Астраханский балет встречает профессиональный праздник с надеждой

Сегодня во всём мире отмечается Международный День танца, учреждённый ЮНЕСКО 38 лет назад. В 1727 году родился французский хореограф, реформатор и теоретик балета Жан Жорж Новер. Дату его рождения провозгласили профессиональным праздником всех танцоров. 

В этом году балетный мир отмечает День танца по особенному. Вынужденная разобщённость и невозможность полноценно встретиться не только со своим зрителем, но и с коллегами, привнесла тревожный момент ожидания и острую жажду творческого всплеска, который, несомненно, случится, когда театральная жизнь возвратится в свою привычную колею.

В нашем городе работает большое число замечательных хореографических коллективов, у каждого есть своя история, направленность и преданный зритель. Особое место в этом ярком списке имён, стилей и названий занимает балетная труппа Астраханского государственного театра оперы и балета. 

За неполные десять лет своего существования в нынешнем формате, артисты астраханского балета являются украшением и гордостью танцевального искусства нашего города, представляя его за пределами региона, радуя публику своим мастерством.

К Международному Дню танца АГТОиБ подготовил трансляцию яркой постановки театра – авторского балета Константина Уральского «Пиаф. Я не жалею ни о чём». Ссылка активна с 18 часов 29 апреля в течение 24 часов.

Своим впечатлениями об этом спектакле с AST-NEWS.ru поделились солисты балетной труппы театра, рассказав, чем для них является сегодняшний праздник.

Мария Стец:

- Как правило, международный день танца мы всегда проводили на работе, в балетном зале или на сцене. И, как мне кажется, это лучшее место, чтобы отметить этот праздник! Логично же: в День танца думаем только о танце.

В этом году мы постараемся не изменять традициям, разве что изменится локация. Это будет квартира, уже ставшая для нас одновременно и балетным залом, и сценой. Мы, как и всегда, поздравим коллег с праздником, пожелаем друг другу здоровых и легких ног, вдохновения и ярких дней, наполненных искусством. А потом несколько часов уделим любимому делу – танцу.

Мне этот спектакль очень дорог. Новость, что скоро наш коллектив приступит к постановке «Пиаф. Я не жалею ни о чём», была для меня одной из самых радостных в жизни. Ведь мечта о воплощении образа Эдит не оставляла меня с самого детства. Было здорово и очень интересно примерять на себя образ артистки музыкального жанра. Интересно и по сей день, ведь с каждым последующим спектаклем я все больше погружаюсь в ее образ, лучше понимаю ее: как женщину и как артистку.

Самой интересной частью постановочного процесса для меня был поиск пластики, передающей голос Пиаф. Константин Семёнович поставил задачу танцевать так, чтобы создавалось впечатление, что я пою. Голос должен звучать из души, из сердца, из рук. Мне очень жаль, что в текущем сезоне я не смогу снова погрузиться во французскую атмосферу спектакля, снова примерить на себя образ Эдит Пиаф. Надеюсь, что мы вместе с нашими любимыми зрителями заполним этот пробел в следующем сезоне!

Айгуль Альмухаметова:

- Танец – это всегда эмоции, выражение своих мыслей в движении. То, чем я живу уже много лет! И, конечно же, именно для нас, людей, которые живут танцем, это большой праздник! В театре много интересных и дорогих мне спектаклей. И это заслуга Константина Семёновича, нашего руководителя балета. Именно он умеет оправдать каждое движение и наполнить его смыслом, за это ему большое спасибо!

Сегодня мы покажем один из его спектаклей «Пиаф. Я не жалею ни о чём». Невероятная история жизни Эдит Пиаф, ее песни, которые поют вживую, шикарно звучит оркестр ,каждый артист заряжен и отдаёт всего себя на сцене! С праздником друзья, коллеги, пусть танец будет всегда с нами!

Антон Пестехин:

- Главная примечательность балета «Пиаф. Я не жалею ни о чём» для меня в том, что это первый балет Астраханского гостеатра оперы и балета, в постановочном процессе которого я участвовал. Было очень интересно внести свою, пусть и небольшую, лепту в процесс создания спектакля. Интересной оказалась необычная концепция спектакля. Необычное оформление сцены, интересные творческие решения не только для артистов балета, но и для артистов хора и оркестра, непосредственное участие в спектакле двух художественных руководителей театра.

Артур Альмухаметов:

- Для меня праздники – это дни рождения или Новый год, а День танца не тот праздник, который я отмечаю, собираю большие компании со своими друзьями. Он больше дань уважения человечества этому искусству. Я очень рад, что такой праздник существует, потому что он напоминает, насколько красив танец во всех своих направлениях: будь то балет, народный танец или множество современных стилей. Хочется, чтобы больше детей начинало интересоваться танцами и привносило новые краски этому искусству! Хочу поздравить всех людей, причастных к танцу!

Этот спектакль очень живой и насыщенный. Яркие огни, как в цирке или же темнота и тишина, и сосредоточенность в гримерке, где ты один на один со своим отражением, и вместе с ним страхи, переживания и даже слёзы. Все это, если опустить жизнь самой Пиаф, рассказывает, что совершенно неважно, сколько раз ты упал, какова глубина этой пропасти, самое главное – подняться, отряхнутся и идти дальше с поднятой верх головой к своей мечте! Мне кажется, этот спектакль очень красноречиво описывает жизнь артистов и будет прекрасным примером для юных танцоров, как идти до конца!

