Альберт Вороков заканчивал учебу в институте, собирался жениться, иметь детей. Все это ему удалось, но дальнейшим личным и профессиональным успехам помешало … обвинение в преступлении, которого он не совершал.

«Не может быть», «Это какой-то абсурд», «Суд разберется и отметет эти глупые обвинения» - примерно так реагировали близкие, друзья и коллеги Альберта, когда узнавали, что его обвиняют в групповом разбойном нападении с причинением тяжкого вреда здоровью и хищении 15000 рублей.

После длительного судебного разбирательства, неоднократного изменения формулировки преступлений, в котором обвинялись, так называемые, соучастники, приговором Советского райсуда города Астрахани Вороков был признан виновным в совершении уже двух преступлений – причинения тяжкого вреда здоровью и грабежа и приговорён к 7 годам колонии строгого режима.

В биографии Альберта Ворокова нет ни одного темного пятна. Хорошо закончил школу, затем получил специальность техника-судоводителя, потом неоднократно повышал квалификацию, несколько лет отработал помощником капитана, постоянно ходил в море. Никогда не останавливался на достигнутом, поэтому решил получить высшее юридическое образование, что ему с успехом удалось. Всегда заботился о матери, которой пришлось одной растить его и двух братьев. В Астрахани встретил свою любовь – Лейлу, женился на ней, в семье родилась замечательная дочь Лаура. В ближайшее время в семье появится еще один ребенок. И тут как гром среди ясного неба - Альберта Ворокова обвинили в тяжком преступлении, после чего, суд признал его виновным в совершении двух преступлений.

Предъявите паспорт

В один из последних майских вечеров 2013 года Альберт встречался со своим приятелем Дегтяревым, с которым обсуждал вопрос возможного трудоустройства. Работать вахтовым методом на судне Альберт уже не мог: престарелая мать нуждалась в поддержке, да и молодая семья требовала внимания. Во время разговора к ним подошел Шаповалов, знакомый Дегтярева.

Через некоторое время собеседники разошлись, Дегтярев направился в одну сторону, а Шаповалов и Вороков пошли к автобусной остановке. Вороков видел Шаповалова второй раз в жизни. Пока они ждали транспорт, у остановки остановилась полицейская машина. Вышедшие из нее молодые люди в погонах попросили предъявить документы, зачем-то сфотографировали парней и уехали. Та вечерняя проверка документов так бы и забылась Альберту, если бы в скором времени ему и Шаповалову не предъявили обвинение в групповом разбое с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшему и хищении денег. И тут нам нужно вернуться на несколько дней назад.

Неудачный поход за водкой

19 мая 2013 года компания из 4 молодых людей, в число которых входили потерпевший Мальцев и его товарищ Егоров, распивали в гостях спиртное. После многочасового застолья, ближе к полуночи, горячительное закончилось, а веселиться хотелось дальше, и Мальцев с Егоровым отправились в ближайший ночной магазин за добавкой. Проходя мимо одного из подъездов своего дома, они увидели группу молодых людей, среди которых якобы находились Вороков и Шаповалов. Купив спиртное, Егоров с Мальцевым направились домой. Егоров почему-то шел впереди, а Мальцев отстал метров на 20.

Далее, по словам Мальцева, события развивались следующим образом. Когда, возвращаясь, он вновь проходил мимо группы молодых людей, кто-то из них ударил его в лицо, а когда он упал, они продолжили избивать его уже на земле. Потом один из нападавших залез к нему в задний карман джинсов и похитил 15 000 рублей. Мальцев утверждает, что это был Вороков. В темноте подвыпивший и избитый Мальцев, пребывая в шоковом состоянии, "прекрасно рассмотрел" и запомнил лицо похитителя. Что касается Егорова, то он ничем не мог помочь приятелю, поскольку так же подвергся нападению. Его догнали, повалили на землю и тоже принялись избивать без всякой причины.

Задержание Ворокова и Шаповалова произошло спустя неделю после совершения преступления. По версии следствия и суда, Егоров случайно встретил Ворокова и Шаповалова в городе, после чего, позвонил в полицию, сотрудники которой приехали на место нахождения Ворокова и Шаповалова и подошли к ним под видом проверки документов. В это время к ним подошел Егоров, ожидавший полицейских неподалеку. Доказательством вины Ворокова, по мнению следствия и суда, является его реакция на появление Егорова: он то ли вздрогнул, то ли голову повернул, то ли опустил ее. И это, по сути, единственное «доказательство», помимо объяснений пьяных Егорова и Мальцева, на котором строилось обвинение человека, находившегося в это время в совершенно другом месте.

