Шпионские игры Спилберга. Счёт 2:1

В России состоялась премьера фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост». Нас как раз подкупает рекламная замануха: «Основано на реальных событиях». Посмотрели и задумались: а так ли всё это было?


Пересказ фабулы достаточно короток: американцы повязали нашего разведчика, а наши сбили американского лётчика и через некоторое время их обменяли друг на друга. Жанр картины заявлен громко: драма, триллер. Длительность – немногим более двух часов. Триллер, скажу прямо, как жанр не получился абсолютно, даже если и политический. А как Спилберг пытался нарисовать «картину маслом», показывая ужасы восточно-германского или советского режима, не выдерживает никакой критики.


Единственное, что можно отметить как плюс, – если виденный ранее, действительно, политический триллер Спилберга на реальной трагедии «Мюнхен», являлся мрачным и неинтересным, несмотря на обилие трупов, то «Шпионский мост» выглядит куда интереснее и веселее. Тем не менее, Спилберг здесь явно «загнался». По прямому повествованию сюжета никаких трупов нет вообще, как не было их и в реальности, и не было никаких острых моментов, кроме сбитого самолёта «U-2». В таком случае, надо же что-то придумать, а то зритель заскучает и уснёт. И режиссёр придумывает. Сначала американские ультра-патриоты обстреляли квартиру адвоката Донована. Ведь он защищает в суде советского шпиона, а значит он такой же враг Америки. Затем, когда адвокат находится в Берлине, то видит из окна трамвая, как гэдээровские пограничники стреляют по перебежчикам и убивают их. Получается, что формально законы жанра хоть немного соблюдены, а реально – всё это блеф для тупого обывателя. Обстрела семейного гнезда респектабельного адвоката, конечно же, не было; а стрельба по тем, кто бежит через Берлинскую стену, не могла же вестись каждый день, и чтобы Донован всё это так прекрасно видел, находясь в общественном транспорте неподалёку.


И вообще, по мнению голливудских киношников, в ГДР было нечего есть, нечего одеть-обуть. Немецкие гопники даже сняли с Джеймса Донована пальто, но странно, что же тогда до трусов не раздели и не разули? Секретарь советского посольства понимающе резюмирует: «А что ж Вы хотели? Пальто же куплено в магазине “Sax” на 5-й Авеню». Вот так вам паукам-американцам, будете знать! Для нас россиян, или же для всех бывших советских поданных, сразу возникает сравнение от противного: если бы мы так «плохо» жили как немцы ГДР, то Советский Союз существовал бы до сих пор. Советские силовики в фильме, конечно же, варвары, – они истязают на допросах сбитого пилота Пауэрса, который не просто подследственный, а уже мотает срок по приговору суда. Но мы «совковые ребята», к этому давно привыкшие, было бы странно, если бы америкосы показывали нас по-другому. Однако для нас кажется странноватым, что немцы ГДР у Спилберга выглядят ещё большими варварами, чем русские. Но не будем забывать, сто Спилберг еврей (вспомните «Список Шиндлера»), и для него немцы будут пострашнее русских.


У Спилберга актёр, играющий нашего разведчика, лишён всякой харизматичности и какой бы то ни было фактурности. Но этот персонаж, слава Богу, не является и отрицательным героем. Времена холодной войны давно позади, теперь можно и с американской стороны взглянуть на вещи совсем по-другому. Кроме того, адвокат Донован начинает восхищаться советским агентом за его принципиальность и несгибаемость. Как не запугивали «красного шпиона», он никого не выдал и ничего не рассказал ЦРУ о своей работе и прочих секретах. 


- Вы не волнуетесь? – постоянно спрашивает адвокат у своего клиента.


- А это поможет? – невозмутимо отвечает Абель.


Железные нервы, ничего не скажешь. Он не боялся получить «вышку» от американской фемиды и, по ходу дела, не боялся уже вообще ничего. Приговор – 30 лет заключения, он встретил с достоинством. Ультра-патриоты США в бешенстве. Они кричат на суде: «повесить!», «на электрический стул!» А Джеймс Донован, вроде тоже патриот Америки, как и многие, подаёт кассацию о невиновности подсудимого и о нарушении закона в ходе следствия. Неслыханно! Но за стойкость всегда принято уважать даже врагов. Затем в СССР судят лётчика-разведчика Гарри Пауэрса и дают только 10 лет. Так чьи же патриоты более кровожадные? Явно не наши. Да и сам мистер Крусчев (как называли Хрущёва американцы) хоть и обещал всем капиталистам показать «кузькину мать», был всё же первым советским либералом.


Всё это хорошо, но где же в кино интрига? Спилберг ведь не делает героя ни из своего «шпиона» Пауэрса, ни из нашего Абеля. У него главный и по-настоящему американский герой – это адвокат Джеймс Донован в лице актёра Тома Хэнкса. У нас Хэнкс хоть особо и не фаворит, но все знают, что любую роль он вытягивает на все 100% и даже больше, и может спасти не слишком удачный фильм. И здесь ситуация абсолютно аналогичная. В нашем случае, персонаж Хэнкса – адвокат Донован – берёт на себя всю ответственность переговорного процесса по обмену «шпионов». Но Спилберг лажанулся, сняв сцену задержания американского студента Прайера силовиками ГДР. Зачем его избили и скрутили, если он никакой не шпион (студент ведь) зрителю непонятно, и весь этот кадр сделан «топором». Может опять всё к тому, что у Спилберга раз немцы, значит варвары? И тут главный персонаж – Донован, попав в Берлин, прёт как танк напролом и ставит условие: обмен будет, но… двух граждан США за одного советского. Цэрэушники в гневе: «Ты сорвёшь всю операцию, ты, что из себя возомнил?!» А Донован упёртый как баобаб. Он договаривается и с немцами и с советским посольством без всяких угроз, только словом и убеждением. Настоящий дипломат, и где только его откопали? Он своего добился и на знаменитом Берлинском мосту происходит обмен. Все довольны, все живы-здоровы и вернулись на Родину.


Фильм из-за этих интриг и «базаров», конечно, затянулся и утратил динамизм. Продвинутый зритель понимает, что теперь адвокат Донован наверняка должен стать национальным героем Америки и быть популярнее президента Кеннеди. Но на деле, конечно же, всё выглядело куда скромнее, без фанфар. Кино есть кино, и хитрый еврей Спилберг как никто лучше это знает. Но он нас всё равно «обул» со счётом 2:1, как и было в реальной истории: два американца – один русский.


Но в целом, могу сказать, что фильм посмотреть можно, ну хотя бы раз. Если Спилберг где-то и подкачал, то Том Хэнкс уж точно постарался на славу. Настоящий голливудский и американский патриот, и с этим не поспоришь.


Абрамович Николай (г. Оренбург),

Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» №2 (660), 2016 г.