нибудь возьмёт и с этого памятника пример. Кстати, под памятником и вокруг ниже нефть. А где нефть, там зона стратегических интересов США. Они одни, им не с кем и не за чем договариваться, а нам вот приходится, да что-то не сыграл квартет под наше дирижирование. Остаётся надеяться, что в Атырау на следующем саммите Казахстан покажет класс, и договор о статусе Каспийского моря будет, наконец, подписан. Договор – это надёжная бумага международного права. Германия подписала договор о ненападении, а Украина подписалась под сдачей всего ядерного оружия России, при этом Англия, США и Россия в том же договоре гарантировали её территориальную целостность. И вот Украину полосуют как поросёнка, но ни одна из трёх стран так и не сделала ничего для сохранения её целостности. Так что остаётся точить клинки – в нашенском дурдоме не приходится тужить. И не придётся.
Чулпан Хаматов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 41 (601), 24.10.2014 г.