Роковые сороковые

Речь пойдёт о трёх кинолентах с одинаковыми цифрами: 44. Они стали нежелательными для России, – их «завернули» к показу в кинотеатрах, нет их и на DVD. Осталась единственная возможность – интернет.


Лучший из трёх запретных кинофильмов – эстонский «1944». Сама дата-заголовок лаконично говорит о содержании: освобождение Эстонии от немецко-фашистской оккупации. Но… тут не всё так просто. Начнём с того, что наши квасные патриоты сразу забили тревогу, зачастую отказываясь даже смотреть это кино. Как тут не вспомнить Жванецкого советских времён: «Давайте спорить о фильмах, которые мы никогда не видели, о книгах, которые никогда не читали…». Это к тому, что наша общественная мысль возвращается, точнее её силком возвращают, чуть ли не в те годы, какие указаны в фильме. И вот кто-то узнал, что кинокартина якобы про эстонскую дивизию «Ваффен СС». Всё – SOS, караул, как такое стало возможным?! Но сначала советую всё-таки смотреть, а уже потом кипятиться.


Следует указать на международный рейтинг IMDb – почти 8. Значит, это не сомнительная поделка, допустим, как польский х/ф «1920», а серьёзное кино. Здесь мы видим эстонцев воюющих с обеих сторон: и в дивизии SS и в Красной Армии. Показаны и народные ополченцы, однако, и они против Советов. Эстонцы с разных сторон баррикад сражаются отчаянно. Это ясно и из военной хроники, – маленькую Эстонию освобождали почти полгода: с июля по ноябрь 44-го. Трагедия эстонского народа заключалась в том, что для них компания по освобождению от немцев являлась продолжением своего рода гражданской войны, начатой в 1940 году, после советской оккупации Прибалтики. Комментарии на сей счёт есть в начале титров, как и к злополучному пакту Молотова-Риббентропа, по которому Гитлер согласился отдать Сталину Финляндию и страны Прибалтики. Финны, тем не менее, смогли отстоять свою независимость («Зимняя война» 1939 – 40 гг.), эстонцы нет.


Что интересно, среди эстонских бойцов-красноармейцев были солдаты 1939 г. призыва (ещё независимой Эстонии), как например сержант Еге – персонаж фильма.


- Почему вы не оказали сопротивления русским? – спрашивают его.


- Наверное, были слишком дисциплинированные, ждали приказа, - отвечает сержант. – Через пару месяцев не поняли как сами вдруг стали красноармейцами.


Среди молодых легионеров SS, мобилизованных немцами, тоже были люди, ставшие затем бойцами Красной Армии. Но были и эсэсовцы-добровольцы, как ефрейтор Карл, воевавшие до последнего. У него угнали в Сибирь родителей и сестру, и было бы странным, как хотели бы наши патриоты, видеть его среди советских бойцов, бегущих на врага с криками: «За Родину, за Сталина!». Такие близкие нам понятия как Родина и патриотизм стали слишком разными для эстонцев, разделённых Сталиным на два враждебных лагеря.


Стопроцентно отрицательный герой в фильме это «особист». Он эстонец, капитан Советской армии. Этот противный, отвратительный толстяк приказал сержанту стрелять в эстонских подростков в немецкой форме, которые сдались добровольно. «Я не стану стрелять в детей», – ответил сержант, и особист тут же убивает его из табельного «ТТ». Зависла напряжённая пауза, бойцы думают, кто будет следующий? Но нашёлся, слава богу, смельчак, русский по национальности, – уложил особиста с одного выстрела. Мы смотрим и думаем: эх, если б так всегда было на самом деле, а не только в кино. Сейчас и в некоторых российских фильмах особистов показывают главными врагами Красной Армии, но вот убивать их у нас не решались. Да они сами в бой-то и не лезли, а только чинили расправы в тылу.


Теперь надо бы отметить художественные достоинства «1944». Батальные сцены – а это основное, что должно захватывать в военной картине – показаны мастерски и достаточно зрелищно. Этого никто не может отрицать. Все боевые эпизоды отсняты как в реалити-шоу, без спецэффектов, замедленных кадров и комбинирования. Кое-кто замечает, что «горячим эстонским парням» ещё далеко до Голливуда, да и до нашего военного кино не очень-то близко. Оно всё так, но будем учитывать, что в маленькой Эстонии нет гигантского кинобюджета и размашистых павильонов, и рассчитывают они только на самих себя. Для эстонцев этот фильм всё равно, что блокбастер, хотя до самых крутых высот может и не дотягивает. Но надо ещё учесть, что их кинематограф только сравнительно недавно начал вылезать их небытия и разрухи, связанных с распадом СССР. Латыши и литовцы так вообще продали всё имущество и территорию своих киностудий барыгам-капиталистам, и простились со своим кино навеки. Эстонцы, отдадим им должное, смогли сохранить родной кинематограф, как национальное достояние. А сейчас их фильм «Мандарины» даже претендует на «Оскар» для иностранцев.

