Мусор – астраханское богатство?
«Мусорная» проблема периодически всплывает на поверхность. Сбор и хранение бытовых отходов, несанкционированные свалки в городах, селах и вокруг них, перерабатывать отходы или заниматься их захоронением? – вот вопросы, которые сейчас волнуют и общественность, и чиновников всех рангов: от региональных о федеральных. Буквально на днях эти проблемы поднял премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая перед членами своего кабинета.

Согласно экспертным оценкам Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, в нашей стране насчитывается около 15 тысяч официальных свалок. Они занимают общую площадь, равную четырём миллионам гектаров. В Астраханской области ежегодно обнаруживают десятки новых несанкционированных свалок. Кроме них на территории региона есть официальные.

Мы помним, в каком положении оказался регион несколько лет назад. Горы мусора вырастали вокруг многоэтажек и частных домов. Это не могло не беспокоить астраханцев. Во все инстанции полетели жалобы. И вот теперь, с приходом в областной центр нового оператора – ООО «Эко-Центр», ситуация стала меняться в лучшую сторону. Прибыла она к нам из города Волжского Волгоградской области и приступила к работе с первого июля 2017 года. Обслуживает организация практически весь регион, кроме ЗАТО Знаменск.

В нашей области в 2012 году был затеян эксперимент по сортировке бытовых отходов. Этого требовало время. Кстати, и сейчас этот эксперимент не устарел. Некоторые регионы им занимаются и довольно удачно. Премьер-министр снова назвал его в числе приоритетных. В Астрахани отдельный сбор отходов пока что не удался. Астраханцы, видимо, не очень дисциплинированные люди. Поэтому планируется повторить эксперимент. Тут хочется сказать, что на индивидуальном уровне в областном центре практикуется отдельный сбор бумаги и пластмассовых изделий. Чем он закончится, пересказывать не берусь. Несмотря на то, что макулатура и бутылки из пластика и стекла оплачиваются, народ не бросился сдавать их. Богатыми, видимо, стали…
Государственная концепция «мусорной реформы», которая вновь возникла на горизонте, предполагает развитие в стране системы глубокой переработки отходов. Но что эффективнее: переработка или сжигание, пока не учтено. Видимо, будут проводиться новые эксперименты. Путём этих экспериментов, надо полагать, проблему отходов всё же решат. А пока проблема решается, ежегодно засыпается мусором примерно два Люксембурга, или полмиллиона гектаров, считают аналитики.
В мире существуют два основных вида утилизации: сжигание и повторное использование отходов. При сжигании можно получить тепловую энергию, а её можно потратить на выработку электроэнергии и теплоснабжения. В результате повторного использования бытовых отходов возможна переработка на корм животных, на получение строительных и дорожных материалов в виде асфальта, лаков, красок и много чего ещё.

Подсчитали, что каждый россиянин ежегодно «производит» 400 килограммов мусора. А нас 146 миллионов. Подсчитайте, сколько это в итоге? В общем, перерабатывай – не хочу! И не удивительно, что так привлекательна проблема мусора.

Наша страна много лет копила отходы производства и потребления, не занимаясь переработкой. И этого «добра» с каждым годом становится больше. По некоторым данным, объёмы бытовых отходов сейчас составляют 100 миллиардов тонн. Поэтому нужны самые срочные меры для ликвидации этих мусорных гор. В Европе уже десятки лет ведётся переработка бытового мусора. А мы всё никак не можем занятья этой проблемой серьёзно, хотя разговоров на эту тему много. В том числе и от самых высоких чиновников. На всю нашу страну в данный момент всего 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигающих предприятий. В нашей области тоже есть мусороперерабатывающее производство. Сколько радости было, когда мусоропереработка была у нас налажена несколько лет назад. Но должного эффекта пока не получилось. А ведь средств на ввод этого предприятия было затрачено немерено. Во всяком случае, не один десяток миллионов рублей.

Проблемы дефицита мусора в России в ближайшее время не будет. Лет 10-20 потребуется на её решение. Хотелось бы, конечно, поскорее. А для этого пригодился бы зарубежный опыт. Не мешало бы им воспользоваться. В Швеции, например, непригодный к повторному использованию мусор сжигается, а полученное в результате этого тепло и электроэнергия поступают в города и посёлки. А вот в Японии разработана технология переработки практически всего мусора во что-нибудь полезное и нужное. Здесь все отходы делят на три больших типа: «сжигаемые», «не сжигаемые» и «перерабатываемые». Перерабатываемый мусор японцы используют максимально эффективно. Из спрессованных отходов они соорудили насыпь в заливе, расположенном на юге города Кобе, получив искусственный остров площадью 43, 6 гектаров.
В Германии за переработку мусора отвечает отдельная промышленная отрасль. Она создала по всей стране специальные пункты по переработке отходов. В стране уже давно не строят дома с мусоропроводами, потому что по мнению немцев, они являются препятствием для правильной утилизации мусора и источником экологических проблем.
В Финляндии метод хранения мусора под строгим запретом. Вместо этого практикуется переработка и сжигание. Завод по механико-биологической переработке отходов обрабатывает почти весь мусор без остатка и даже выпускает собственную продукцию: твёрдое топливо, которое подходит для работы котельных и некоторых предприятий.

А у нас бороться с мусором предлагают в основном штрафными мерами. В Подмосковье, к примеру, депутаты предлагают поднять штрафы за сброс мусора на стихийные свалки в 100 раз. Для физических лиц это составит 50 тысяч рублей. Было полторы тысячи. Для юридических лиц вместо 50 тысяч рублей придётся платить пять миллионов.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 6 (766), 2018 г.