На улице Володарского в областном архиве решили обновить фасад здания и подошли к этой затее со всей возможной серьёзностью. Видимо, решили успеть к саммиту, но потом спохватились: «Опаздываем, надо успеть хоть что-нибудь» и, как это обычно бывает с чиновниками, они успели. 

Вся операция по замене «устаревших» стёкол в узких архивных окнах заняла не так много времени, но этот отрезок запомнился без сомнения всем тем, кто в тот день имел счастье оказаться в центре. Глухие удары, резкие звуки битого стекла, шум и мат рабочих – таким запомнился архив астраханцам и гостям города. Стёкла летели вниз, на улицу Володарского, практически полностью уничтожив кустарник под архивом. И это правильно: какая-то старая архивная рухлядь много лет назад посадила ненавистные для Астрахани существа, то есть растения, вот и пришло время их уничтожить. Слава Богу, что тут совпало проведение важных работ и уничтожение зелёного массива – двух жирных зайцев одним выстрелом.

Под уничтожение кустарника можно списать даже дополнительную сумму, мол, пришлось вызывать специальную бригаду, а они дерут с желающих поквитаться с деревьями, как с тех липок! И это в Астрахани, где за уничтожение деревьев давным-давно пора доплачивать. Вообще архивные затейники мощно подошли к решению проблемы надоевших им окон. Этими самим окнами они сами себе изгадили всё так, что там вся земля теперь в стёклах. Да, рабочие поставили специальные щиты, чтобы битое стекло не разлеталось по всей улице, однако это не помогло и осколками посекло всё в радиусе тридцати метров, вся улица была в битом стекле, будто в Астрахани случилась «Хрустальная ночь» в отношении архивных ребят. 

Стоит теперь понять и разобраться: что же хранится в архиве, если к этому такое наплевательское отношение? Новое здание областному архиву никто не дарил и не собирался строить, значит, этот ремонт предполагает уплотнение хранящихся там материалов. А какие там материалы! Кладезь астраханской истории, даром что большей частью для простых смертных закрытая. Особенно интересны годы, предшествующие революции и период сразу после неё. Многие документы имеют гриф «хранить вечно», а к ним и отношение должно быть особое. Должно быть, да его не оказалось – разом уничтожить целый фасад стёкол это ли нормальный подход к работе? Нет, конечно, ведь таким образом был открыт для всех ветров целый корпус. Возможно, рабочие работали в герметично закрытых со стороны центра здания комнатах, но и это вряд ли, а судя по тому изобилию мата, они мотались там туда-сюда, не особо заботясь о соблюдении специального режима хранения нашей с вами истории.

Жуткий непрофессионализм и отсутствие современного подхода к решению вопросов – вот типичный астраханский чиновник, вот этот вредитель в архивной шкуре. Вместо современного подхода к модернизации собственного дела, архивариусы решили сэкономить и нанять обычную рабочую силу из серии «могу копать, могу не копать, да и лестницу могу сделать… только надо долго копать». По смете там можно смело предположить, какой был расход, иначе бы без такой сметы никто бы и пальцем не пошевелил, не начал бы вдруг в осень выбивать все стёкла в здании. Да-да, дорогие читатели, все ваши справочки пока лежат и ждут своего часа, а как понадобятся, так ничего и не найдётся – от дождя стало сыро и вся эта влага вольготно залетела в святая святых истории – архив. Такое варварство впервые отмечено в истории архивов Астрахани. Это сродни тому, что моряки в море взяли и открыли кингстоны. А что тут такого, может надо трюм прочистить. Вот так вот на ровном месте! Надо и всё, не поспоришь.

Люди в архиве работают может и хорошие, но слишком далёкие от жизни, какие-то прямо динозавры информационные, живущие на Луне и лишь изредка посещающие грешную Землю. Вопрос к архивариусам один. Если они обычные люди без сверхъестественных способностей, то наверняка им было видно, как в городе в последнее время трепетно относятся к фасадам зданий, выходящих на улицы. Может быть, у архивных людей какие-то свои далёкие от этой жизни мысли, например о том, как скопить денежный жирок к осени в два счёта. И они посмотрели видать на всю рабочую суету в городе и тоже решили обновить себе фасад под шум молотков и веселый гогот стаек малярш, снующих оранжевыми стайками в своих жилетах. Конечно же, у них было два варианта: либо успеть всё сделать до саммита и не только разрушить старый фасад, но и установить пластиковые окна, либо им сразу было ясно – до саммита не успеть. И что, какой был смысл так торопиться, можно было и подождать, начав бесполезные упражнения чуть позже, спустя всего несколько дней. Скорее всего, испугались ухудшения погоды, но позвольте, она и в день начала работ была вполне себе неважной, а для архивных документов и вовсе отвратительной. Самое тупое дело нельзя доверить – сиди на печи да за документами следи. Это же не склад ликёро-водочный, тут совсем нужно быть с Покровской рощи, чтобы не понимать главного: документы требуют всего лишь одного, а именно определённых условий хранения. 

Работать в архиве, это как сидеть на кухне и смотреть на холодильник. Можешь час смотреть, можешь два, да хоть всю жизнь сиди баклуши бей и получай зарплату. Только изредка тебя будут тревожить, просить достать что-то из холодильника и положить обратно. Вся же славная вещь в этой работе в принципе сводится к одному: сиди и ничего не делай. Это не мешки ворочать и даже не заниматься сугубо канцелярской работой, это вообще просто «не бей лежачего»! По-хорошему, областной архив после таких финтов ушами стоит как следует перетряхнуть, безответственных работников, устроивших стеклянную помойку на Володарского, уволить, а сам архив перенести куда-нибудь в АЦКК или в микрорайон Бабаевского. Стояли бы себе дальше, никто бы их и не увидел никогда, а так в самом центре города на месте архива можно запросто построить жилой дом и поселить в него всех областных и городских чиновников, чтобы они лишний раз не перемещались по городу, а спокойно жили и трудились в одном месте. В идеале этот новый административно-жилой комплекс можно было бы обнести высоченным забором, чтобы между ними и нами не было ничего общего. Туда нужно будет лишь завозить еду и деньги – больше им от нас ничего и не нужно. Если бы архив был за таким ограждением, ни один осколок не упал бы в город, а шума было бы на порядок меньше и количество испуганных горожан не составило бы несколько сотен человек. 

Так в чём же дело и почему архивариусы решили изменить стеклянный покров именно сейчас? Получается, что ситуация с оконными покрытиями была критической, раз пришлось заниматься этим в самый неблагоприятный для ремонта архива период года. Значит, и довели всё до последнего, дотерпели, а теперь началась спешка. Конечно! Кто ж будет сейчас допекать целый архив с расспросами о нежданном ремонте, когда документы внутри портятся. Аврал, пожар, спасите бумажки, не мешайте, а лучше помогите. Под такой соус можно сделать заказ пластиковых окон не где-либо, не по дешёвой цене, а у своих, где и качество откровенно неудовлетворительное, и цены выше на десятки процентов. Зато какой простор для коррупционной составляющей, какие жирные откаты потекут в архивные карманы загребущие. Денег в этом доме пыли и пустоты всё равно нет, вот и приходится хоть как-то выкручиваться. Где справку можно продать нужную, а где и документик редкий списать, признав негодным, а потом продать собирателям старины втридорога. Ни стыда, ни ума, ни совести. Такое впечатление, что архивом рулят несколько человек, и все они становились отрицательными героями наших публикаций. Это не дом, а огромная чёрная дыра, словно кариес испортившая обновлённую Астрахань. Что ж, если у человека нет государственного понимания и подхода к делу, нечего ему и делать на казённой службе. 

Чулпан Хаматов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 39 (599), 10.10.2014 г.