Следующий фильм «Город 44» снят в Польше. Сразу можно догадаться, что речь пойдёт о знаменитом и трагическом Варшавском восстании лета 1944. Требования к польскому кино у нашего зрителя всегда были высокие. Ещё бы! Есть ли те, кто не помнит в советском прокате: «Новые Амазонки», «Ва-Банк», «Дежа Вю» и т.д.? Но вот не стало советского проката и исчезло великое польское кино, впрочем, как и наше.


Новая картина «Город 44» также малость разочаровывает. Думается, что могли бы поляки снять и покруче и поинтереснее, благо хорошая школа имеется. А так, фильм вроде неплохой, но более подходит для телевизионного кино, нежели для полнометражного. Нам кажется, что количества боевых сцен недостаточно для двухчасовой ленты, Голливуд бы им в помощь. Но поляки, к их чести, обошлись исключительно собственными силами. Да в принципе, если сильно не придираться, то сойдёт. Зрители из увиденного больше всего запоминают кровавый дождь после взрыва госпиталя. Не могу сказать, насколько возможно такое в реальности, но смотрится жутковато.


Так в чём «крамола» этого кино по поводу непопадания в наш прокат? Видимо, из-за отношения поляков (как в кинокартине, так и в современной политике) к Красной Армии, которая сильно подвела их, не придя на помощь во время восстания. Однако создатели фильма как раз подошли критически к руководителям восстания из Армии Крайовой, которые абсолютно не согласовывали свои действия с советским командованием, думая, что всё получится и разрешится в пользу повстанцев, если русские уже на подходе. «Два-три дня и всё закончится», – хвалятся поначалу бойцы Армии Крайовой. Чем всё закончилось, мы знаем: фашисты жестоко подавили восстание и разрушили почти всю Варшаву. Эту же картину наблюдаем и в фильме.


Главный герой – молодой поляк Стефан примкнул к восстанию, польстившись на популистские воззвания вожаков. А в итоге он потерял всё. Немцы убили его мать, младшего брата, подругу, а то, что дом сравняли с землёй, уже не выглядит на этом фоне самым страшным бедствием. Стефан весь разбитый и надломленный гневно вопрошает одного из командиров: «Зачем вы это сделали, зачем всё это было?!» Хэппи-энда в такой драме, конечно же, быть не может, ладно хоть главный герой остаётся в живых, хоть и весь израненный.


Третий фильм «Номер 44» американо-европейской копродукции в нашем прокате обломили перед самой премьерой. Фильм был официально закуплен, дублирован, анонсирован к показу, но… Есть у нас такой деятель – министр культуры Владимир Мединский. Я, будучи историком, крайне удивлялся (ну просто волосы дыбом вставали) той ахинеи, что нёс Мединский на всех телепроектах, включая «Исторический процесс». Он был ещё не министр, а «скромный» профессор истории, но его бредятина пришлась как раз ко двору, где решили следовать порочной формуле Брежнева и Суслова: зачем нужна правда, если она невыгодна? В итоге Мединский стал министром, и вред теперь приносит во сто крат больший: он ввёл цензуру везде, в том числе и в кинопрокате. Мы уже забыли о таком понятии, думали, что регресс невозможен. Однако я уже напоминал, в какие годы мы вернулись и, похоже, всё наследие хрущёвской оттепели и горбачёвской перестройки накрылось медным тазом.


Но надо пару слов сказать и о фильме. Удивитесь, но как ни странно, я согласен с тем, что «Номер 44» не следовало пускать на наши экраны. Но прежде всего, его не стоило закупать за границей и готовить к запуску в кинотеатры, ведь фильм неинтересный и очень примитивный. Это даже не штамповка, а кинематографический брак. Знаю, что поклонникам Тома Харди и Гари Олдмана стыдно за своих кумиров, как и мне за Венсана Касселя. Ну, мне «повезло» чуть больше, – у Касселя второй план, но ведь всё равно получилась полная лажа.


В интернете этот фильм не приобрёл бы никакой известности, если бы не запрет Мединского, невольно делающего такие поделки популярными, по аналогии с запретным плодом. Но в чём же у этого «номера» криминал, не прошедший нашу цензуру? Конечно же, в «чернушном» освящении наших доблестных карательных органов. Как жаль, что до сих пор не изобрели машину времени. А то я бы отправил в это «героическое прошлое» самого Мединского, да ещё в ведомство другого «славного» очкарика – Л.П.Берия. Что бы они там сделали с таким вот коллегой? Наверное, сразу приговорили бы как гнилого интеллигента, космополита и двурушника. В этом, думаю, никто не сомневается. А нам остаётся колесить и дальше по просторам интернета, выискивая интересное андерграундное кино, пока всемирную паутину у нас ещё полностью не зацензурировали.


Абрамович Николай, Оренбург, 2015 г., астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 35 (645)