Воспитание: забота учителей или родителей?

Как правило, в Астрахани семья, прежде всего, озабочена вопросами устройства жилья и добычи денег. Чем же занимаются сегодняшние родители? Они работают. Зарабатывают деньги для дальнейшего образования своих детей. Ведь высшее образование с каждым годом растёт в цене. В этой погоне за будущим своих чад родители совершенно забывают об их настоящем.


Уставшие и раздражённые по вечерам, они не находят сил даже поинтересоваться делами ребенка, что уж говорить о воспитательном процессе. Поэтому детьми обычно занимаются бабушки и дедушки. Заметьте, что такой «бесплатный детский сад» имеет место быть только в России. Ни в одной другой стране пожилые люди не будут тратить свое время на воспитание внуков, они предпочитают мирно наслаждаются жизнью на заслуженном отдыхе. И хорошо ещё, если эти бабушки-дедушки здоровы и в состоянии приглядеть за внуками. Если такой возможности нет, ребенок просто предоставляется на воспитание самому себе.


На гувернантку в нашей среднестатистической семье средств не хватит. И вот ребенок сам просыпается в школу, сам возвращается оттуда, сам делает уроки и ложится спать. Возможно, вечером, смертельно уставшая за день мама, поцелует его на ночь – максимум. Ни о каком воспитании тут речи быть не может. В лучшем случае ребёнок вырастет самостоятельным и хладнокровным. В худшем – старая и больная мать будет носить передачки сыну, которому она не додала внимания в детстве.


Многие родители убеждены, что воспитание, так же, как и образование – забота школьного учителя. Почему-то мамы и папы думают, раз ребенок проводит полдня (а то и больше) в школе, пусть там из него и делают человека. И снова заметьте, только в нашей стране плохое воспитание считается упущением педагога. Но при всем желании проконтролировать действия детей наши учителя могут только во время школьных занятий. Что их подопечные делают во внеурочное время – забота исключительно родителей. Стоит ли напоминать, что воспитание – процесс двусторонний. Ни для кого не новость, что сегодняшние ученики (уже и начальной школы) спокойно используют в своей речи нецензурную лексику, курят, огрызаются и мастерски защищают свои детские права в любых случаях.


Без преувеличения, вот некоторые примеры из происходящего в астраханских школах: ученик X. ударил одноклассницу в живот за её отказ в финансовой помощи; ученик Y подробно рассказал в своём сочинении «Как я провёл лето» о том, как они с отцом убегали от полиции; ученик Z похвастался одноклассникам, что у него в портфеле есть капсула с наркотиком (впоследствии выяснилось, что он просто хотел казаться крутым, не более того); ученик N написал прямо на стенах школы нелестные высказывания о директоре. И ведь каждый родитель думает: «мой ребёнок точно этого бы не сделал». Родители всех этих учеников тоже так думали и были просто в шоке, узнав правду. Благополучные, полные семьи. Казалось бы, как можно опуститься до такого поведения. Отсутствие родительского внимания и контроля – основная причина.


Корреспондент «Факта и компромата» поинтересовался у некоторых астраханских учителей, что они думают о современном воспитании.

Учитель начальных классов (пожелал остаться анонимным), поделился с нами своими соображениями:


- Дети лишены внимания со стороны родителей, элементарной заботы. Отсюда все проблемы. В большинстве случаев родителям просто не до детей, и самое страшное, что дети это понимают. Поэтому они чувствуют свободу в действиях и поведении. Я не думаю, что нужно растить детей в строжайшем контроле, это может только навредить, запугать их, делать скрытными. Но давать ребёнку свою любовь и заботу – это обязанность каждого родителя. Если вы изначально не планировали тратить на него почти всё свое время, стоит задуматься, а нужен ли вообще вам этот ребёнок.


А вот что думает Лебедева Людмила Константиновна, преподаватель немецкого языка в Астраханском государственном университете:


- Воспитанием детей должны заниматься исключительно родители. Перекладывать ответственность за пробелы в воспитании ребенка на учителя – глупо. Ребёнком нужно основательно заниматься целый день, а учитель физически на это не способен. Я считаю, что маму следует освободить от любой работы. Финансовое обеспечение семьи должен взять мужчина, а отвечать за воспитательный процесс – женщина. Если ситуация никак не позволяет оставить работу, можно нанять гувернантку. Главное – ребёнок ни в коем случае не должен оставаться на воспитание самому себе.


Как ни грустно об этом говорить, но в нашей стране компонент «воспитание» как таковой отсутствует. В нашем образовательном стандарте подразумевается моральное, духовное, эстетическое и другие виды воспитания в школах, но по большому счёту никаких особенных мероприятий не проводится. Министерство образования усиленно думает об умственном развитии будущего поколения, вводит новые предметы, новые методы проверки знаний, организует международные обмены школьниками. Безусловно, всё это пойдет юным гражданам на пользу. Но главной целью все равно остается одно – вырастить из каждого российского школьника достойного человека и гражданина. И если наши чиновники пока не предпринимают определенных действий для достижения этой цели, то главный социальный институт человека, семья, просто обязан помочь государству выполнить эту задачу.


Антон Грозный, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 43 (653)