Поговорим о самозанятых, астраханцы
В середине 2016 года правительство нашей страны поставило задачу: пересчитать неработающих граждан трудоспособного возраста с целью заставить платить налоги и платежи в дефицитный бюджет. Чиновники подсчитали, что многие из них скрывают свои доходы, работая нелегально. Называть нелегально работающих стали самозанятыми. И они действительно были занятыми, но не зарегистрированными в органах трудоустройства. При этом неплохо зарабатывали, занимаясь ремонтом машин, подготовкой к школе детей, отделкой квартир и многим другим.

Проблема так называемых самозанятых периодически возникает на разных уровнях. В том числе и на самом высоком государственном уровне – на федеральном. Недавно, в начале марта, текущего года этой проблемой вновь заинтересовались законодатели. Выполняя задачи, поставленные в послании президента Владимира Путина Федеральному собранию, они среди других решили обсудить непростую тему о самозанятых гражданах страны, которых в данный момент, по некоторым данным, около 15 миллионов. В каждом регионе есть такая категория людей нелегально зарабатывающих средства на пропитание. Астраханская область не является исключением. Кто назовёт точные данные, сколько их у нас? И всё дело в том, что они не афишируют себя, опасаясь санкций правоохранительных органов и налоговой службы.
Как же вывести этих людей «из тени»? Как решить вопрос с их статусом? Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение правительству решить эту проблему до 26 июня текущего года.
Предложений уже поступило несколько. К примеру, уполномоченный по правам предпринимателей России Борис Титов предложил закрепить за такими гражданами статус индивидуального предпринимателя. В министерстве экономического развития идея Титова поддержали, а вот минфин отверг и предложил наделить самозанятых особым льготным статусом по уплате налогов. Плюс к этому минфин предложил ещё на год продлить мораторий на налоги для тех, кто сам зарегистрировался в реестре. Тут следует сказать, что ещё в 2016 году для самозанятых сделали своеобразную поблажку, разрешить им два года не платить налоги: своеобразную «налоговую амнистию». А вот в Совете Федерации эту идею посчитали не выполнимой. Дело в том, что за время прошедшего налогового моратория не набралось даже тысячи желающих выйти «из тени». Это говорит о том, что механизм вовлечения самозанятых в экономический процесс не работает должным образом. Поэтому большинство сенаторов высказались за патентную систему, когда можно один раз в год заплатить и потом, как говорится, работать спокойно.

Одновременно сенаторы выступают за то, чтобы цена этого патента была замечательно ниже, может быть, даже в разы ниже, чем, скажем в Европе, где предприниматели платят за патент от 20 до 60 процентов выручки государству.

Совет Федерации в данный момент подготовил соответствующий законопроект и передал его на обсуждение в Государственную Думу и в Правительство. После этого должен быть изменён экономический статус самозанятых, которым придётся перейти в категорию предпринимателей или работать по упрощённой схеме через патент.

Окончательная точка в вопросе вовлечения самозанятых в экономический процесс пока не поставлена. Не решён окончательно и вопрос социальных платежей для неработающих, которые народ окрестил налогом на тунеядство. Предполагается, что вносить платежи обяжут всех россиян трудоспособного возраста, не работающих по трудовому договору и не стоящих на бирже труда, за исключением льготных категорий.

Надо, сказать разговоры о введении «налога на тунеядство» в нашей стране идут уже не первый год. У этого налога есть сторонники и противники. Сторонники заявляют, что неработающие граждане сознательно попирают принципы социальной справедливости. Они не делают страховых взносов, а сами пользуются всеми гарантиями. Могут, например, бесплатно лечиться. А когда достигнут пенсионного возраста, могут рассчитывать на минимальную пенсию. При этом многие безработные явно не бедствуют: живут в дорогих квартирах, ездят на дорогих машинах…

Некоторое время назад с предложением ввести налог на самозанятых выступил Роструд. Параллельно ведомство заявило о намерении проверить реальные доходы неработающих граждан, поступающих в Пенсионный фонд. С подачи того же Роструда была выдвинута идея прижать тунеядцев, так сказать, материально. Однако официально эта идея тогда так и не была подтверждена. Определились с этим несколько позже, на специальном совещании, на котором обсуждалось социально-экономическое положение российских регионов и источники пополнения их скудных бюджетов. И вот тогда в качестве одного из таких источников был рассмотрен вопрос о «налоге на тунеядство». И хотя не совсем чётко, но уже просматривалась идея внесения платежей теми, кто избрал путь самозанятости. Эти платежи должны поступать в бюджеты субъектов федерации, потому что именно они несут основную нагрузку по содержанию больниц и поликлиник, куда, кстати, обращаются и неработающие.

Противники законопроекта о статусе самозанятых и «налоге на тунеядство» ссылаются на печальный опыт Советского Союза, где в Конституции существовала статья за ведение «паразитического образа жизни». В 1991 году эта статья была отменена. В Современной Конституции – Основном Законе страны, труд считается правом граждан, а не обязанностью.

Интересно, ничего не скажешь. Право на труд в Конституции закреплено, а вот обязанность трудиться не закреплена. Получается, что гражданин может поступать по своему усмотрению. Вот он и поступает: хочет – работает, хочет не работает.

И ещё. Если гражданин имеет право на труд, предоставьте ему это право и эту возможность. Не предоставляете? Так о чём же речь?

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат»