Обычное автомобильное утро в Астрахани для меня лично видится так. Тысячи менеджеров, торговых представителей и прочих пролетариев умственного ума прибывают к месту службы на машинах, получают инструкции, отбывают из офиса и дружно встают в пробку. Пробка у нас большая – весь город, - дружная, на всех хватает. Дружная пробка. 

Каспийская столица, как запеканка

В каждой машине строго по одному человеку, реже – двое. Но раз двое, значит, кто-то не смог сам сесть за руль и воспользовался такси. Не беда – такси тоже в пробке. Сверху солнышко, кругом мерно работают двигатели. Одним словом, тепло, хорошо. И сам собой напрашивается вопрос: лучше умереть от холода или от жары? Астраханцы свой выбор сделали. Если бы вдруг появились на земле голодные титаны, один бы из них наверняка схватил бы Астрахань в пригоршню и слопал бы. Ещё бы, это же такая пицца, даже запеканка! 

Ещё хорошо стоять в пробке, когда рядом стоит какой-нибудь грузовик и нещадно чадит. А что не чадить-то, коли уровень выхлопных газов никто не проверяет. А раз так, то и водителю не досуг использовать более экологический двигатель. Все стоят, потеют, дышат, ждут зелёного сигнала светофора. Транспортные развязки придумали торопыги и трусы, астраханцы предпочитают движение в одной плоскости, без этих вот всяких манёвров. Развязки же чем не удобны: на них приходится особенно внимательно смотреть на знаки: пропустил свой поворот и всё, придётся давать крюк порой в несколько километров. Астраханцы не любят смотреть на знаки, поэтому развязок у нас нет. На том стояла и стоять будет астраханская земля. В Токио шестиуровневые дороги в самом городе? Что тут скажешь, кроме «ну тупые», сказать, в общем, нечего, молча сидят в японских авто астраханцы. В них работает кондиционер и можно не париться, разве что изредка приоткрывая окошечко чуть-чуть, ну чтобы избавить себя от окурка. Не в пепельницу же его класть, в самом деле.

Каждому астраханцу – по лимузину!

Знак главной дороги в Астрахани не значит ничего. Про пешеходные переходы и говорить не приходится. Права купили, ездить – не купили. Вот и врезаются на одних и тех же самых интересных местах, что характерно, самые одарённые водители. 

На светофоре на улице Софьи Перовской можно постоять и кефир с булочкой отведать. К концу трапезы авария будет, и хорошо ещё, если из двух машин, а то ведь и коллективный идиотизм распространён. И вся улица Бориса Алексеева встала. Все стоят, нервничают: нужно же по всем магазинам проехаться и впарить незадачливым продавцам как можно больше товаров. Стоит человек в пробке, а тут приходит чистота дороги, пробка то бишь заканчивается. Как тут не утопить педаль газа в пол? Топить, конечно! Вперёд, поехали! Бах! Встали, всё приехали – авария. Снова пробка. Пишу всё это и по плотности воздуха понимаю: Астрахань стоит. Если бы была возможность, все бы стояли на лимузинах, ведь чем больше и длиннее машина, тем лучше же.

По авто – впереди планеты всей

А теперь представим на минутку, что бы было, если бы наши люди использовали вместо автомобилей скутеры и мотоциклы. Пробки бы уменьшились аккурат в шесть раз, а фактически это означает только и только одно – пробки исчезли бы полностью, воздух стал бы чище, в городе стало бы прохладнее. 

Тут самое время поругать советскую власть: искусственный дефицит машин привёл к тому, что при первой же возможности каждый наш земляк берёт себе машину. И жене. И дочери, и сыну, и так далее. Наш город – один из самых «крутых» по количеству машин на человека. Но всё хорошее когда-нибудь кончается, как и заканчивается эра автомобилей в Астрахани. Заканчивается она сама собой, впереди нас ждёт одна непроглядная, непролазная пробка. Иными словами в ближайшем будущем передвижение по городу станет невозможным: большинство магистралей и часть второстепенных улиц будут заставлены автомобилями, покрыты ими абсолютно. Ездить по этому цирку можно будет разве что сверху на гусеничной технике или так называемых биг футах, обычных машинах, но с колёсами, превышающими баллоны трактора «Кировца». Решать эту архиважную проблему было поручено никому, поэтому пишу о том, что будет дальше. Вангую, товарищ читатель.

Стать мопедистом

Покатавшись год по Астрахани на велосипеде, не делая перерывов на такую ерунду как зима или осень, немного стал разбираться в дорогах. Решил пересесть на мопед. Не тут-то было: мудрые слуги народа из кооператива «Государство» решили положить конец вакханалии на дорогах и ввести обязательное получение прав для мопедистов. Это был ощутимый удар, но я не сдавался и решил стать мопедистом: дай, думаю, сдам на права категории «В» и с возможностью водить легковой автомобиль автоматически откроется возможность управлять мотоциклом, мопедом. 

Поскольку логику продали вперёд нефти, всё оказалось несколько иначе: если ты хочешь кататься на мопеде, то и права ты должен получить категории «А», а если совсем быть точным, то там эта самая «А» с подкатегорией. Платить добрым моим слугам лишнюю копейку с одной стороны лень, с другой - государство само мне приплачивает только за факт моей жизни. Однажды я даже решил стать почётным донором, лишь бы получать от этого чудовища лишнюю копейку. В день моего первого похода на станцию переливания крови меня на переходе чуть не сбил дико спешащий водитель с номерами одинаковых цифр. Я представил, что вот он попадёт в аварию и будет истекать кровью, а ему вольют мою кровь… После этого я понял, что могу стать только донором мочи. Простите за грубость, но молчать нет мочи, а говорить деликатно обо всём этом не представляется возможным.