AST-NEWS.ru поговорил также с балетмейстером, старшим педагогом-репетитором Астраханского театра оперы и балета Юрием Ромашко.

- Чем является это праздник для Вас лично и как его обычно отмечают?

- Это наш профессиональный праздник, мы все сейчас разбросаны по разным городам и странам, и это еще один прекрасный повод поздравить, и пообщаться со своими друзьями.

- Чем живёт Астраханский балет в эти затянувшиеся дни ожидания? Как организован день балетного артиста на карантине? Какова Ваша роль, как наставника, в поддержке общего духа и формы коллектива?

- К сожалению, мы лишены возможности работать у себя в театре, в нашем балетном зале, тем не менее, мы все поддерживаем свою профессиональную форму. Это - ежедневный тренажный урок, дополнительные занятия йогой. Многие артисты участвуют в уроках современного танца, которые я веду со студентами колледжа. Идет подготовка к постановке нашего нового спектакля «Раймонда». Артисты готовят свои партии, снимают их на видео, потом мы все собираемся онлайн и разбираем проделанную работу. Мы очень надеемся, что скоро снова соберемся в нашем балетном зале.

- Ваши ощущения от спектакля «Пиаф. Я не жалею ни о чём»?

- По моим индивидуальным воспоминаниям балет рождался во взаимной любви и радости! Это было прекрасное время общего творческого единения и счастья!

- Как отразится нынешняя непростая ситуация на дальнейших планах балетной труппы АГТОиБ?

- Это очень трудное время для всех театров в мире, да и вообще для всего мира! Многие планы откладываются на неопределенное время, но все же мы очень надеемся, что всё состоится, и  планы будут реализованы! По крайней мере, мы продолжаем готовить свой новый спектакль «Раймонда». 

Свой комментарий о спектакле «Пиаф. Я не жалею ни о чём» дал AST-NEWS.ru художественный руководитель балета, главный балетмейстер АГТОиБ, заслуженный артист РФ Константин Уральский

- Пиаф, ее голос, ее творчество всегда волновали меня. Я часто слушаю ее песни. Идеи передать эти чувства в хореографии возникли у меня давно. Но хотелось не просто оттанцевать одну из ее песен, хотелось передать историю непростой жизни этой великой актрисы. Жизнь женщины и певицы.

Как я всегда говорю, каждый замысел и спектакль имеют свою судьбу, свою историю. Нужно найти не только содержание, но и форму, через которую можно передать свои чувства и эмоции. Когда ты готов, ты сможешь увлечь и пригласить в мир спектакля артистов. Так сложилось, что в этой постановке сошлись три различных моих замысла: история закулисной жизни, рождение действия через тему, воплощённую на сцене в диалоге пианиста и хореографа, и конечно, тема Пиаф.

Я рад, что моя идея увлекла за собой сначала художественного руководителя театра Валерия Воронина, с кем мы и начинаем действие спектакля, а потом, включившегося в работу, композитора Сергея Дягилева. После чего, мы вместе увлекли за собой артистов. Постановочный период был очень коротким. И только благодаря вдохновению, которая рождала в нас Пиаф каждый день, мы выпустили спектакль в короткий срок.

Вокальный образ Эдит Пиаф в спектакле воплотила солистка оперной труппы театра Оксана Воронина. Она рассказала AST-NEWS.ru о своей работе в этой постановке:

- Я считаю, что родилась под счастливой звездой. Во-первых: служу искусству, а во-вторых: работаю в прекрасном, быстроразвивающемся театре, который постоянно радует зрителей новыми постановками.

Когда появилась идея создания спектакля «Пиаф. Я не жалею ни о чём» я и подумать не могла каким успешным окажется этот проект. О своем участии в нем узнала не сразу. Думаю, наши гениальные руководители знают о возможностях своих сотрудников больше, чем мы сами.

Конечно, волновалась. Это же огромная ответственность! Тем более, что песен Эдит Пиаф в моем репертуаре не было. Каково было удивление и восторг, когда я поняла, что это моё! Даже диапазон ее песен подходил, все они в спектакле исполняются в оригинальной тональности. Музыканты поймут, какая это редкость.

Для меня открылись новые возможности, новые краски голоса, манера исполнения. Я подчинила себе малую октаву. Для сопрано это колоссальный труд. А сколько бессонных ночей провела за оттачиванием произношения! Сейчас все это вспоминается с улыбкой. 

Этот спектакль очень необычный. Он позволяет заглянуть зрителю в самое сердце героев. Видеть их радость, слезы, боль. Игра артистов балета впечатляет. Лично я верю каждому движению, взгляду, вздоху. Находясь в такой близости, замечаешь все нюансы. Энергетика, которая от них исходит, завораживает. И конечно, зритель это чувствует, сопереживает. Иначе не было бы оглушительных аплодисментов каждый раз.

На этом спектакле всегда полный зал. Астраханский зритель разделил нашу любовь к этому спектаклю. Я бы очень хотела передать весь спектр эмоций, переживаемых во время исполнения. Как замирает сердце от осознания, что две женщины воплощают одну героиню. Мария Стец – телесная оболочка, грация, страсть, уязвимость, утонченность, а я – её голос. Всегда стараюсь быть её продолжением, поддержкой. На сцене мы являемся одним целым.

Можно много говорить, но самый лучший способ прочувствовать волшебство данного спектакля – посмотреть.

Интервью подготовила Екатерина Некрасова

Фото Марины Пановой-Ватанской