На прошлой неделе чиновники областной администрации во главе с губернатором побывали с рейдом на одном из главных рынков города — Больших исадах. Александр Александрович со своей командой ходил по грязным рядам несанкционированной торговли, стыдил чиновников за неумение навести порядок и давал поручения. Больше всех досталось мэрии. Оказывается, это именно она до сих пор не подняла штрафы за незаконную торговлю, не запретила въезд большегрузных автомобилей в центр города и еще много чего «не…». Губернатор обвинил городских чиновников в несостоятельности и распорядился, чтобы к маю Большие исады превратились в образцово-показательный рынок, где будет царить чистота, не будет незаконной торговли и загромождающих проезд многотонных фур.
Думаю, нет нужды соглашаться с тем, что на Больших исадах давно пора навести порядок. Городу, претендующему на звание Столицы России на Каспии, просто стыдно не разобраться с незаконной торговлей и антисанитарией на одном из своих главных рынков. Вопрос — кто это должен делать и как. После вышеупомянутого рейда у меня осталось ощущение, что вопросы задавали не совсем те, и не совсем тем.
По информации городского комитета по взаимодействию и работе с инфраструктурой, сотрудники мэрии и районной администрации ежедневно проводят рейды по Большим исадам. В прошлом году за торговлю в неположенных местах составлено более 1900 (!) протоколов, за первые три месяца этого года — еще 360. Все нарушители были оштрафованы. Причем многие из них — неоднократно. Однако на тротуарах продолжают торговать, и причина давно известна — смехотворно низкие штрафы. «Что такое 100 рублей для перекупщика, который в день зарабатывает несколько тысяч? — говорит председатель комитета по взаимодействию и работе с инфраструктурой администрации города Астрахани Леонид Хаймович. — Оштрафуй мы его на три-пять тысяч один раз, потом еще раз и еще — вот тогда бы он понял, что над ним есть закон, с которым нужно считаться».
Однако ни мэрия, ни городская дума по закону не имеют права поднимать штрафы. Принять такое решение может только областная дума. По словам Леонида Хаймовича, по просьбе мэрии городская дума неоднократно выходила с законодательной инициативой в госдуму Астраханской области с проектом закона Астраханской области «О внесении изменений в Закон АО «Об административных правонарушениях», но парламентарии его так и не поддержали. В последний раз законопроект предусматривал увеличение штрафных санкций по ст. 15.1 на граждан от 1000 до 4000 рублей (вместо ныне действующей вилки от 100 до 500 рублей) и на должностных лиц — от 2000 до 5000 рублей. Однако народные избранники его в очередной раз отклонили. Отвечать нам на вопрос, почему, депутаты не хотят. Может быть, ответят губернатору?
Настолько же «не по адресу» и критика по поводу нерешенной проблемы большегрузных автомобилей. Грязные, битком набитые овощами фуры, вытянувшиеся вдоль всех подъездов к рынку, давно портят жизнь и водителям, и пешеходам, приезжающим на Большие исады. После губернаторского рейда мэрии дали месяц на то, чтобы очистить от них территорию рынка. Вопрос, как она это будет делать? По закону ограничивать или запрещать движение транспорта могут только областные власти. До недавнего времени в Астраханской области действовало специальное постановление губернатора, которое позволяло муниципалитетам вводить некоторые ограничения на проезд.
Однако этот документ был признан губернатором утратившим силу еще в прошлом году.
Теоретически у проблемы большегрузного транспорта есть другое решение. Еще год назад администрацией Кировского района совместно с комитетом ЖКХ мэрии было принято решение об установке знаков, запрещающих движение грузовиков по улицам Чалабяна, Ногина, Бабушкина, Н. Качуевской. Знаки поставили. Но до сих пор остаётся загадкой, почему КАМАЗы и МАЗы по-прежнему ездят там, где им удобно, а сотрудники ГИБДД смотрят на это сквозь пальцы. В пресс-службе ведомства говорить на эту тему с нами отказались. Может быть, скажут губернатору? Есть вопросы и к правоохранительным органам, прокуратуре, Роспотребнадзору и другим структурам, которые наделены «принудительными» полномочиями и могут задержать нарушителя, наказать, подать на него в суд и т.д. Почему в Краснодарском крае милиция строго следит за порядком в местах торговли, а у нас ребята в погонах спокойно прогуливаются по Красному мосту, не реагируя на то, что буквально в метре от них на тротуаре ведется бойкая торговля продуктами питания? Они что, не читали Кодекса об административных правонарушениях, который признает незаконную торговлю нарушением? Или пресечение правонарушений в их обязанности не входит? А как относиться к истории с возбуждением уголовного дела на сотрудника административной комиссии, который принял решение конфисковать весы у «предпринимателя», неоднократно попадавшегося на торговле в неустановленном месте? Не думаю, что этому чиновнику понадобились весы для взвешивания картошки. Видимо, он просто уже не видел другого способа остановить ее продажу с тротуара.
Сотрудники администрации области, сопровождавшие Александра Жилкина, наверняка знают реальное положение дел в этой сфере. Но они почему-то молчали. В связи с этим возникает вопрос: чего они хотели добиться рейдом по Большим исадам? Если просто провести показательную порку, то, пожалуй, результат достигнут. Если же хотели действительно навести порядок на рынке, где на протяжении нескольких десятилетий бесконтрольно торговали с тротуаров, то пороли, выходит, не тех.
Ксения АЛЕКСАНДРОВА,
«Горожанин» №15, 31.03.10.