КамАЗ против членовоза

Водители с номерами из одинаковых цифр на самом деле обычнейшие люди. И при перевозке своих дорогих начальников ведут себя более-менее адекватно. Только стоит шефу сойти с борта «членовоза», у водителя повышается самооценка и он начинает летать по городу с сигаретой во рту, во-первых, и не пропуская никого, во-вторых. 

Пешеходный переход для такого мужичка, словно приказ прибавить газку. Да, это обычные половозрелые особи мужского пола, вся достопримечательность коих состоит в умении последовательно напрягать и расслаблять мышцы организма. Они бы работали на мусоровозе, но им посчастливилось быть соседями, сослуживцами или семероюродными родственниками слуг народа, которые обладают машиной. И очень хорошо, что они не используют отечественные марки, несмотря ни на какие увещевания правительства. Ведь на «жигулях» выкрутасы их водителей приводили бы к авариям стократ чаще. 

Единственное, что останавливает слуг народа и их хомо водиликусов, так это грузовики. В Набережных Челнах научились делать удивительную машину – она одинаково справляется как с Гражданином, так и со слугой народа, какой бы корочкой он не обладал. 

Работай на замену ходовой

Вся эта астраханская дорожная вакханалия будет только усугубляться. Продавцам топлива пробки на руку. Продавцы прав, не будь дураками, имеют двойную выгоду: продал права, а после стриги капусту с тех, кто заехал «под кирпич», даже не понимая, что это за знак. Ну и решать проблему попросту некому, не до того сейчас. А потом сразу наступает Новый год, 23 февраля, 8 марта и День Победы. Мелькание дней закончится в один прекрасный день, когда всё встанет намертво и начнутся экстренные меры. 

Первое, что предпримут – ограничат движение грузового транспорта, разрешив ему передвигаться по городу только в ночное время. Покатушки мотоциклистов покажутся абсолютной тишиной в будущем – огромные грузовики всю ночь будут тревожить покой астраханцев. Мера эта лишь отчасти решит проблему. Тогда в центре города запретят бесплатную парковку. Но и она не возымеет должного действия. Дальше призовут владельцев чётных номеров кататься в чётные дни, а владельцев нечётных номеров – в дни нечётные, соответственно. Поскольку пока законодательно это сделать невозможно, мера эта будет носить рекомендательный характер, а значит, все по-прежнему будут курить в неположенных местах и со смехом обсуждать подобную инициативу. 

И вот тогда уже придёт время архитекторов и градостроительных инженеров, но будет поздно. Снова вспомним недавнее прошлое, дни закладки новых районов. Строили дома и довольно широкие дороги. То ли для прохода танков, то ли ещё для чего, но тогда мыслить никто не мог о самой возможности такого насыщения машинами общества. Сегодня новые районы строятся максимум с дорогами в две полосы. Более того, в некоторых районах дорог в энциклопедическом смысле просто нет. А чем меньше дорог, тем больше приходится тратить денег на расходные материалы. Люди заняты, им некогда, они работают на замену ходовой части.

Пари от дорогой редакции

Нельзя сказать, что ничего не делается для дела оптимизации дорожного движения. На федеральном уровне планируют ввести регистрационные номера для мопедов. Купи права… простите, мопед, получи права, встань на регистрационный учёт – проще купить за одну-две зарплаты на древние «жигули» права и встать на учёт за те же деньги. И, разумеется, занять своё место в пробке. 

Перестраивать дорожную сеть Астрахани в условиях транспортного коллапса не получится.

Нужно восстановить режим «зелёной волны» и расширять дороги. К сожалению, велосипедные дорожки просто съедят куски дорог, что ещё сильнее усугубит и пробки, и накал страстей. Я катаюсь на велосипеде совершенно спокойно, никто мне не мешает. Однажды только меня сбила женщина, притёрла точнее, а я в свою очередь чуть не сбил гаишника, но удержался. Она извинилась, предложила билеты банка России и объяснила свой манёвр тем, что… боялась сбить гаишника! А тот всё это видел, но, скорее всего, подумал, что ему это всё показалось.

***

Ничего страшного в том, что Астрахань остановится, нет. Поскольку мосты в условиях невозможности автомобильного движения потеряют своё значение, их оперативно снесут и восстановят судоходное движение по каналам и рекам города, как это было раньше. Воспрянет ото сна общественный транспорт. Все вспомнят про велосипеды и те же мопеды. Номера и права? Может, повезёт и всеобщая вакханалия в сторону фашизма не пройдёт, и добрые слуги народа не станут кидать шипы под колёса мототранспорта без номеров. Им бы, родненьким нашим, стоять на самых «нарушаемых» участках дорог, где бал правят лихачи да откровенные мрази, задевающие пешеходов и тех же двухколёсных любителей зеркалами. Там же можно положить и лежачих полицейских. 

Астрахань замедляется и плавно едет в дорожный тупик. Уже и фарами не пробить смог от машин. Остаётся только пари. Бутылка пять звёзд на прогноз о том, когда сбудется всё описанное в статье. Предложение не является публичной офертой и не несёт в себе никаких намёков. Кто знает, просто обращайтесь, ударим по рукам. По мне так три года осталось до маленького конца света. Всего вам доброго и не забывайте включать поворотники.

Чулпан Хаматов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 31 (591), 15.08.2014 г.