Астраханская писанина. Чем плох эпистолярный жанр
В обществе назревает некая невидимая на первый взгляд проблема, вызванная доминирующей коммуникативной формой передачи информации, эмоций, переживаний и, порой даже, чувств. Доступность бесплатных ресурсов, где одновременно можно вести переписку с большим количеством людей, стала понемногу вытеснять не только реальное общение, но и телефонные разговоры.

Тем самым создаётся иллюзия присутствия в твоей жизни некого виртуального сообщества людей, которые когда-то были реальностью, но потом, в силу перемещения общения в эпистолярную форму, превратились в мифические существа. Деформируется сама потребность личного взаимодействия, и стираются грани. Да, в силу удалённости человека, подобная схема идеальна – дёшево и сердито, но люди, живущие в одном городе, работающие или живущие вместе, тоже изощряются перемещать свои контакты в текстовую форму общения.

Так много писали, наверное, только в «до телефонную» эпоху человечества. Но если раньше это действо было долгим ритуалом, некой эстетической и предметной необходимостью, то сегодня эта всем доступная схема порой превращается в фарс. У человечества развивается социофобия: зачем кому-то звонить или встречаться, если можно просто отписаться! И это не всегда связано с экономией на телефонной связи, сейчас настолько широка тарифная сетка, что можно выбрать любой удобный вариант и болтать без остановки! Но нет, голосовое общение – это почти интимная вещь. Перейти к разговорам многие не решаются, как раньше говорили, бумага всё стерпит, монитор компьютера или экран смартфона – тем более! Сколько обидных вещей, взаимных упрёков и недоразумений возникало только по тому, что люди в силу личной удалённости теряют чувства присутствия своего оппонента, а если ещё не вполне владеют собой и плохо выражают свои мысли в сообщениях, могут всерьёз обидеть собеседника.

Появляется чувство вседозволенности в общении: тебя же не видят и не слышат, ты растворён в виртуальной сети. Порой эти никому не нужные переписки могут всплыть неожиданным манером, скомпрометировать тебя в самый неподходящий момент. Люди теряют ощущение реальности – они заводят лишние, порой и опасные связи по переписке. Это новая форма невроза – долго и нудно писать, что можно просто изложить в минутном разговоре. И самое обидное, что люди, столько времени проводящие в коммуникаторах, не становятся грамотнее, и, несмотря на автоматические текстовые редакторы, никак не совершенствуют свою письменную речь.
Появляются новые искажённые клише, с элементами деградации – все эти «приветики», «как делишки» – фамильярность, служащая прикрытием недалёкости, во всей этой писанине проявляется с вопиющей нелепостью.
Не хочется брюзжать, но со временем человечество разучится разговаривать, встречаться, все будут жить в искусственно созданной, ни к чему не обязывающей безграмотной и бессмысленной глуши. Для меня, как для человека пишущего, подобное обращение со словом кажется кощунством. Если нет смысловой, информативной, чувственной предпосылки, может быть, не засорять эфир посланиями, или, на худой конец, совершенствовать свой стиль письма. И ещё лучше – не общаться, таким образом, с теми, с кем можно не общаться. А с людьми, которые вам дороги – нужно разговаривать, встречаться, смеяться! И не один смайл или дурацкий стикер не выразит того, что может сделать ваше объятие, улыбка, поцелуй.

Бронислав Никитин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 49 (759), 2017 г.