Что вы думаете о бездомных людях, не расстающихся с бутылкой водки, просящих денег на улице и одетых в грязные лохмотья? Уверен, ничего кроме отвращения они не вызывают. А вы когда-нибудь задумывались, почему они так живут? Что привело их к такой жизни? Мы избегаем этих людей, порой даже обвиняем за подобный образ жизни, совершенно не представляя их трудной судьбы. Так что же заставило их доживать свои последние дни таким страшным образом?

Большинство людей без определенного места жительства – бывшие заключенные колоний строгого режима. Освобождаясь, они потеряны в окружающем мире. Ведь пробыть долгое время в местах не столь отдаленных, значит выбыть полностью из общества. Трудно снова вернуться в текущую жизнь, столько всего меняется за время их заключения. Так вот, выйдя из колонии, люди хотят скорее восстановиться как граждане. Конечно, мы все думаем, что однажды сидевший, навсегда остается «зеком». Но многие, находясь взаперти долгое время, переосмысливают свой жизненный путь. Особенно это касается женщин. Все-таки, несмотря на то, что они совершают преступления и попадают в колонию, они всё равно остаются женщинами. Им гораздо труднее свыкнуться с мыслью, что они «сидят», нежели мужчинам. Большинство осужденных женщин живут в колонии с навязчивым желанием, освободиться раньше срока. Мужчины же сразу начинают ставить себя в теперешнем обществе, думают о репутации среди товарищей поневоле. Живя в тюремных условиях, и те, и другие начинают осознавать, какую огромную ошибку они совершили. Я не берусь говорить об отдельных личностях, которых не исправит ни колония, ни психиатрическая больница. Я говорю лишь о людях, совершивших преступление и раскаивавшихся в содеянном. Чтобы узнать жизнь заключенных изнутри, я решила лично побеседовать с заключенными г.Астрахани, отбывавшими наказанием за особо тяжкие преступления. Ведь мы знаем о тюремной жизни только понаслышке. А вот информация из первых уст:

- Расскажите об условиях проживания. Можно ли выходить за пределы колонии?

Осужденный №1: Ну какие условия могут быть… Всё по распорядку. Всё строго. Подъем, зарядка, завтрак. Кормят нормально. Потом на работы идем. Вечером отбой тоже по расписанию. Шаг вправо, шаг влево, все контролируется. Да и нарушать не особо хочется, мы здесь почти все рассчитываем освободиться раньше срока. 

Осужденный №2: Раз в три месяца можно получить длительное свидание на три дня. Можно и недельный отпуск заработать, но это, конечно, только с положительной характеристикой. 

- А есть возможность получить образование, находясь в колонии?

Осужденный №3: У нас можно заниматься самообразованием. Брать в библиотеке книги, например. А вообще тут все учатся чему-то на работах. Самому простому. Мужики в основном сварщики, плотники или слесари, а женщины – швеи. Ну а если кто серьезно хочет взяться за учебу, можно обучаться дистанционно. У нас был один осужденный Х., так вот он обучался на дистанционном отделении Московской Социальной Открытой Академии.

- У вас в колонии проводятся какие-нибудь культурно-массовые мероприятия? Хоть как-то развлекаетесь?

Осужденный №2: Да, проводятся. У нас многие принимают активное участие в общественной жизни, ведь это плюс к характеристике. Бывают разные концерты, мы там поем, танцуем. Всё как везде, хоть есть чем заняться. Осужденный Y. даже участвовал во Всероссийском конкурсе «Калина красная». 

- Скажите… Вы раскаиваетесь в содеянном?

Осужденный №1: Да. Я раскаиваюсь. 

Осужденный №2: Конечно. Думаю, каждый со временем раскаивается. Я не исключение.

Осужденный №3: Я защищал честь дамы. 

- А какое у вас самое большое желание на сегодняшний день?

Осужденный №1: Я бы все отдал, чтобы вернуться назад и прожить свою жизнь по-другому. 

Осужденный №2: Желание?.. Чтобы дочь простила. Больше нет желаний.

Осужденный №3: Я не хочу отвечать.

Как вы можете догадаться, после такой «прекрасной» биографии люди не трудоустраиваются. Оно и понятно, кто рискнет взять на работу «сидевшего». Чтобы удостовериться в этом, я опросил 20 случайных граждан с вопросом «Приняли бы вы на работу бывшего «зека»?». Не было ни одного положительного ответа. Разве что двое с сомнением добавили «Ну хотя…может быть грузчиком или сторожем… Не знаю». 

Наверняка, вы слышали мнение, что осужденных все же берут на работу, если, конечно, преступление его было не особой тяжести. К примеру, разбой, хулиганство или мошенничество. Но нет. Адекватно мыслящие работодатели не примут таких людей ни в коем случае хотя бы потому, что они элементарно опасны для коллектива. «Кто знает, что он выкинет еще! Даже за свою жизнь страшно!» - слова одного из мною опрошенных. То есть вероятность получения нормальной работы и возвращения к правильной жизни близка к нулю. Собственно, это и является причиной рецидива. Многим проще вернуться на зону, ведь там хотя бы кормят и есть, где спать. Всё лучше, чем на улице. До тех пор, пока этим людям действительно не дадут второго шанса, они так и будут идти по этой дороге.

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 45 (605), 21.11.2014 г.