Чиновникам везде у нас почёт
В России в данный момент 2,8 миллиона чиновников. Получается, что 60 россиян кормят одного чиновника. Средняя заработная плата федеральных чиновников 100 тысяч рублей в месяц, региональных – 60 тысяч. Понимая, что чиновников слишком много, государство периодически предлагает уменьшить эту армию и тем самым сэкономить средства в бюджете.

Другой мерой можно считать периодические уменьшения зарплаты работающих чиновников. Последнее уменьшение заработков чиновников, как известно, составило 10 процентов. Регионы берут «под козырёк» и также периодически уменьшают заработную плату своей челяди, то её, эту послушную челядь, сокращают. Опять же, в целях экономии расходов. Вроде недавно прошли кадровые чистки как на федеральном, так и на региональном уровнях. И вот опять.

В Астраханской области, например, предлагаются меры оптимизации, в том числе реструктуризация министерств и ведомств. И временный возврат к статусу профильных департаментов, пересмотр региональных льгот и мер социальной поддержки, определение профильных направлений работы и заморозка некоторых проектов.

Конечно же, сделать всё это – не спонтанная случайность. Как говорится, нужда заставляет. Правительство области, главы муниципалитетов, представители бизнеса обсудили предлагаемые меры за «круглым столом». Дискуссия по сокращению расходов и, естественно, их увеличению проходила довольно остро. Модератором этого «круглого стола» выступил советник астраханского губернатора Станислав Миронов. Он провел статистические исследования с целью выяснения эффективности расходования средств нашей области на отдельные отрасли и направления работы.

Для сравнения были взяты семь идентичных в экономическом отношении регионов. За критерии были взяты следующие показатели: средняя заработная плата, плотность населения, среднемесячный расход, валовой региональный продукт в расчёте на одного работающего. Выяснилось, что наша область выглядит довольно неплохо. И даже в определенной мере экономной. Но есть сферы деятельности, где мы расходуем средств больше. Это, прежде всего, жилищно-коммунальный сектор. Здесь расходы оказались на 28 процентов выше среднего уровня и на 80 процентов выше лучшего результата в группе. Выше среднего у нас показатели затрат на здравоохранение, спорт, охрану окружающей среды, культуру, социальную поддержку и безопасность. Конечно же, одинаковых полностью в экономическом отношении быть не может; тем не менее, если взять за основу траты регионов-лидеров данного рейтинга, то можно сэкономить 4,8 миллиарда рублей в год. А если ориентироваться на средние показатели всех семи регионов, экономия составит 1,7 миллиарда.

Как видим, резервы у нас есть. Они пока только на бумаге, а бумага, как гласит народная мудрость, всё стерпит. Может случиться так, что сэкономив на одном, мы израсходуем больше на другом. В последнее время много говорили об уменьшении заработных плат чиновникам разных уровней. А на деле всё иначе. Согласно данным, опубликованным Росстатом, средняя зарплата служащего федеральных органов в 2015 году выросла на два процента и составила 111,3 тысячи рублей. Больше всего зарплата увеличилась у государственных чиновников, работающих в органах законодательной власти: на 35,2 процента и составила 150 тысяч рублей. Это без выплат социального характера. А эти выплаты бывают в общей сложности больше, чем основная зарплата. У сотрудников Совета Федерации заработок вырос на 42,2 процента, у сотрудников Государственной Думы – на 30,7 процента. Солидная прибавка и в других государственных органах: у сотрудников аппарата правительства, администрации президента, министерстве иностранных дел.

А ведь недавно в Федерации независимых профсоюзов заявляли, что падение реальной заработной платы по стране в 2015 году составляло примерно 20 процентов. Получается, говорим одно, а на самом деле всё по-другому. Впрочем, для низовых звеньев служащих и чиновников так и случилось. Их реальные доходы, как и доходы всех россиян, упали и довольно значительно. Вот и получается, одни еле-еле сводят концы с концами, а другие могут позволить себе роскошные особняки, дорогие машины, богатые рестораны…

Конечно, не каждый госслужащий может позволить себе обедать в ресторане. Всё зависит от аппетита. У министров, депутатов, сенаторов потратить тысячу-другую на обед – ничего не составляет. Счетная палата вскрыла вопиющие факты пищевых наклонностей руководителей ряда федеральных ведомств. Служебный стол руководителя Рострудоустройства, например, стоил 10 тысяч рублей, а руководителя Росалкогольрегулирования 200 тысяч рублей.

Однако не все госслужащие питаются в ресторанах. При ведомствах и министерствах есть, как правило, свои точки общепита, где цены почти коммунистические. Средняя стоимость обеда федерального чиновника в столице, в зависимости от запроса, составляет около 200 рублей. В Центробанке, например, салат из моркови с черносливом и сметаной обходится всего в 16 рублей. Суп-пюре из шпината с гренками – в 17 рублей. Баклажаны, запеченные с майонезом и сыром – 41 рубль. А в общей сложности вся эта еда обходится в 74 рубля. Такие бы цены в региональные столовки. Правда, есть и исключения. Общественники из Орла обнаружили спецстоловую в резиденции губернатора. Казённое предприятие, именуемое «кафе», финансируется напрямую из областного бюджета. И неудивительно, что чиновники здесь могут хорошо покушать всего за 45 рублей. Вот, к примеру, какие здесь цены: салат из свежей капусты – 2,20 р., борщ украинский с копченостями – 9,90 р., шницель натуральный – 22 р. Питаются здесь, естественно, только чиновники администрации.

Итоги 2015 года показывают снижения по многим экономическим вопросам. В целом снижение составляет 4 процента. А вот доходы и, естественно, потребление упало ещё больше: на 8-10 процентов. Это не могло не отразиться на благополучии населения страны. Зато увеличили свои доходы и прибыли обслуживающие население отрасли: транспорт, связь, торговля, жилищно-коммунальный комплекс, энергетика, газовое обслуживание, производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, что привело к ещё большему разрыву между бедными и богатыми. Число бедных в 2015 году увеличилось вдвое. В советское время средний доход десяти процентов богатых семей превышал доход десяти процентов бедных в три раза. А сейчас в 16 раз. Такого в индустриальных странах нет. В Германии, например, этот разрыв восьмикратный.

Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 16 (674)