Слава Богу! Страсти по Единому государственному экзамену вроде бы улеглись. Во всяком случае, в этом году. Учащиеся получили соответствующие балы. Как изучали предметы, такие оценки и получили. Получили и школьные аттестаты. Прошли выпускные вечера. Вчерашние школьники вступили в самостоятельную жизнь. Успокоились все: и те, кто был недоволен ЕГЭ, и те, кто поддерживает. Успокоились до новых выпускных экзаменов.

И вот тут самое время сделать экскурс в историю. Оказывается, в этом году ЕГЭ отметил свой небольшой юбилей: прошло ровно пять лет, когда впервые заговорили о нём. В 2009 году его в обязательном порядке стали сдавать выпускники всех российских школ. Но порядок сдачи экзаменов продолжает ежегодно меняться. И вот это как раз и тревожит общественность. Хоть и прошло пять лет, но так и не стал позитивным тот факт, что способ сдачи ЕГЭ так и не стал таким, который школьники ждали бы с определёнными надеждами на существенные перемены в лучшую сторону. Школьники по-прежнему ждут экзамены с определённой тревогой. Как, собственно, и их родители, которые устно и письменно выражают своё недовольство. Интересно в этом отношении письмо, опубликованное недавно в одной из местных газет. Изложу, вкратце, его суть в вольной интерпретации. За два года до выпускных экзаменов стали родители готовить к ним свою дочь. Думали, теперь всё будет хорошо, и дочка успешно справится со всеми вопросами, поставленными в анкете. Но прежде, чем ответить на все тесты, надо было пройти унизительную проверку. Во-первых, дети пришли в незнакомую школу. Все одиннадцатиклассники из разных школ. Никого знакомых. Даже учителей. Ничего, кроме ручки, паспорта и анкеты с вопросами. Какой был мандраж у сдающих, можно только догадываться. Незнакомая женщина осмотрела, чтобы ничего лишнего не приносили. Потом полицейский проверил всех металлодетектором. Со стороны казалось, что детей привели в специальное учреждение закрытого типа. Но выпускники средних школ не преступники. Какое это дело для тех, кто был представлен проводить экзамены? Они выполняли свои обязанности с большим рвением. Никто не пронёс «шпаргалку».

А что творилось все эти два года перед основным и главным экзаменами в школах? Учителя, как могли, при случае и без случая, угрожали учащимся, если они провалятся на экзаменах, только такой перспективой: или идти в продавцы (это для девочек) или в армию (это для мальчиков). А что плохого в том, если девочка после средней школы пойдёт в продавцы, или в швеи, или в кондитеры? – хочется спросить. Разве позорно быть продавцом? У нас ведь все профессии хороши – выбирай на вкус. Так, например, говорили раньше, в советское время. А что плохого в том, если подросток пойдёт в армию: Родине служить? Служба в армии всегда была и, думаю, остаётся почётной и сейчас. Почему же учителя пугают мальчишек армией? Почему непременно хотят, чтобы после школы и мальчишки, и девочки обязательно поступали в вузы? Конечно, ВУЗ – это модно и престижно. А почему не получить рабочую профессию в техникуме, колледже, профтехучилище? Квалифицированный рабочий с высшим образованием – вот это клёво! Тем более сейчас, когда промышленность нуждается в умелых рабочих руках. Об этом неоднократно говорили и президент, и премьер-министр.

Но вернёмся к ЕГЭ. Изначально предполагалось, что он будет независимо ни от каких факторов независимой оценкой знаний учащихся. А тест – это всего лишь инструмент такой оценки. И, как считают специалисты, неплохо бы было, если бы независимые экзамены стали по-настоящему честным инструментом при оценке знаний. И тогда не надо проверок металлодетекторами и видео наблюдений. Не кажется ли вам, что все эти мателлодетекторы и видеокамеры приучают детей к различного вида уловкам, когда их нет, и поступать честно, только когда они есть?

Если вернуться к экзаменам прошлых лет, то тогда шпаргалка была чуть ли не узаконенным средством сдачи экзаменов, утверждают некоторые аналитики. Да, шпаргалками пользовались. Но опять же, только те ученики, которые плохо учились, которые не знали предмет достаточно хорошо, и чтобы получить достойную оценку, они шли на различные уловки. То же самое стараются делать посредственные или плохие школьники и сейчас. А те, кто хорошо учился весь учебный год – с любым предметом на ты, тому не нужны никакие шпаргалки. Так было. Так будет всегда. И никакие строгости не помогут. Излишние строгости только вредят.

Со следующего учебного года, по некоторым данным, Единый госэкзамен, если его учащийся провалил, можно будет сделать в так называемых независимых центрах оценки качества образования. К примеру, родители того или иного ученика хотят знать на каком уровне их отпрыск знает тот или иной предмет. Для этого можно будет прийти на переэкзаменовку в этот самый независимый центр оценки знаний и узнать, правильно ли оценили знания вашего сына или дочки. То же самое может сделать и непосредственно вся школа. Для этого она должна пригласить независимых экспертов из независимого центра. И эти эксперты определят готовность школы к проведению экзамена по тому или иному предмету. Можно будет, говорят, сдать учащимся экзамен по несданному предмету несколько раз. И опять же в этом самом независимом центре оценки знаний. Впрочем, и по сданному предмету, если оценка не устраивает.

Борис Волжский, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 24 (585), 04.07.2014 г.