Алиби, которое не признают

В тот вечер, когда кто-то избивал господ Мальцева и Егорова, Альберт со своей невестой (в настоящее время женой) Лейлой занимался совершенно другими делами. В 22:00 она на своей машине заехала за Альбертом к общим знакомым, после чего они решили теплым майским вечером покататься по городу. Сначала перекусили в Макдональдсе, затем поехали на заправку, а дальше на набережную. Камеры видеонаблюдения АЗС и ресторана быстрого питания это подтверждают. Проведенные, по инициативе адвокатов исследования специалистов-профессионалов показывают, что даже при огромном желании Альберт не смог быть одновременно и с женой на заправке, и на месте преступления! Об этом пишет в своем рапорте первый следователь по делу Клишин: «Изучив данные видеозаписи, прихожу к выводу, что Вороков не мог совершить преступление. Но, видимо, кому-то очень хотелось «раскрыть» преступление, следователя по делу меняли 3 раза, показания потерпевшего тоже претерпевали метаморфозы. И вот, несмотря на очевидные вещи, Советский районный суд под председательством судьи Желтобрюхова 27 октября 2014 года выносит обвинительный приговор и назначает Альберту 7 лет колонии строго режима.

Советский районный суд, по сути, встал на сторону обвинения и предварительного расследования и отказался даже просто приобщить к делу доказательства невиновности Ворокова. Так, не были приобщены к уголовному делу исследования специалистов, подтверждающих алиби Ворокова, а именно невозможность в указанное время находиться на месте преступления. Данные исследования проводились по инициативе защитников Альберта, так как суд просто не захотел назначить проведение аналогичной судебной экспертизы.

Также суд отказался признать доказательством фотографию кассового чека, подтверждающего, что Альберт с Лейлой в момент совершения преступления, приобретали бензин. Почему фотографию, да потому что следователи, проводившее следствие, несмотря на заявления Лейлы, отказались принять чек в период следствия, а на момент суда, проходящего через 18 месяцев после преступления, чернила на чеке выцвели. И это все при том, что есть видеозапись, подтверждающая нахождение Ворокова на заправке, есть показания заправщика, который заправлял машину и видел Лейлу и Альберта.

 Советский райсуд в приговоре ссылается на заключения амбулаторных комплексных психолого-психиатрических экспертиз, проведенных в отношении Мальцева и Егорова как на основание доверять их показаниям. При этом суд игнорирует вывод этих же экспертов о том, что в интересующий следствие период Мальцев находился в состоянии простого алкогольного опьянения. Естественно, вопросом возможности восприятия Мальцевым всех событий в состоянии опьянения и вопросом влияния спиртного на эту возможность у потерпевшего никто не занимался.

В ходе рассмотрения дела в суде, в нападении на Мальцева и Егорова обвиняли не только Ворокова и Шаповалова, но и еще двух человек, но поскольку у тех были безусловные алиби (один в ту ночь был в Москве, а другой – на работе), то суду ничего не оставалось, как снять с них обвинения. При этом потерпевший Мальцев безапелляционно заявлял, что именно эта четверка избила его в тот вечер. Суд никак не отреагировал на то, что Мальцев дает недостоверные показания. Четвертому обвиняемому – Шаповалову повезло меньше всего – в тот вечер он мирно засыпал у себя дома, но вот незадача – доказать этот факт никто не смог, поэтому его адвокат убеждал Шаповалова дать признательные показания, чтобы получить условный срок. Однако во время этого судебного процесса адвокат сам попал под следствие, но это уже совсем другая история, поэтому Шаповалов вину-то признал, а срок получил вполне реальный – 4 с половиной года колонии строго режима.

Надежда на справедливость

29 января 2015 года Астраханский областной суд рассмотрит апелляцию Альберта Ворокова на вынесенный приговор. Все близкие очень надеются, что вышестоящая инстанция отделит зерна от плевел и отменит несправедливый приговор, который ломает жизнь невиновному человеку.

«Если бы Альберт действительно совершил преступление, разве он сидел бы 8 месяцев в Астрахани, когда у него не было никакой меры пресечения? Да он давно бы убежал, как бы это сделал настоящий преступник, "лег бы на дно". Но он остался в городе и на все вызовы, допросы всегда приезжал вовремя и без опозданий, потому что сам хотел докопаться до правды и найти истинного преступника, и намерений скрыться у него не было! Зачем, ведь он знает, что он не виноват! Преступник не ведёт себя так!» - досадует жена Альберта Лейла. – Вот уже почти 2 года наша семья находится под гнетом и напряжением, несправедливый приговор сделал нашу супружескую жизнь невыносимой, лишил отцовского внимания и ласки нашу дочь и нашего еще неродившегося ребенка. Мы давно уже потеряли сон и покой и так и не познали радости семейной счастливой жизни».

Мама Альберта до последнего надеялась на оправдательный приговор, но после услышанного в зале суда ее состояние здоровья ухудшилось. «Неужели наше правосудие, о котором так много говорят – так «гуманно». Неужели человек, который имеет благополучную семью, заканчивает институт, стал бы совершать преступление? Я понимаю, что каждая мать думает про своего ребенка, что он самый хороший, но это правда. Что мне делать, скажите? У меня постоянно скачет артериальное давление, случаются сердечные приступы, обострились хронические заболевания. А куда нам деть тот факт, что в момент совершения преступления он был в другом месте», – недоумевает мама Альберта.

Алексей Николаев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 2 (612), 23.01.2015 г.